Главная страница журнала "Центральный научный вестник"

Опубликовать статью


Крайслер-Билдинг

Ненашева Е.Д.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Краснова П.И.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Подлесная А.В.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Аннотация. В статье рассматривается архитектурные аспекты небоскреба Крайслер-Билдинг – одного из самых высоких зданий в мире. Архитектором этого проекта выступил Уильям Ван Алан.

Ключевые слова: архитектура, башня, небоскреб, шпиль, дизайн.

 

Будучи самым высоким небоскребом на планете на момент своей постройки, здание Крайслер (рис. 1), построенное по заказу компании Крайслер в качестве их штаб-квартиры, является одним из самых ярких и необычных высотных зданий, когда-либо построенных в мире. 77-этажное сооружение высотой 319 м спланировано в невероятном, на то время, масштабе, начиная с широкого и прочного фундамента и заканчивая уникальным шпилем, венчающим постепенно сужающуюся главную башню. Детализация еще смелее, чем общий дизайн – серия завитков, оканчивающихся знаменитым шпилем, выделяют архитектора Уильяма Ван Алена как великого шоумена, человека, полного решимости построить здание, которое будет моментально запоминающимся и узнаваемым во всем мире [1].

Рис. 1 – Крайслер-Билдинг.

 

Здание Крайслер выполнено в стиле ар-деко. Ар-деко получил свое название от Парижской международной выставки художественных декораций и промышленных моделей 1925 года и быстро завоевал популярность как в Европе, так и в Северной Америке как способ проектирования зданий и предметов для дома. Ар-деко отличался яркими красками; смелые геометрические украшения; современные поверхностные материалы (от ослепительных новых металлических сплавов до цветных пластиков); мотивы, заимствованные из древнеегипетского искусства. Все эти элементы понравились архитекторам, и ар-деко стало особенно популярным среди эффектных, привлекательных зданий, таких как кинотеатры, гранд-отели и небоскребы.

 

Ван Ален широко использовал детали ар-деко в здании Крайслер. Для экстерьера он взял такие мотивы, как колпаки на колесах и украшения на капоте автомобилей, созданных компанией Крайслер, и адаптировал их под архитектуру здания [2]. Внутри богатые деревянные вставки (рис. 2) и металлические украшения делают лобби и лифты одними из самых запоминающихся на Манхэттене. Ван Ален первоначально намеревался расширить свое и без того щедрое использование стекла, возглавив башню куполом, но вскоре он изменил свои планы. Пока строилась башня, строительство нью-йоркского банка на Манхэттене было завершено на высоте 282,5 м - примерно на ярд выше запланированной высоты Крайслера - поэтому Ван Ален решил заменить купол шпилем. Шпиль был предварительно изготовлен из четырех секций, которые были подняты на место 23 октября 1929 года, добавив 37 м к высоте здания. Шпиль - сужающаяся структура, состоящая из серии кривых, каждая из которых меньше, чем нижняя. Покрытый металлом, с необычными треугольными окнами, сияющими ночью, как маяки, шпиль напоминает серию солнечных лучей - еще один популярный мотив ар-деко.

Рис. 2 – интерьер здания.

 

Добавив шпиль в здание Крайслер, Ван Ален спроектировал не только самую высокую башню в мире, но и первую искусственную конструкцию высотой 1000 футов (305 м). В ясный день посетители обсерватории на 71-м этаже могли наслаждаться видами более чем на 100 миль (161 км). Одной высоты башни Крайслер было достаточно, чтобы сделать здание знаменитым, но оно также являлось мировым лидером с точки зрения современности и эффективности. 10 000 человек, которые работали в здании, обслуживались 32 скоростными лифтами, и для них была создана современная система вакуумной очистки. Комнаты были украшены зеркальными колоннами и обставлены алюминиевой мебелью в стиле ар-деко. Как внутри, так и снаружи, здание Крайслер-билдинг было идеальным представителем этого стиля.

Посетитель, смотрящий на башню от главного входа, наблюдает симметричный рисунок окон и тщательно выстроенных блоков (рис. 3). Несколько этажей в центре, первый отступ (рецессия) открывает драматический вид на башню, вздымающуюся к небу. С обеих сторон здание сужается с дальнейшими отступами, так чтобы позволить солнечному свету доходить до фасадов на 42-й улице и Лексингтон-авеню.

Рис. 3 – вид на небоскреб с земли.

 

Уникальные декоративные детали здания включают стилизованный мотив крыла, который взят из крышек радиатора автомобилей Крайслер. Другим ключевым элементом является серия кругов, основанных на колпаках Крайслер, которые обводят стены кругом. Эти украшения не только сделали здание успешной рекламой автомобилей Крайслер, но и помогли отделить его от строгости модернизма с белыми стенами, а также от серьезного классицизма старых зданий.

Во многих зданиях в стиле ар-деко креативно используется стекло, и Крайслер-билдинг не является исключением. Высокие окна над главным входом освещают вестибюль (рис. 4), а остекление устроено в относительно небольших стеклах, которые образуют рисунок из прямоугольников и диагоналей. Установленные с каждой стороны треугольные панели в зигзагообразном дизайне усиливают эффект, а яркая металлическая отделка остекления гармонирует с входными дверями со стальными краями внизу. Этот вход призван быть столь же впечатляющим и ночью, когда номер здания выделяется на светящемся фоне.

Рис. 4 – главных вход.

 

Будучи поздней модификацией для увеличения высоты башни, сверкающий шпиль быстро стал самой известной частью здания. Его отличительные уровни сияющих полумесяцев покрыты нержавеющей сталью Nirosta, которая содержит процент никеля и хрома, что делает его устойчивым к атмосферным воздействиям, прочным ярким. Ван Алену нравились его низкие эксплуатационные свойства, которые гарантировали, что вершина здания будет ярко сиять в течение многих десятилетий.

 

Вестибюль является одним из самых роскошных помещений здания, его стены сделаны из красного марокканского мрамора, они предназначены для того, чтобы произвести впечатление на любого, кто входит через главный вход. Двери лифта инкрустированы редкими образцами древесины, в том числе японским ясенем и азиатским орехом. Инкрустация создает скручивающиеся узоры свитков с веерообразным рисунком сверху, на который, вероятно, повлияли египетские мотивы цветов лотоса. Некоторым лифтам нужна всего лишь минута, чтобы добраться до вершины здания.

Рис. 5 – декоративный элемент на фасаде.

 

Принимая форму гигантских орлиных голов, облаченных в нержавеющую сталь Nirosta, как и шпиль, множество ярких горгулий выступают из углов здания (рис. 5). Обтекаемые по дизайну, они представляют собой ар-деко эквивалент горгулий на готических соборах. Ван Ален основывал птиц на украшениях капота автомобилей Плимута 1929 года производства компании Крайслер. Шеи горгулий содержат прожекторы, которые освещают здание ночью.

 

 

Список использованной литературы:

1.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.

2.     Kushner M. The Future of Architecture in 100 Buildings. UK, Simon & Schuster UK, 2015. 176 p.

 

 Chrysler Building

Nenasheva E.D.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Krasnova P.I.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Podlesnaia A.V.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Abstract. The article discusses the architectural aspects of the Chrysler Building, one of the tallest buildings in the world. The architect of this project was William Van Alan.

Keywords: architecture, tower, skyscraper, spire, design.

 

 References:

1.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.

2.     Kushner M. The Future of Architecture in 100 Buildings. UK, Simon & Schuster UK, 2015. 176 p.