Боробудур
Маричева В.П.
Студент
Тульский
государственный университет, Россия, г.Тула
Аннотация: Статья рассказывает о храме Боробудур,
который расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява, 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Это крупнейший буддистский храм, который был заброшен в связи с
Исламизацией Индонезии.
Ключевые
слова: архитектура, храм, монумент, Боробудур, Буддизм.
Самый
большой в мире буддийский монумент, Боробудур, представляет собой огромный храм
9-го века, который сочетает в себе ступу (храм Будды), место паломничества и
трехмерный символ буддийских верований (рис. 1). Построенная на холме, это
огромная пирамида, украшенная сложными резными рельефами и статуями Будды.
Рис. 1 – Храм Боробудур/
Никто не знает, когда и кем был
построен Боробудур, но строительство, похоже, было завершено около 825 года при
династии Сайлендра, семье влиятельных правителей, которые пропагандировали
буддизм Махаяны. Их архитекторы взяли существующую буддийскую форму, ступу, и
усовершенствовали её.
Традиционная ступа - это курган со
священными останками. В Боробудуре ступа размером с небольшой холм состоит из
ряда открытых каменных террас или галерей, которые делят памятник на уровни.
Каждый уровень символически представляет сферы или состояния существования в
буддийской космологии. Основание здания символизирует царство желаний, в
которых живет большинство смертных. Следующие пять уровней, составленных из
террас на квадратном плане, представляют мир форм, место, достигнутое
буддистами, которые преодолели желание. Этот раздел содержит резные рельефы,
рассказывающие историю жизни Будды и другие предметы из буддийских писаний [1].
Три круговые галереи составляют конечный уровень, обозначающий бесформенное
царство - состояние нирваны, к которому и стремятся буддисты. В этой части
находятся 72 статуи Будды, которые хранятся под каменными навесами.
Паломники следовали по заданному
маршруту, обходили нижние уровни, смотрели на резные рельефы и изучали историю
Будды, прежде чем подняться на более высокие уровни. Меняющиеся галереи и
упрощение скульптуры дали паломникам ощущение духовного развития, необходимого
для подъема из сферы желаний на более высокие уровни.
У Боробудура отсутствует интерьер. То
есть, он состоит из земляного кургана, поддерживающего открытые террасы. Чтобы
построить эти террасы, строители добывали огромное количество местного камня.
Они формировали блоки по отдельности, чтобы соединять их как кусочки мозаики,
укладывая их без раствора. На каком-то этапе дизайн был изменен, а самый нижний
уровень монумента, основание, простирающееся на некотором расстоянии от
основной конструкции, было добавлено позже. В конце 19-го века реставраторы
обнаружили оригинальный фундамент, украшенный рельефной резьбой, похороненный
под более поздней каменной кладкой нижнего уровня. Никто не знает, почему это
было скрыто. Возможно, это произошло из-за того, что структура нуждалась в
укреплении, или из-за несовершенства в первоначальной работе с точки зрения
религии.
Рис. 2 – лев-страж Боробудура.
В Боробудуре есть несколько резных
львов, которые стоят как стражи в храме и рядом с ним (рис. 2). Несмотря на то,
что статуи в значительной степени вырезаны, они не очень реалистичны - львы не
были коренными жителями Индонезии, а резчики, которые, возможно, никогда не
видели настоящих, производили на свет собственное видение их образа [2]. Львы
символизировали храбрость. Они также были связаны с королевской семьей и
изображены на некоторых престолах, изображенных на рельефных скульптурах
Боробудура. Иногда говорили, что у Будды был голос льва.
Эти ворота принимают форму лица Кала
(«время»), сложного существа, которое появляется как в индуистской, так и в
буддийской мифологии. В буддизме говорится, что кала пожирает препятствия,
стоящие на пути просветления. В индуистской же мифологии Кала также
отождествляется с демоном по имени Раху, который украл эликсир жизни у богов и
был обезглавлен Вишну, но жил, потому что он уже выпил волшебное зелье. Поэтому
он является символом бессмертия, а драгоценности и украшения на его лице
представляют собой эликсир. Лицо Калы часто появляется на мандалах, священных изображениях,
основанных на кругах и других формах, которые используются в медитации и
духовном обучении. При взгляде сверху, с его сочетанием кругов, квадратов и
других форм, Боробудур очень похож на мандалу.
Рис. 3 - Бодхисаттва странствует и
приходит в Эрмитаж Падмы.
Серия рельефов на нижних уровнях Боробудур
показывает эпизоды из жизни Будды. Они рассказывают историю рождения и ранней
жизни принца Сиддхартхи, его отречения от королевской жизни, его путешествий в
качестве странствующего монаха и искателя истины, а также его возможного
просветления. На рисунке 3 мы видим, что боги, некоторые из которых летают по
воздуху, а другие сидят на земле, пришли с дарами и с целью осыпать
божественными цветами недавно пробужденного Будду. Многие из рельефов
иллюстрируют события на фоне богатой растительности.
Список использованной литературы:
1.
Borden D., Elzanowski J., Taylor J.,
Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.
2.
Trachtenberg M., Hyman I.
Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.
Borobudur
Maricheva V.P.
Student
Tula State University, Russia,
Tula
Abstract. The article tells about the Borobudur temple, which is
located on the island of Java in Indonesia in the province of Central Java, 40
km north-west of the city of Yogyakarta. This is the largest Buddhist temple,
which was abandoned due to the Islamization of Indonesia.
Keywords: architecture, temple, monument, Borobudur, Buddhism.
References:
1.
Borden D., Elzanowski J., Taylor J.,
Tuerk St. Architecture: A World History. New York, Harry N. Abrams, 2008. 512 p.
2.
Trachtenberg M., Hyman I.
Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.