Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Бандурка Владислав Борисович

 профессор кафедры, канд. ист. наук, доцент

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище

Россия, г. Рязань

Аннотация. Статья посвящена важной проблеме педагогики высшей военной школы – проблеме классификации и использовании в образовательном процессе средств обучения слушателей и курсантов военных вузов. В статье показано влияние современных средств обучения на эффективность процесса усвоения учебного материала обучающимися, повышение их познавательной активности.

Ключевые слова: процесс обучения, средства обучения, курсанты, слушатели, классификация средств обучения, система обучения, материальные средства обучения, идеальные средства обучения.

 

Важное значение при организации учебного процесса в военном вузе отводится средствам обучения, используемым педагогом для достижения поставленных дидактических целей. Главное назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала курсантами и слушателями, т.е. приблизить его к наиболее эффективным характеристикам. Под средствами обучения в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи.

К сожалению, в современной педагогической науке не существует строгой классификации средств обучения. Исходя из этого рассмотрим подходы, которые предлагаются некоторыми учеными для решения этой проблемы.

Отечественный педагог-исследователь В.В. Воронов предлагает классифицировать средства обучения в зависимости от нарастания возможности заменять с их помощью действия преподавателя или автоматизировать действия обучающихся. Соответственно он выделяет две группы – простые и сложные средства обучения. К простым средствам относятся, во-первых, словесные – учебники и другие тексты; во-вторых, простые визуальные средства – реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения, по его мнению, можно отнести механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп и пр.; аудио приборы – проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные средства – кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон; средства, автоматизирующие процесс обучения – лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети [1, с. 14].

П. И. Пидкасистый, понимая средства обучения как материальные или идеальные объекты, которые используются педагогом и обучающимися для усвоения знаний, выделяет их в две большие группы: средства – источники информации и средства – инструменты освоения учебного материала. В этом случае к средствам обучения относятся все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источниками учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания этой информации обучающимися. Исходя из этого, все средства обучения разделяются им на материальные и идеальные [3, с. 48].

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения принимаются общепринятые знаковые системы, такие как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т.п.), педагогические программные продукты, организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовских требований. При этом акцентируется, что обучение становится эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ часто могут быть переведены в материальную форму.

Интерес представляет классификация средств обучения, предложенная С. А. Смирновым, в которой развиваются идеи рассмотренного выше подхода [2,  с. 25]. Он предлагает дополнительно классифицировать средства обучения в соответствии с уровнями реализации содержания образования. Автором рассматриваются следующие уровни: учебного занятия, учебного предмета и всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе).

На уровне учебного занятия используются следующие средства обучения:

- идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.); учебные компьютерные программы по теме занятия; организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень квалификации и внутренней культуры педагога; формы организации учебной деятельности на учебном занятии.

- материальные: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.

На уровне учебного предмета используются другие средства обучения:

- идеальные: система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингафонных кабинетах, и т. д.); учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

- материальные: учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники.

На уровне всего обучения используются следующие средства обучения:

- идеальные: система обучения; методы; система общевузовских требований.

- материальные, сюда входит большая часть материально-технической базы образовательного учреждения: помещения для обучения, библиотеки, столовые, буфеты, медицинские кабинеты, помещения для отделов, служб, кафедр, педагогов и работников образовательного учреждения и т. д.

В связи с широким применением в военных вузах компьютерных средств обучения известный интерес представляют подходы к их классификации. Автором одного из них является А. А. Золотарев [4, с. 22]. Раскроем ее сущность. В качестве классификационного признака, позволяющего разбить названые средства на определенные группы, предлагается использовать дидактические задачи, под которые они разрабатываются.

В соответствии с предложенным классификационным признаком автором выделяются четыре группы компьютерных средств обучения.

К первой группе относятся средства, разработанные для создания ориентировочной основы деятельности обучающихся: электронные учебники (ЭУ) и электронные учебные пособия (ЭУП); средства, основанные на представлении обучающимся в процессе чтения лекций и проведения классно-групповых занятий учебной информации в виде графических, статических и динамических моделей изучаемых объектов и явлений, иллюстрации ее схемами, графиками и таблицами, воспроизводимыми на дисплее или с помощью компьютерных проекционных установок на специальном экране, а также другие средства, позволяющие сформировать у обучающихся общие представления об их дальнейшей профессиональной деятельности.

Во вторую группу выделяются средства, ориентированные на приобретение обучающимися знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы (АОС и ЭОС), автоматизированные системы контроля знаний (АСКЗ), электронные задачники (ЭЗ), электронные лабораторные практикумы (ЭЛП) и компьютерные обучающие программы (КОП). Названые средства служат для автоматизированного обучения курсантов и слушателей, комплексной оценки знаний и управления познавательной деятельностью.

В третью группу включаются компьютерные средства, используемые для формирования у обучающихся в процессе учения необходимых профессиональных навыков и умений. К ним относятся системы автоматизированного проектирования (САПР), обеспечивающие формирование необходимых профессиональных навыков и умений в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию, а также проектированию технических объектов; автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), разрабатываемые и используемые в образовательном процессе для получения навыков решения задач исследовательского характера; компьютерные функциональные и комплексные тренажеры (КФТ и ККТ), позволяющие сформировать у будущих специалистов качества, определяемые их профессиональной деятельностью; компьютерные деловые и ситуационные игры (КДИ и КСИ), имитирующие те или иные практические ситуации; автоматизированные моделирующие системы (АМС), позволяющие курсантам и слушателям приобрести навыки планирования и проведения различного рода машинных экспериментов с автоматизированной обработкой полученных результатов, и другие.

К четвертой группе относятся средства, применение которых возможно для решения нескольких дидактических задач одновременно. Это электронные библиотечные системы (ЭБС), электронные справочные системы (ЭСС), информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-расчетные системы (ИРС), банки данных (БД) и базы знаний (БЗ), универсальные системы управления базами данных (УСУБД), обеспечивающие возможность работы с готовыми профессиональными и учебными базами данных; электронные таблицы (ЭТ), математические пакеты (МП) и средства мультимедиа (СММ), позволяющие решать значительную часть прикладных учебных задач.

Следует оговориться, что деление компьютерных средств обучения на указанные выше группы является в известной мере условным, поскольку каждое из них может быть переориентировано на решение других, в том числе частных дидактических задач.

Таким образом, средства обучения – это материальный или идеальный объект, который «находится» между преподавателем и обучающимся и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения существенно влияют на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление.

Список использованной литературы:

1. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 146 с.

2. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.

3. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 с.

4. Теория и методика систем интенсивного обучения: в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие / Под ред. А. А. Золотарева. – М.: МИГА, 1993. – 66 с.

 

 SOME APPROACHES TO CLASSIFICATION OF LEARNING TOOLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Bandurka Vladislav Borisovich

Abstract. The article is devoted to the important problem of pedagogy of higher military school – the problem of classification and use in the educational process of training of students and cadets of military schools. The article shows the influence of modern means of learning on the effectiveness of the learning process by students, increasing their cognitive activity.

Keywords: learning process, learning tools, cadets, students, classification of learning tools, learning system, material learning tools, ideal learning tools.

References:

1. Voronov, V. V. Pedagogy of school in a nutshell / V. V. Voronov. – Moscow: Russian pedagogical Agency, 1997. – 146 p.

2. Pedagogy: pedagogical theories, systems and technologies: textbook for students of higher and secondary educational institutions / ed. S. A. Smirnov. – 4th ed., Rev. – Moscow: Publishing center «Academy», 2001. – 512 p.

3. Pedagogy: textbook / ed. P. I. Pitkasilta. – Moscow: Russian pedagogical Agency, 1996. – 602 p.

4. Theory and methods of intensive training systems: at 2 h. H. 1: textbook / ed. A. A. Zolotarev. – Moscow: MIGA, 1993.  – 66 p.