Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ИСКУССТВО ОСВЕЩАТЬ: ВЫСТАВОЧНЫЙ СВЕТ, КАКОЙ ОН БЫВАЕТ И КАК ЕГО ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ. ПОДБОР ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРХОЗА В Г. ВОЛГОГРАД.

Лабутина Анна Сергеевна
Бакалавр кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство»,

ФГБОУ ВПО «Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ»,
Россия, г. Волгоград
Юшин Вячеслав Викторович
Доцент кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство»,

член Союза архитекторов РФ,

ФГБОУ ВПО «Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ»,
Россия, г. Волгоград

 

Аннотация. Основная функция искусственного освещения — компенсация нехватки естественного света. Освещение музеев и выставочных пространств — это достаточно сложная светотехническая задача, которая подразумевает под собой множество аспектов, тонкостей и подводных камней уже на этапе проектирования.

Ключевые слова: искусственный свет, освещение, выставочное пространство, выставочный свет, светотехнические задачи.

 

Освещение, в общем своем понятии, обозначает наличие на каком-либо участке пространства света в той или иной степени, а также характер этого света. Освещение какого-либо пространства — это процесс, благодаря которому это пространство наполняется светом и все находящиеся в нём предметы делаются видимыми, детально или выгодно «читаемыми».

Само по себе освещение делится на несколько видов: естественное, искусственное, комбинированное, рабочее, аварийное, охранное, дежурное, общее и другие виды.

Искусственные источники света — технические устройства различной конструкции и с различными способами преобразования энергии, основным назначением которых является получение светового излучения (как видимого, так и с различной длиной волны, например, инфракрасного). В источниках света используется в основном электроэнергия, но также иногда применяется химическая энергия и другие способы генерации света (например, триболюминесценция, радиолюминесценция и др.) [1].

Музейные пространства, как и другие высокотехнологичные объекты, нуждаются в должном подборе качественного освещения и должны придерживаться строгим сводам правил: СНиПам и ГОСТам. Нормативы музеев предъявляют высокие требования, поэтому пренебрежение этими правилами может привести к таким серьезным последствиям, как нарушение восприятия экспонатов зрителями, неправильное хранение и экспонирование музейных объектов, а вследствие и порча предметов хранения. Все это может привести к потери музейного фонда, как следствие, снижение качества работы музея и количества посетителей, а также повлиять на целостность и сохранность объектов истории.

Также, определенным правилам необходимо придерживаться и при подборе осветительных приборов. Освещение музеев и выставочных пространств — это достаточно сложная светотехническая задача, которая подразумевает под собой множество аспектов, тонкостей и подводных камней уже на этапе проектирования. У освещения выставок и музеев есть две противоположные задачи. С одной стороны, оно должно показывать экспонат наиболее выразительно и достоверно, максимально проявить все его характеристики, обеспечить эмоциональный контакт со зрителем, вызвать «эмоциональный» отклик. С другой стороны, необходимо сохраняя экспонат уберечь его от неверного воздействия естественного света и сложных физико-технологических процессов, связанных с искусственным освещением среды, химических и механических повреждений.

Еще на этапах проектирования архитектор должен учитывать два важных момента: каким маршрутом посетители будут передвигаться по залу и где будут размещены музейные экспонаты и светильники. В особенности это касается многофункциональных залов и пространств, где экспозиции часто сменяются.

Очевидно, чем большей гибкостью будут обладать осветительные компоненты, тем больше возможностей откроется при использовании зала. В светильниках должен регулироваться как уровень освещенности, так и направленность света, а иногда и спектральный состав. Следует выбирать помещения без прямого воздействия солнечных лучей. Если в зале есть окна, в нем также необходимо предусмотреть инструменты, которые ограничивают попадание солнечных лучей на экспонаты, регулируют направление светового потока (используют широкий диапазон светозащитных пленок или жалюзи, которые позволяют направлять и рассеивать прямой свет – световой поток).

Пространственные и объемные особенности выставочного света зависят от соотношения трех составляющих:

·     Общий рассеянный свет. Как правило, его создают с помощью световых плоскостей (потолков) или отражения света от стен и белого потолка. Используют жалюзи, а также пилоны на фасаде здания.

·     Направленный (моделирующий) акцентирующий свет. Чаще всего для него используют специализированные светильники с определенными оптическими свойствами и направленностью. Их обычно размещают на световых карнизах или других осветительных конструкциях (на треках).

·     Архитектурное освещение. Оно также играет большую роль, а порой служит для создания общего рассеянного освещения.

Говоря о музейных экспонатах, следует различать несколько типов светостойкости, по которым определяется в том числе и рекомендуемая доза светового облучения. К экспонатам высокой стойкости относятся объекты из металла, камня, стекла; средней стойкостью обладают масляная живопись, некоторые ткани, кость и дерево. Самая низкая светостойкость у акварели, пастели, газет, фотографии и росписи по ткани. Эти показатели диктуются хранителем или научным отделом музея. [2]

Также свет разнится в зависимости от типов экспонатов:

·        Для скульптуры и объемных произведений важны моделирующие свойства света, создающие ощущение объема;

·        Для плоскостных экспонатов критично направление света и свойства светового пятна. Его нужно располагать таким образом, чтобы восприятию посетителя не мешали блики от светильников на плоскости картины (стекла, витрины), тени от окружающих объектов и светильники, направленные на другие экспонаты. Для этого используют антибликовое стекло, которое помогает сохранить экспонаты и убирает дефекты, связанные с освещением;

·        Произведения из светопрозрачных материалов могут иметь более сложные системы освещения — например, снизу или сзади. Такой свет позволяет особенно выразительно продемонстрировать свойства материала.

Уже по вышеперечисленным пунктам можно судить, что проработка выставочного освещения сопровождается огромным числом тонкостей. Но и это еще не все: необходимо помнить о качестве цветопередачи и спектральном составе источника света.

Освещение подразумевает три фактора:

·        Визуальный — обеспечивает необходимый уровень света в соответствии со стандартами.

·        Эмоциональный — очень важный фактор для создания эмоциональной среды музея, который создает позитивную, комфортную среду, которая создает определенное психологическое состояние.

·        Биологический — соотносит биологические ритмы организма и искусственной световой среды [3].

Если важно показать тончайшие цветовые переходы в экспонате (обычно, это живопись, роспись тканей, натуральные материалы), следует применять источники света с высоким индексом цветопередачи (например, Ra>95). Экспонаты с монохромными изображениями или однотонные объекты могут быть менее требовательными.

Что касается спектрального состава, то для многих материалов и пигментов особо критичной является сине-голубая область видимого спектра. Она наиболее интенсивно воздействует на химическом уровне и усиливает разрушение молекулярных связей и выцветание пигментов. Необходимо отметить, что невидимые части спектра (УФ- и ИК-диапазоны) излучения должны быть полностью исключены. В некоторых особых случаях спектр излучения подбирается индивидуально для конкретного экспоната.

На выставках в исторических интерьерах свет зачастую вызывает трудности: необходимо подумать не только о качестве экспозиционного освещения, но и о том, как не нанести визуальный ущерб архитектуре залов и их «гигиене» - то есть минимизировать скопление частиц пыли в воздухе. В таких пространствах приходится идти на компромисс и внедрять исключительно современные системы, не претендующие на соответствие интерьеру — стенды, витрины, арматуру освещения (треки, профили и так далее). К примеру, нагрев воздуха за счет искусственных светильников, создает предпосылки движения воздуха, что провоцирует на сквозняки, переносит пылевые частицы. Все это влияет на влажностный и температурный режимы, создает многокилограммовые слои пыли на полотнах, как это происходит в Панорамах.

Вообще исторические здания, которые создавались специально для музеев в конце XIX — начале XX века, всегда активно использовали естественное освещение — ему не было альтернативы. Для этого в залах создавали специальные световые фонари с многослойным остеклением. Они давали достаточно света и препятствовали прямым солнечным лучам, но зависели от множества факторов: географической широты, времени суток и погоды. А в таких городах, как Мурманск или Санкт-Петербург, на свет и вовсе не приходилось рассчитывать, а свечи с подобными задачами не справлялись [2].

Надо сказать, что и в настоящее время принципы использования естественного освещения не утратили актуальности, а даже наоборот, с развитием технологий строительства, разработкой новых светопропускающих материалов, стали еще более насущными. Поэтому именно сочетание естественного и искусственного света обеспечивает достаточный уровень освещенности на протяжении всего времени работы музея, и именно оно на сегодняшний день является одной из важнейших и актуальных задач музейной архитектуры.

Проблема электропотребления в случае с большими по площади пространствами становится особым пунктом. Снизить его можно несколькими путями, а лучше — их комбинацией:

·        Использовать источники света с большей энергоэффективностью (светодиоды – справляются с подсветкой на очень близком расстоянии, экономичны и т.д.);

·        Применять светильники длительного срока службы;

·        Использовать системы управления освещением.

В качестве примера для рассмотрения и анализа освещения можно рассмотреть проектируемую музейную экспозицию при Институте Архитектуры и Строительства – ИАиС при ВолгГТУ (ранее ВолгГАСУ, ГорХоз) в городе Волгограде студентом Лабутиной А.С. и дипломным руководителем Юшиными В.В.. За свою многолетнюю историю институт достиг определенных успехов в области строительства, прославился богатой историей, своими стройотрядами и высоким профессионализмом в области строительства. Разрабатываемый музей, имеющий корпоративный статус, призван максимально бережно сохранить документы, фотографии, артефакты, воспоминания ветеранов, которые существуют в богатом музейном фонде института.

Несмотря на все сложности при подборе помещения, для музея было решено выбрать небольшое помещение с 2-мя уровнями. Основная задача состояла в том, чтобы использовать данную площадь с максимальной пользой. В разработку музей входила работа над планировочной структурой, разработка экспозиции и оборудования, а также, расчет и подбор освещения. Экспозиция разделена на 2 части: нижнюю и верхнюю. Нижняя часть будет посвящена разработкам в научной области и строительной деятельности и включать в себя такие элементы, как: разнообразные строительные материалы, фрагменты, элементы строительных конструкций и другие образцы научной работы за многие годы. Она будет освещаться естественным светом с использованием жалюзи на оконных проемах. Верхняя же часть будет олицетворением студенческой жизни и активной работе прославленных горхозовских стройотрядов. Эту часть решено освещать с помощью искусственного освещения (светодиоды и точечное освещение).

Заключение. Правильность подобранного освещения помогает избежать визуального ущерба архитектуре залов и его гигиене. А также, это способствует сохранению и продлению первозданного вида экспонатов, что является ключевым посылом в музейных пространствах.

Список используемой литературы:

1.     Искусственные источники освещения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0  (дата обращения: 09.03.2019).

2.     Искусство освещать: большой гид по выставочному свету [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://archspeech.com/article/iskusstvo-osveshhat-bol-shoy-gid-po-vystavochnomu-svetu (дата обращения: 23.03.2019).

3.     Снизить стресс и совместить биоритмы: какой свет необходим для комфортной работы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archspeech.com/article/snizit-stress-i-sovmestit-bioritmy-kakoy-svet-neobhodim-dlya-komfortnoy-raboty (дата обращения: 14.03.2019).

Сведения об авторах:

Юшин Вячеслав Викторович - доцент кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», член Союза архитекторов РФ, ФГБОУ ВПО «Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ», Россия, г. Волгоград

Лабутина Анна Сергеевна - бакалавр кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», ФГБОУ ВПО «Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ», Россия, г. Волгоград

 

THE ART OF LIGHTING: THE EXHIBITION LIGHT, WHAT IT HAPPENS AND HOW IT IS RIGHT TO USE. SELECTION OF LIGHTING FOR THE MUSEUM OF THE HISTORY OF GORKHOZ IN VOLGOGRAD.

Labutina A.S.

Yushin V.V.

Abstract. The main function of artificial lighting is to compensate for the lack of natural light. The lighting of museums and exhibition spaces is a rather complex lighting task, which implies many aspects, subtleties and pitfalls already at the design stage.

Keywords: Artificial light, lighting, exhibition space, exhibition light, lighting tasks.

References:

1.     Artificial light sources [Electronic resource]. - Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0 (access date: 09.03.2019).

2.     The art of lighting: a great guide to exhibition light [Electronic resource]. -  Access mode: https://archspeech.com/article/iskusstvo-osveshhat-bol-shoy-gid-po-vystavochnomu-svetu (access date: 23.03.2019).

3.     Reduce stress and combine biorhythms: what light is needed for comfortable work [Electronic resource]. - Access mode: https://archspeech.com/article/snizit-stress-i-sovmestit-bioritmy-kakoy-svet-neobhodim-dlya-komfortnoy-raboty (access date: 14.03.2019).