Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ЗНАКОМСТВО С КЛАССИФИКАЦИЯМИ СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вербина Наталья Владимировна

магистрант II-го курса кафедры музыкального искусства института культуры ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», Россия, г. Москва

Научный руководитель:

Аликина Екатерина Владимировна 

к.п.н.,  доцент кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО  города Москвы «Московский городской педагогический университет», Россия, г.Москва

Аннотация. Статья посвящена проблеме классификации жанров духовной музыки, а также важной роли знакомства с данными жанрами в рамках первой ступени музыкального образования для формирования высокой культуры восприятия духовной музыки у обучающихся.

Ключевые слова: литургические жанры духовной музыки, внелитургические жанры духовной музыки, традиционные жанры, нетрадиционные жанры, смешанные жанры, произведения крупной формы,   произведения малой формы, современная христианская музыка, восприятие духовной музыки.

Проблема осведомлённости будущих музыкантов в области современной духовной музыки особенно остро ощущается в настоящее время, в период пропаганды популярных песен, рассчитанных на рядового потребителя. Помимо этого, во время приобретения образования в музыкальной школе, большинство учеников скорее знакомятся с классическими произведениями светского характера, а знания о «литургических» и «внелитургических» духовных жанрах музыки порой абсолютно отсутствуют. Получается, что при выпуске из музыкальной школы, бывшие обучающиеся имеют достаточно хорошее представление о «светских» жанрах 18-20 вв., умеют различать стили и идеостили этого периода, но не способны к осмысленному восприятию произведений, относящихся к духовной музыке [4].

Восприятие музыки - процесс, в котором от слушателя требуется подключение не только эмоциональных, но и интеллектуальных ресурсов. От музыкального опыта слушателя зависит, как много «закодированных» в произведении деталей он сможет распознать. От того, насколько компетентен будущий музыкант в вопросе систематизации композиций, относящихся к различным духовным жанрам, зависит глубина восприятия подобной музыки.

В статье «Аксиология музыкального творчества в контексте христианского понимания культуры» священник Илия Макаров упоминает, что существует три формы духовной музыки [3]:

1)                идеациональная (в том числе традиционная религиозная музыка);

2)                чувственная (наиболее приближенная к светской музыке);

3)                смешанная (сочетающая в себе две предыдущие формы).

Последняя форма является наиболее приемлемой для слушателей. К ней можно отнести, например, произведения И. С. Баха, которые могут исполняться как во время богослужения, так и быть частью светских концертов.

Н. С. Гуляницкая утверждает в статье «Внелитургические жанры современной духовной музыки: панорамный обзор» [1], что произведения духовной музыки так же стоит классифицировать по форме на крупные и некрупные (малые). Автор подчёркивает, что отличия в данных формах возможно обнаружить не только при рассмотрении протяженности конкретных композиций, но и обратив внимание на «формосодержательные признаки», влияющие на стиль этих работ (например, крупным формам больше свойственна свобода в создании духовно-поэтического текста или в выборе исполнительского состава).

Ещё одну классификацию духовных музыкальных жанров предлагает А. Б. Ковалёв [2]. Он выделяет традиционные жанры (связаны с богослужебными чинопоследованиями), нетрадиционные жанры, жанры смешанного типа (песнопения на канонический текст). В основе произведений, относящихся к жанру смешанного типа, лежит образно-тематическое содержание, они могут исполняться и во время богослужений, и вне литургии.

Учёный отмечает, что традиционные и смешанные жанры подразумевают обязательное исполнение произведений хором a capella, в то время как нетрадиционные жанры допускают наличие различных инструментов, варьирующихся в зависимости от автора композиции, так как именно он выбирает средства, которые помогут ему показать собственное отношение к сакральной теме.

Стоит отметить, что композиции, имеющие отношение к смешанным жанрам духовной музыки, наиболее ярко отражают тенденции своего времени. Если в 18-м веке во время литургии начали звучать произведения В.А. Моцарта, то в наши дни существует целая плеяда артистов, исполняющих на концертных площадках и во время протестантского богослужения песни в таком жанре, как «Современная христианская музыка» (англ. Contemporary Christian music or CCM). Представители данного жанра отдают своё предпочтение темам, связанным с Христианской верой [5]. Сам  жанр был сформирован под влиянием «движения людей Иисуса» (англ. Jesus movement) в 60-х гг. 20-го в. Приверженцы этого движения первыми стали исполнять более современные песнопения (по сравнению с превалирующими на тот момент в церквях произведениями в стиле госпел). «Современная христианская музыка» объединяет в себе в основном произведения малых форм, относящихся  к разнообразным стилям: от фолка и поп-музыки до рока. Наибольшее влияние на количество и содержание выпускаемых произведений данного жанра на сегодняшний день оказывает харизматическое движение (зародилось в 60-х гг. прошлого столетия и распространено среди протестантских общин и католиков). Среди «подстилей» можно выделить “contemporary worship music” или “praise and worship (рус. «современная музыка хвалы и поклонения» или «современная музыка прославления и поклонения») [6]. Так как данная музыка чаще всего исполняется всей общиной, её мелодическая структура отличается относительной простотой и рассчитана на «средний» диапазон голоса (для того, чтобы все прихожане могли чувствовать себя комфортно во время пения). В подобных песнях присутствует много повторений. Тем не менее, во время службы представители паствы могут добавлять элементы импровизации в свое исполнение. Также большое распространение имеет глоссолалия (рассматривается в различных направлениях харизматического движения в качестве одного из даров Святого Духа).

В заключение хотелось бы отметить, что изучение жанров духовной музыки в период начального музыкального образования (например, в рамках сравнительного анализа современных композиций и произведений предыдущих столетий) способно оказать положительное воздействие на формирование высокой культуры восприятия музыки «литургических» и «внелитургических жанров» у будущих музыкантов, что является актуальной задачей в период постиндустриального общества, когда понятие «духовность» отходит на второй план.

Список использованной литературы:

1.                 Гуляницкая, Н. С. «Внелитургические» жанры современной духовной музыки: панорамный обзор / Н.С. Гуляницкая // «Внелитургические» жанры современной духовной музыки: панорамный обзор: материалы XXVI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. – М., 2016. – С. 340-344.

2.                 Ковалёв, А. Б. Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве на рубеже ХХ-ХХI вв. / А. Б. Ковалёв // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2017.  – № 28. – С. 159-169.

3.                 Макаров, И. Аксиология музыкального творчества в контексте христианского понимания культуры / И. Макаров // Христианское чтение. – 2012. – № 2. – С. 164-185.

4.                 Язык музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23377708 (дата обращения: 10.10.2018).

5.                 Contemporary Christian music [Электронный ресурс].  Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Contemporary_Christian_music (дата обращения: 13.10.2018)

6.                 Contemporary worship music [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Contemporary_worship_music (дата обращения: 13.10.2018)

Сведения об авторе:

Вербина Наталья Владимировна – студентка II-го курса магистратуры кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: willow139565@gmail.com