Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Собор Святой Софии

Краснова П.И.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Ненашева Е.Д.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Степанова Ю.С.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Аннотация. В статье рассмотрен один из величайших шедевров архитектуры, построенный при Императоре Юстиниане. Над его возведением работало десять тысяч человек на протяжении пяти лет, что поглотило три годовых дохода Византии.

Ключевые слова: архитектура, собор, купол, церковь, Византия, Стамбул.

 

         После падения Рима в 5 веке до н.э. восточная часть Римской империи выжила и управлялась правопреемством христианских императоров, базирующихся в столице Константинополе (современный Стамбул). Это государство стало известно, как Византийская империя в честь другого раннего названия ее столицы, Византии. Отличительный стиль архитектуры, развитой в этом регионе, наиболее заметен в его церквях. Некоторые из них были базиликами по римскому образцу, но многие были купольными зданиями с потрясающими центральными пространствами, мраморными стенами и потолками, украшенными сверкающими мозаиками.

Самой крупной из этих церквей была церковь Святой Софии в сердце Константинополя (рис. 1), построенная для императора Юстиниана I в 532–37 гг. Его замечательная особенность - это купол, около 32,5 м в диаметре и инженерное чудо древнего мира. Этот купол украшен парой полукуполов с аналогичным диаметром, которые помогают создать пространство, поддерживаемое только опорами на внешней стороне и рядами колонн и арок внутри.

Картинки по запросу Собор Святой Софии

Рис. 1 - Собор Святой Софии.

         Это сооружение было отремонтировано после землетрясения в 558 году до нашей эры, и большая его часть сохранилась вместе с роскошной мраморной облицовкой его стен и декоративными деталями, такими как тонко вырезанные капители колонн. Серия мозаики здания, однако, сохранилась только частично. Сохранившиеся, показывают Иисуса Христа, Деву Марию, христианских святых и видных членов императорской семьи, обладают высочайшим качеством, и показывают, как архитекторы здания использовали свет, проникающий в окна, чтобы создать волшебные эффекты в куполах и верхних стенах. Это сочетание захватывающего дух пространства и декоративных деталей делает собор Святой Софии одним из величайших зданий мира.

         Юстиниан был коронован вместе со своей женой Феодорой в 527 году до н.э. Он избрал превосходных военачальников и преуспел в военном ремесле, построив огромную империю, но его величайшим достижением было переделать римское право, которое оказало влияние почти на все страны Европы. Юстиниан был известным строителем, и несколько церквей в Константинополе и в итальянском городе Равенне были построены во время его господства. Для собора Святой Софии он выбрал в качестве архитекторов греков Анфимия из Тралл и Исидора Милетского, оба известные своей способностью к математике и особенно к геометрии - навыкам, необходимыми при проектировании и строительстве сложной куполообразной структуры собора Святой Софии.

         Центральный купол (рис. 2) состоит из крупных кирпичей размером от 610 до 686 мм2 и толщиной около 50 мм. Они удерживаются вместе с раствором и закладываются, чтобы создать неглубокий купол, который поднимается на высоту около 15,2 м над поддерживающей его кладкой. Конхи с обеих сторон помогают укрепить эту огромную и тяжелую конструкцию [1].

Картинки по запросу CENTRAL DOME  Hagia Sophia.

Рис. 2 – центральный купол.


 

         По краям церкви и в стенах расположены различные более мелкие сооружения, в основном добавленные позже, также крытые куполами. Эти более поздние купола показывают постоянное влияние византийского строительства на исламских архитекторов, которые построили много мечетей с куполообразными крышами и которые предпочитали купола как средство обустройства ряда сооружений от гробниц до бань.

         Вид с востока показывает ряд структур, из которых состоит церковь, от апсиды на переднем плане до огромного купола за ним, каждый из которых шире и выше предыдущего, и каждый из которых поддерживает следующий (рис. 3). Эта тщательно проработаная конструкция из строительных материалов и каменной кладки позволила архитекторам включить множество окон, которые ослабили бы сооружение, если бы оно не было столь тщательно сбалансированным. Все окна имеют полукруглые верхушки, похожие на окна римских зданий, которые вдохновляли архитекторов.

Картинки по запросу east side Hagia Sophia

Рис. 3 – восточная сторона собора.

         Один из главных входов в церковь ведёт через пару великолепных бронзовых дверей в юго-западное крыльцо. Хотя эти двери не являются исходными, они датируются византийским периодом и несут монограммы 9-го века. Их украшение состоит из полос орнаментов - гвоздиков, серпантиновых кривых, стилизованных цветов и рисунка, называемого меандром, который широко использовался древними греками вокруг простых центральных панелей (рис. 4). Такое сочетание украшений уникально.

Картинки по запросу Hagia Sophia

Рис. 4 – интерьер внутри собора.

         В 1453 году войска Мусульманской Османской империи под руководством Мехмета II завоевали Константинополь. Город стал столицей Османской империи, а собор Святой Софии был превращен в мечеть. В результате османы внесли несколько изменений в здание. Эти изменения происходили в течение длительного периода и включали добавление четырех минаретов, удаление некоторых предметов обстановки, используемых в христианском богослужении, и строительство михраба, который является нишей, указывающей направление на Мекку. Когда здание стало мечетью, османы добавили доски с надписями из Корана, которые они установили высоко на опорах вокруг нефа. Оттоманы также перекрывали большую часть мозаик, хотя делали они это на удивление медленно - некоторые из них в хранилищах все еще видны на иллюстрациях 18-го века. Здание оставалось мечетью до 1934 года, когда Кемаль Ататюрк, отец современной Турции, секуляризировал его и превратил в музей. С тех пор был обнаружен ряд мозаик, хотя некоторым элементам мечети, в том числе и внушительному минбару, было позволено остаться.

         Хотя большая часть кирпичной кладки в Соборе Святой Софии была спроектирована так, чтобы быть спрятанной под штукатуркой, она сделана очень искусно, с кирпичами, аккуратно уложенными в виде узоров и скрепленными с помощью качественного известкового раствора, смешанного с кирпичной пылью. Конструкцию здания можно считать более проработанной, чем во многих позднеримских зданиях, в которых кирпичная кладка часто складывалась в случайные узоры, покрывающие внутреннюю часть из щебня.

         По всем сторонам здания расположены опоры, подпирающие стены, передавая на землю напряжения, создаваемые куполом. Большая часть этих опор состоят из арки, которая соединяет массу кладки со стеной. Этот тип структуры называют аркбутаном (рис. 5), форму, о которой часто говорят, что она была изобретена каменщиками средневековой готической западной Европы, но впервые здесь была основана несколько столетий назад, чтобы поддержать необычную архитектуру собора Святой Софии [2].

Картинки по запросу buttresses hagia sophia

Рис. 5 – аркбутаны собора.

         Посетители заходят в церковь через притвор нартекс (рис. 6), длинный вестибюль, проходящий вдоль одной стороны здания. Это пространство имеет сводчатый потолок в виде ряда отсеков над отделанной мрамором стеной и дверных проемов с простыми классическими карнизами.

Картинки по запросу narthex hagia sophia

Рис. 6 – нартекс в Соборе Святой Софии.

         Верхние балконы проходят вдоль южной (рис. 7), западной и северной сторон церкви, обеспечивая дополнительное помещение для собраний церковного совета и открывая вид на большое пространство в центре собора. Отсюда верующие могли хорошо видеть как церемонии, проходящие внизу, так и мозаики, которые первоначально украшали стены и купол.

Картинки по запросу балкон hagia sophia

Рис. 7 – верхний балконы собора.

         Преобладающим элементом огромного нефа является купол, вместе с полукуполами и арками под ними. В основании купола находится кольцо из маленьких окон, и только ребра кладки между окнами связывают купол с пандативами. Современники, такие как византийский историк Прокопий, восхищались тем, как купол, казалось, плавал над нижней каменной кладкой.

         Как и во многих византийских церквях, пологие скаты соединяют верхние балконы собора Святой Софии с первым этажом. Эти скаты обеспечили лёгким доступ к верхним площадкам для византийского духовенства в их длинных одеяниях. Когда османский султан Мехмет завоевал Константинополь в 1453 году, он, как говорят, поднялся на своей лошади вверх по одному из скатов в торжественном жесте победы

          Список использованной литературы:

1.     Francis D. K. Ching. A Visual Dictionary of Architecture. New York, John Wiley & Sons, 2011. 336 p.

2.     Pryce W. World Architecture: The Masterworks. London, Thames and Hudson Ltd, 2011. 320 p.

 

Hagia Sophia (Church of the Holy Wisdom)

Krasnova P.I.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Nenasheva E.D.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Stepanova J.S.

Student

Tula State University, Russia, Tula

 

Abstract. The article describes one of the greatest masterpieces of architecture, built under Emperor Justinian. Over its construction worked ten thousand people over five years, which absorbed three annual incomes of Byzantium.

Keywords: architecture, cathedral, dome, church, Byzantium, Istanbul.

 

 References:

1.     Francis D. K. Ching. A Visual Dictionary of Architecture. New York, John Wiley & Sons, 2011. 336 p.

2.     Pryce W. World Architecture: The Masterworks. London, Thames and Hudson Ltd, 2011. 320 p.