Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Грищенко  Н. А.

Студент

Московский государственный строительный университет, Россия, г.Москва

Аннотация. В статье рассмотрены архитектурные особенности кафедрального собора во Флоренции - самого знаменитого из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

Ключевые слова: архитектура, собор, Флоренция, Италия.

Флоренция была одним из самых богатых городов позднесредневековой Италии. В конце 13-го века городской совет решил заменить старую церковь Санта-Репарата большим новым собором [1]. Они назначили архитектора Арнольфо ди Камбио, и работы начались в 1296 году, но строительство было прервано, когда Арнольфо умер в 1310 году. В 1330-х годах работы над зданием продолжались под чередой разных архитекторов, включая великого художника Джотто. В последующие десятилетия собор медленно рос, пока большая часть основной структуры не была завершена, за исключением купола.

Картинки по запросу Florence Cathedral

Рис.1 - Величественный собор Флоренции.

Строительство купола представляло огромную проблему, потому что он должен был охватывать пространство около 42 м в поперечнике, и план не предусматривал дополнительных опор. В 1418 году власти объявили конкурс на поиск решения этой проблемы, и двумя главными участниками были оба ювелиры - Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Брунеллески победил, и он предложил построить купол из кирпича таким образом, чтобы во время строительства не требовалось использовать весьма дорогостоящую конструкцию - леса. Его дизайн является триумфом с точки зрения инженерного и визуального великолепия, а структура остается самым большим кирпичным куполом в мире.

Флорентийский собор знаменует собой переход между средневековьем и ренессансом. Строительство было начато в итальянской версии готического стиля, с заостренными арками и каменными сводами, но без акцента на высоту, вершины и шпили, которые демонстрируют французские готические здания. Таким образом, Брунеллески придавал кровле купол, добавляя элемент ренессанса к готической структуре.

В последующие века продолжалась работа по украшению собора этим гармоничным сочетанием стилей. Художники эпохи Возрождения Джорджио Вазари и Федерико Цуккаро изобразили интерьер купола в 16 веке, а в 19 веке западный фасад здания был перекрашен в итальянском готическом стиле.

Родившийся во Флоренции, Брунеллески сначала работал ювелиром и скульптором. Он участвовал в конкурсе с Лоренцо Гиберти, чтобы разработать и изготовить бронзовые двери для баптистерия собора. Когда оба проекта были приняты, Брунеллески отказался работать с Гиберти, которому в итоге дали работу в одиночку. Примерно в 1418 году Брунеллески занялся строительством купола собора. Он также реконструировал мост в Пизе и спроектировал церкви Сан-Спирито и Сан-Лоренцо во Флоренции, а также городскую больницу Оспедале дельи Инноченти и Палаццо ди парте Гвельфа. Здания Брунеллески оказывали большое влияние, особенно Оспедале дельи Инноченти, который историки иногда называют первым зданием эпохи Возрождения. Палаццо стало образцом домов для знатных семей в Италии, а большой купол собора вдохновил купол собора Святого Петра в Риме.

Каменная кладка купола состоит из кирпичной кладки между несколькими каменными ребрами. Брунеллески дал указание строителям укладывать кирпичи в ёлочку. Это перенесло вес недавно положенных кирпичей на смежные каменные ребра и означало, что строителям не нужно было устанавливать деревянные леса для кладки, пока строительный раствор строился. На вершине купола находится фонарь, построенный в 1461 году после смерти Брунеллески.

Картинки по запросу купол флорентийского собора

Рис. 2 – купол Флорентийского собора.

 Как показывают рисунки и фотографии, купол охватывает обширное пространство в центре собора, но самые гениальные черты сооружения скрыты от глаз. Всего вокруг купола проходит девять горизонтальных колец, удерживающих конструкцию на месте, как металлические обручи вокруг бочки. Каждое каменное кольцо имеет размер около 60 x 90 см, и они работают вместе, чтобы не дать каменной кладке купола упасть внутрь или выйти наружу и расколоть конструкцию. Их включение означало, что контрфорсы не нужны для удержания купола на месте.

Картинки по запросу Dome cross section This drawing from 1610 by Ludovico Cigoli s

Рис. 3 - поперечное сечение купола.

На этом рисунке Людовико Чиголи (Рис. 3) 1610 года изображен купол в поперечном сечении, но не показаны укрепляющие кольца, которые были неизвестны художнику.

Список использованной литературы:

1.     Pryce W. World Architecture: The Masterworks. London, Thames and Hudson Ltd, 2011. 320 p.

 

Cattedrale di Santa Maria del Fiore

Grishchenko N.A.

Student

Moscow State University of Civil Engineering, Russia, Moscow

Abstract. The article describes the architectural features of the cathedral in Florence - the most famous of the architectural buildings of Florence Quattrocento.

Keywords: architecture, cathedral, Florence, Italy.

 References:

1.     Pryce W. World Architecture: The Masterworks. London, Thames and Hudson Ltd, 2011. 320 p.