Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Палатинская капелла

Коробкова А.А.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Аннотация. В статье рассмотрено влияние византийской культуры и ее канонов на «имперскую» архитектуру в I-II веках нашей эры на основе Палатинской капеллы в Аахене.

Ключевые слова: архитектура, часовня, Аахен, капелла.

По поручению Карла Великого, короля франков (впоследствии императора Священной Римской империи), как часть принадлежащего ему великого дворцового комплекса в Аахене (также известного как Экс-ла-Шапель), внушительная Палатинская часовня (рис. 1) стала последним пристанищем императора и местом последующих королевских коронаций. Дворец Карла Великого не сохранился, но часовня остается (хотя и с расширениями XIV и XV веков) одним из лучших образцов европейской архитектуры из так называемых «темных веков». Карл Великий и его архитектор (вероятно, Одо из Меца, который упоминается в ранних писаниях) выбрал необычный план для часовни, которая имеет 16 сторон, сходящихся в восьмиугольный купол [1].

Похожее изображение

Рис. 1 – Капелла Карла Великого.

На этот план, ориентированный на купол, повлияли византийские церкви, такие как Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбул) и Сан-Витале в Равенне, Италия. Подражая проектам строительства христианских правителей Византийской (восточно-римской) империи, Карл Великий усиливал свое собственное притязание на титул императора: он был коронован папой на Рождество в 800 году. Хотя часовня основана на влиянии великих византийских церквей, это не большое здание ‒ купол шириной только 14,5 метров. Архитектор использовал упрощенную версию византийского стиля, которая также опирается на более ранние римские модели. Колонны и поперечные своды перекрывают 16-сторонний клуатр, а купол в центре также имеет поперечный свод. Отделка этих помещений демонстрирует богатое, но умеренное качество, которое дополняет эту простоту (рис. 2). Полихромная каменная кладка арок и цветной мрамор, облицовывающий стены, усиливают эффект, как и мозаики в хранилищах и роскошные детали из бронзы и золота. Богатство украшений, которые светились в свете окон и свечей, создавали сверкающий, волшебный интерьер.

Рис. 2 – интерьер часовни.

Серия из восьми облицованных мрамором опор образует полихромные арки, поддерживающие вес купола. Это пространство очень высоко, и архитектор основал свои пропорции и размеры на основе описаний Нового Иерусалима в Книге Откровений. Расстояние от пола до вершины купола составляет 36 м.

Проповедная кафедра была подарком часовне от императора Генриха II, который был коронован здесь в 1002 году. Право Генриха на императорскую корону было сначала оспорено, и он, вероятно, пожертвовал кафедру в знак благодарности за поддержку, которая позволила ему стать императором. Он сделан из позолоченной меди и усеян драгоценными предметами, включая рельефы из слоновой кости, кристаллы и полудрагоценные камни.

Клуатр, окружающий центральное пространство, состоит из простых поперечных сводов, каждый из которых имеет четыре треугольных отсека, покрытых декоративной мозаикой. Естественный свет от окон с круглыми вершинами первоначально заставлял золотые тессеры (кубики) этих мозаик ярко блестеть, но этот эффект был уменьшен добавлением меньших часовен, которые уменьшили количество естественного света.

Полукруглые арки разделены тонкими вертикальными колоннами, увенчанными хрустящими резными коринфскими капителями в классическом стиле. Эти столбцы не имеют существенного структурного значения, но служат важной символикой. Некоторые из них сделаны из порфира. Карл Великий привез их в свою часовню из Равенны и Рима. В древнем мире порфир использовался только для имперских построек, и, применяя его, Карл Великий претендовал на связь с правителями Римской империи.

 

 Список использованной литературы:

1.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.

 

Cappella Palatina

Korobkova A.A.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Abstract. The article considers the influence of Byzantine culture and its canons on the "imperial" architecture in the I-II centuries of our era based on the Cappella Palatina in Aachen.

Keywords: architecture, chapel, Aachen, cappella.

 

 References:

1.     Glancey J., Foster N. The Story of Architecture. London, Dorling Kindersley, 2003. 240 p.