ЗНАКОМСТВО С КЛАССИФИКАЦИЯМИ
СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вербина
Наталья Владимировна
магистрант II-го курса кафедры
музыкального искусства института культуры ГАОУ ВО города Москвы «Московский
городской педагогический университет», Россия, г. Москва
Научный руководитель:
Аликина Екатерина Владимировна
к.п.н., доцент кафедры
музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской
педагогический университет», Россия, г.Москва
Аннотация.
Статья посвящена
проблеме классификации жанров духовной музыки, а также важной роли знакомства с
данными жанрами в рамках первой ступени музыкального образования для
формирования высокой культуры восприятия духовной музыки у обучающихся.
Ключевые
слова: литургические
жанры духовной музыки, внелитургические жанры духовной музыки, традиционные жанры,
нетрадиционные жанры, смешанные жанры, произведения крупной формы,
произведения
малой формы, современная христианская музыка, восприятие духовной музыки.
Проблема осведомлённости будущих
музыкантов в области современной духовной музыки особенно остро ощущается в
настоящее время, в период пропаганды популярных песен, рассчитанных на рядового
потребителя. Помимо этого, во время приобретения образования в музыкальной
школе, большинство учеников скорее знакомятся с классическими произведениями
светского характера, а знания о «литургических» и «внелитургических» духовных
жанрах музыки порой абсолютно отсутствуют. Получается, что при выпуске из
музыкальной школы, бывшие обучающиеся имеют достаточно хорошее представление о
«светских» жанрах 18-20 вв., умеют различать стили и идеостили этого периода,
но не способны к осмысленному восприятию произведений, относящихся к духовной
музыке [4].
Восприятие музыки - процесс, в
котором от слушателя требуется подключение не только эмоциональных, но и
интеллектуальных ресурсов. От музыкального опыта слушателя зависит, как много
«закодированных» в произведении деталей он сможет распознать. От того,
насколько компетентен будущий музыкант в вопросе систематизации композиций,
относящихся к различным духовным жанрам, зависит глубина восприятия подобной
музыки.
В статье «Аксиология музыкального
творчества в контексте христианского понимания культуры» священник Илия Макаров
упоминает, что существует три формы духовной музыки [3]:
1)
идеациональная (в том числе традиционная
религиозная музыка);
2)
чувственная (наиболее приближенная к светской
музыке);
3)
смешанная (сочетающая в себе две предыдущие
формы).
Последняя форма является наиболее
приемлемой для слушателей. К ней можно отнести, например, произведения И. С. Баха,
которые могут исполняться как во время богослужения, так и быть частью светских
концертов.
Н. С. Гуляницкая
утверждает в статье «Внелитургические жанры современной духовной музыки:
панорамный обзор» [1], что произведения духовной музыки так же стоит
классифицировать по форме на крупные
и некрупные (малые). Автор
подчёркивает, что отличия в данных формах возможно обнаружить не только при
рассмотрении протяженности конкретных композиций, но и обратив внимание на «формосодержательные признаки», влияющие на стиль этих работ
(например, крупным формам больше свойственна свобода в создании
духовно-поэтического текста или в выборе исполнительского состава).
Ещё одну классификацию духовных
музыкальных жанров предлагает А. Б. Ковалёв [2]. Он выделяет традиционные жанры (связаны с
богослужебными чинопоследованиями), нетрадиционные
жанры, жанры смешанного типа
(песнопения на канонический текст). В основе произведений, относящихся к жанру
смешанного типа, лежит образно-тематическое содержание, они могут исполняться и
во время богослужений, и вне литургии.
Учёный отмечает, что традиционные и
смешанные жанры подразумевают обязательное исполнение произведений хором a capella, в то время как нетрадиционные жанры допускают
наличие различных инструментов, варьирующихся в зависимости от автора
композиции, так как именно он выбирает средства, которые помогут ему показать
собственное отношение к сакральной теме.
Стоит отметить, что композиции,
имеющие отношение к смешанным жанрам духовной музыки, наиболее ярко отражают
тенденции своего времени. Если в 18-м веке во время литургии начали звучать
произведения В.А. Моцарта, то в наши дни существует целая плеяда артистов,
исполняющих на концертных площадках и во время протестантского богослужения
песни в таком жанре, как «Современная христианская музыка» (англ. Contemporary Christian music
or CCM).
Представители данного жанра отдают своё предпочтение темам, связанным с Христианской
верой [5]. Сам жанр
был сформирован под влиянием «движения людей Иисуса» (англ. Jesus movement) в 60-х гг. 20-го в. Приверженцы
этого движения первыми стали исполнять более современные песнопения (по
сравнению с превалирующими на тот момент в церквях произведениями в стиле госпел). «Современная христианская музыка» объединяет в
себе в основном произведения малых форм, относящихся к разнообразным стилям: от фолка и
поп-музыки до рока. Наибольшее влияние на количество и содержание выпускаемых произведений
данного жанра на сегодняшний день оказывает харизматическое движение (зародилось
в 60-х гг. прошлого столетия и распространено среди протестантских общин и
католиков). Среди «подстилей»
можно выделить “contemporary worship music” или “praise and worship (рус. «современная музыка хвалы и
поклонения» или «современная музыка прославления и поклонения») [6]. Так как
данная музыка чаще всего исполняется всей общиной, её мелодическая структура
отличается относительной простотой и рассчитана на «средний» диапазон голоса
(для того, чтобы все прихожане могли чувствовать себя комфортно во время
пения). В подобных песнях присутствует много повторений. Тем не менее, во время
службы представители паствы могут добавлять элементы импровизации в свое
исполнение. Также большое распространение имеет глоссолалия (рассматривается в
различных направлениях харизматического движения в качестве одного из даров
Святого Духа).
В заключение хотелось бы отметить,
что изучение жанров духовной музыки в период начального музыкального
образования (например, в рамках сравнительного анализа современных композиций и
произведений предыдущих столетий) способно оказать положительное воздействие на
формирование высокой культуры восприятия музыки «литургических» и
«внелитургических жанров» у будущих музыкантов, что является актуальной задачей
в период постиндустриального общества, когда понятие «духовность» отходит на
второй план.
Список использованной литературы:
1.
Гуляницкая,
Н. С. «Внелитургические» жанры современной духовной музыки: панорамный обзор / Н.С.
Гуляницкая // «Внелитургические» жанры современной
духовной музыки: панорамный обзор: материалы XXVI Ежегодной богословской
конференции ПСТГУ. – М., 2016. – С. 340-344.
2.
Ковалёв,
А. Б. Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве
на рубеже ХХ-ХХI
вв. / А. Б. Ковалёв // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории
христианского искусства. – 2017. – № 28.
– С. 159-169.
3.
Макаров,
И. Аксиология музыкального творчества в контексте христианского понимания
культуры / И. Макаров // Христианское чтение. – 2012. – № 2. – С. 164-185.
4.
Язык
музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23377708 (дата обращения: 10.10.2018).
5.
Contemporary Christian music
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Contemporary_Christian_music (дата обращения: 13.10.2018)
6.
Contemporary worship music
[Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Contemporary_worship_music (дата обращения: 13.10.2018)
Сведения об авторе:
Вербина
Наталья Владимировна
– студентка II-го
курса магистратуры кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств
ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: willow139565@gmail.com