Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

Хорзеева Ксения Александровна

 ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ

 

Аннотация. В статье указывается, что цена оказывает существенное влияние на эффективность деятельности предприятия, поскольку от нее зависит и возмещения издержек производства и прибыль предприятия. В условиях рыночной экономики успех сельскохозяйственных предприятий во многом зависит от того, насколько грамотно и удачно они устанавливают цены на свои товары. Сегодня велика потребность в изучении принципов, методов и особенностей процесса ценообразования в отрасли и их влияния на эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий. Автор делает вывод о возможности применения концепции паритета доходов при формировании государственной аграрной политики.

Ключевые слова: цена, диспаритетный межотраслевой обмен, сельское хозяйство, выравнивание возможностей производства, факторы ценообразования.

Актуальность проблемы. В рыночных условиях цена, как правило, определяется на основе соотношения между спросом и предложением. Однако следует заметить, что, кроме спроса и предложения, в сельском хозяйстве есть целый ряд факторов, влияющих на процесс ценообразования и уровень цен.

Зарубежная и отечественная практика дают основания однозначно утверждать, что аграрный рынок по типичным условиям своего функционирования достаточно близок к характеристикам совершенной конкуренции. Ему присущ неэластичный спрос на производимую аграрными производителями продукцию и в определенной степени ее избыток (как абсолютный - для высокоразвитых стран мира, так и относительный, связанный с ценовой «недоступностью» продукции для населения, обусловленной его низкими доходами).

Вместе с тем, по крайней мере, теоретически, рыночные условия в любой сфере и отрасли экономики должны обеспечивать эквивалентность обмена, иначе теряется сам смысл существования рыночной экономической системы. Однако фактически такой эквивалентности не наблюдается, а потому в последние годы абсолютное большинство ученых сходится во мнении о необходимости разумной степени вмешательства государства в механизм рыночного ценообразования, в том числе в сельском хозяйстве.

Дискуссия. Научно обоснованный ответ на вопрос объективной необходимости вмешательства государства в механизм рыночного ценообразования на аграрном рынке имеет большое практическое значение. Самоочевидным является тот факт, что на протяжении всех лет рыночных реформ аграрный рынок является несовершенным, поскольку не достигнуто эквивалентных межотраслевых отношений. Существующая модель аграрного рынка, сформированная в течение двух последних десятилетий, позволяет обеспечить весомые финансовые результаты только крупным производителям - аграрным холдингам, а в некоторых случаях даже они не в состоянии обеспечить прибыльность своей работы без существенной государственной поддержки [2].

Низкая доходность большинства аграрных предприятий в конечном итоге не способствует реализации ключевой движущей силы экономического роста и развития сельского хозяйства - удовлетворения экономических потребностей и интересов его субъектов [4]. Попутно отметим, что большинство ученых, исследуя природу диспаритетного межотраслевого обмена, считают ее хронической проблемой сельского хозяйства в рыночных условиях и утверждают, что вовсе избежать ее не удастся никогда.

В связи с этим рассмотрим теоретический вопрос о способности рынка урегулировать, обеспечить эквивалентные межотраслевые отношения в сфере АПК. В то же время необходимо дать ответ на вопрос об объективности вмешательства государства в этот процесс [3].

Развитие производительных сил сопровождается существенными сдвигами производственной структуры. Определенные виды производства сокращаются и даже полностью вытесняются другими. В то же время нельзя представить себе прекращение производства в такой отрасли как сельское хозяйство, в котором производится важнейшая для жизни людей продукция и сырье для многих перерабатывающих предприятий. Теоретически в условиях мирового разделения труда это возможно для небольших стран с неблагоприятным для аграрного производства климатом, например, Исландии. Для большинства стран мира массовый импорт продуктов питания означает продовольственную и экономическую зависимость, а также потребность в значительных средствах [1].

Если сельское хозяйство рассматривать в рамках национальной экономики тех стран, в которых оно является важной частью народного хозяйства либо имеет важное стратегическое значение, то массовое банкротство хозяйств без вмешательства государства неизбежно привело бы к повышению цен до уровня достаточной рентабельности (при условии общественно необходимых затрат). Рыночные условия естественным путем усилили бы концентрацию, централизацию и интеграцию производства и снизили бы уровень общественных расходов. От этого выиграло бы все общество, но значительно уменьшилось бы количество хозяйствующих субъектов, число рабочих мест и интенсивность конкуренции, как ценовой, так и неценовой. Поэтому сейчас большинство стран Запада поддерживают небольшие и средние аграрные предприятия, даже несмотря на их объективную неэффективность [5].

Поэтому сейчас большинство западных экономистов склоняются к теоретическим концепциям выравнивания возможностей производства в сельском хозяйстве и других отраслях экономики. Это концепции паритета дохода и паритета отдачи ресурсов, которые сегодня являются наиболее популярными в аграрной науке и политике [6].

Выводы. В основе аграрной политики государства должны лежать концепция паритета доходов сельскохозяйственных производителей с доходами работников других отраслей экономики, а также концепция паритета отдачи ресурсов. Это означает отход от концепции паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Концепция паритета доходов намного шире концепции паритета цен. Она заключается в выравнивании доходов тружеников сельского хозяйства с доходами работников других отраслей экономики и предусматривает комплекс направленных на это мероприятий, среди которых поддержание цен на промышленные ресурсы для сельского хозяйства, субсидирование отдельных видов сельскохозяйственной продукции (и в частности - животноводческой), создание благоприятного налогового климата для аграрных предприятий, улучшение социальных условий жизни на селе. Воплощение в жизнь концепции паритета доходов позволило бы не только поднять доходы сельскохозяйственных производителей, но и в целом сбалансировать развитие аграрного сектора экономики.

Список использованной литературы:

1.     Маслова В.В. Основные направления развития экспорта отечественной агропродовольственной продукции / В.В. Маслова, М.В. Авдеев, И.И. Маслов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 9. - С. 10-15.

2.     Сабетова Т.В. Государственная поддержка инвестиций в сельское хозяйство Воронежской области / Т.В. Сабетова, Н.А. Захарова // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2017. - № 9 (69).- С. 99-108.

3.     Сабетова Т.В. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий / Т.В. Сабетова // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. - 2016. - № 2. - С. 280-286.

4.     Сабетова Т.В. Тройственный подход к оценке эффективности государственной поддержки сельского хозяйства / Т.В. Сабетова // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: материалы II Всероссийской (национальной научно-практической конференции с международным участием). – Курган, 2018. - С. 531-534.

5.     Фирсов Е.А. Развитие теории стоимости и ценообразования / Е.А. Фирсов // Економіка АПК. – 2014. – №3. – С. 42-49.

6.     Rechka K. Criteria for Marketing Prices for Agricultural Production in Modern Conditions / K. Rechka // Міжнародний науковий журнал Інтернаука. Серія: Економічні науки. - 2018. - № 4 (12). - С. 29-34.

 

CONCEPTS OF GOVERNMENTAL INTERFERENCE WITH PRICE FORMATION IN THE AGRARINA SECTOR

Khorzeeva K.A.

Voronezh state agrarian university

Abstract. The article states that the price has significant impact on the efficiency of a company, since it also depends on the return of production costs and profit of the company. In the market economy, the success of agricultural companies depends largely on how well and successfully they set prices for their goods. Today there is great need for studying the principles, methods, and features of the pricing process in the sector and their impact on the efficiency of agricultural companies. The author draws the conclusion about the possibility of applying the concept of income parity in the formation of state agrarian policy.

Keywords: price, price disparity, agriculture, national agrarian policy, governmental interference with the economy.

References:

1.     Maslova V.V. The key directions of development of the export of domestic agri-food products / V.V. Maslova, M.V. Avdeev, I.I. Maslov // Economy of agricultural and processing companies. - 2018. - N 9. - P. 10-15.

2.     Sabetova T.V. Governmental support of the investments to agricultural of Voronezh region / T.V. Sabetova, N.A. Zakharova // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2017. - N 9 (69). - P. 99-108.

3.     Sabetova T.V. Assessment of the efficiency of the governmental support of agriculture and rural area sustainable development / T.V. Sabetova // Improvement of accounting, analysis, and control as the mechanisms of the informational provision of the sustainable development of economy. - 2016. - N 2. - P. 280-286.

4.     Sabetova T.V. Triple approach to assessing the effectiveness of the governmental support for agriculture / T.V. Sabetova // Contemporary issues of financial regulation and accounting in agro-industrial complex: Proc.Conf. – Kurgan, 2018. - P. 531-534.

5.     Firsov E.A. Development of the theory of value and pricing / E.A. Firsov // Economy of the agro-industrial complex. – 2014. – N3. – P. 42-49.

6.     Rechka K. Criteria for Marketing Prices for Agricultural Production in Modern Conditions / K. Rechka // International scientific journal Interscience. Series: Economics. - 2018. - N 4 (12). - P. 29-34.