Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Пантеон

Ельшаева О.Ю.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Аннотация. В статье проанализированы архитектурные и конструкционные особенности римского Пантеона.

Ключевые слова: архитектура, конструкция, купол, капитель.

 

Из всех римских храмов лучше всего сохранился Пантеон в Риме (рис. 1). Он известен своим массивным входным портиком и колоссальным круглым куполом, который был самой большой подобной структурой своего времени и до сих пор является самым большим неармированным бетонным куполом в мире. Пантеон построен на месте храма, который был разрушен в результате пожара. Историки приписывали Пантеон императору Адриану (правил 117–138 гг.) и его архитекторам. Недавние археологические работы показывают, однако, что некоторые из кирпичей, использованных в его строительстве, относятся к более раннему периоду, поэтому работа могла начаться при императоре Траяне (правил в 98–117 годах).

Большинство римских храмов были прямоугольными и окружены колоннами, как греческие здания, такие как Парфенон. Пантеон, однако, другой. Его портик ведет к прямоугольному вестибюлю, а за ним находится ротонда, идеально подобранная так, что ее диаметр и высота совпадают – оба 43.4 м, что равно 150 римским футам. Причина необычного дизайна здания неизвестна, но сферическая форма может символизировать единство, поскольку Пантеон был храмом, посвященным всем богам [1].

Рис. 1 – Пантеон в Риме.

Пантеон примечателен своими уникальными пропорциями и инженерными достижениями купола. Храм также необычайно хорошо сохранился. Он стал церковью в христианскую эпоху, и поэтому о здании заботились. Например, такие элементы, как мраморная облицовка интерьера, не были изъяты и использованы в других местах, как это было в большинстве римских зданий. Пантеон выжил, чтобы повлиять на архитекторов бесчисленного множества других зданий, крытых куполами и облицованных классическими портиками.

Восемь коринфских колонн стоят перед портиком Пантеона. Валы этих колонн имеют высоту 12 м, что эквивалентно 40 римским футам. Колонны поддерживают простую антаблементу, над которой находится большой треугольный фронтон. Теперь это выглядит очень просто, но изначально в нем размещалась какая-то форма скульптуры. Это, возможно, был орел в венке, вероятно сделанный из позолоченной бронзы, чтобы соответствовать бронзовым дверям внизу, которые сохранились до наших дней.

Хотя капители портика сильно изношены, они все еще несут листья аканта коринфского ордена. Это тонкое украшение дополняет довольно строгую обработку остальной части фасада, обеспечивая простоту восприятия для глаз, а также элегантное завершение для высоких гранитных колонн.

Стены ротонды Пантеона выполнены из бетона и кирпича. Хотя они образуют очень простую круглую форму, эти стены сложным образом построены на очень глубоких фундаментах, чтобы справиться с нагрузками и деформациями, создаваемыми огромным куполом сверху (рис. 2). Одной из особенностей, которая укрепляет стену, является серия больших кирпичных арок, которые можно увидеть на разных уровнях вокруг здания. Верхний уровень стены, где эти арки наиболее отчетливо видны, скрывает и укрепляет нижнюю часть купола Пантеона.

Рис. 2 – интерьер Пантеона.

Храмовая ротонда с кессонным куполом и узорами ниш и проемов вокруг стен является наиболее хорошо сохранившимся крупным римским интерьером. Внутренние стены демонстрируют идеальное сочетание архитектуры и инженерии: ниши и полукуполы визуально элегантны и являются ключевым компонентом конструкции, помогая укрепить стены и выдержать вес купола.

Пять рядов квадратных углублений простираются вокруг внутренней поверхности купола. Они создают удовлетворительный архитектурный рисунок и позволяют уменьшить вес купола. Центр купола был изначально украшен лепными украшениями.

Восемь ниш, одна из которых образует вход, окружают ротонду. Пара мраморных коринфских колонн по бокам каждой. Первоначально в нишах, вероятно, размещались статуи римских богов. Позже они были преобразованы в христианские алтари.

Список использованной литературы:

1.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.

 

Pantheon

Elshaeva O.Y.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Abstract. The article analyzes the architectural and structural features of the Roman Pantheon.

Keywords: architecture, construction, dome, capital.

 References:

1.     Trachtenberg M., Hyman I. Architecture: From Prehistory to Post Modernism, Lindon, Pearson, 2002. 624 p.