Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП ВЗРОСЛЕНИЯ

Бобыкина Елизавета Алексеевна

Студент 3 курса бакалавриата факультета агрономии и экологии

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет

им. И. Т. Трубилина», Россия, г. Краснодар

Петренко Татьяна Васильевна

Доцент кафедры педагогики и психологии, к. пс. н., доцент

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет

им. И. Т. Трубилина», Россия, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема психологической сепарации от родителей. Показывается роль сепарации в процессе становления личности. Рассматриваются возрастные этапы прохождения личностью сепарационных процессов. Анализируются основные ошибки родителей в процессе воспитания детей.

Ключевые слова: сепарация от родителей, взросление, личность, родитель, собственные границы, социализация.

 

Одной из актуальных проблем современной психологии является проблема взросления личности. Нерешенность задач взросления в контексте психологии порождает проблемы инфантилизма, иждивенчества, девиантного поведения [4].

При взрослении происходит механизм ломки зависимости, которая необходима для становления самостоятельного характера человека. Без проблем и ниспровержения авторитетов такой процесс не обходится, и важной задачей здесь выступает процесс сепарации от родителей.

Сепарация – это становление личности (самостоятельной и независимой), которое достигается путем отделения ребенка от семьи для получения полноценной опоры на самого себя.  Результатами сепарации являются: умение без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью; умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия [5]. 

Ряд отечественных и зарубежных исследователей склоняется к мнению о том, что проблемы сепарации связаны, в первую очередь, с проблемами привязанности. Успешная сепарация от родителей напрямую зависит от качества предшествовавшей ей детско-родительской привязанности. Дети становятся полноценными взрослыми лишь после того, как удовлетворят свою потребность в привязанности.

Г. Ньюфельд и Г. Матэ выделяют шесть составляющих надежной привязанности: ощущения (физическая близость родителя), похожесть (стремление быть похожим на того, к кому привязан), принадлежность, значимость, чувства (эмоциональная близость), желание быть познанным (чувство того, что близкий человек тебя действительно знает и слышит). Отсутствие хотя бы одной из указанных составляющих приводит, по мнению ученых, к попытке ее компенсации через привязанность к сверстникам, которая не только не восполняет эту потребность, но может оказывать негативное воздействие на ребенка [3]. 

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с тем, что его ребенок вдруг начинает отстаивать свои границы, интересы и права, делая это иногда в достаточно резкой форме, а то и вообще в виде бунта. Многих родителей, особенно тех, которые растят «удобных» детей, этот процесс пугает, и они его по незнанию воспринимают как следствие плохих черт характера или даже как принципиальное желание ребенка «насолить» взрослым.

Родители должны быть готовы к перестройке отношений с ребенком в сторону партнерства, принятия взрослости ребенка. Только взаимное переосмысление задач взросления, раскрытие личностных ресурсов для новых целей поможет родителям и ребенку разрешить сепарационный конфликт и перейти на новый партнерский уровень взаимодействия [5].

Процесс сепарации начинается с раннего возраста, протекает последовательно и продолжительно, иногда даже болезненно. В возрастной динамике выделяют несколько этапов: 

1. Появление ребенка на свет. После рождения он уже перестает быть частью матери, начинает узнавать мир и существовать отдельно. 

2. С 4-6 месяцев малыш начинает активно познавать окружающий мир, понимать, что у него есть собственное тело, которым можно управлять. 

3. Примерно с 1 года ребенок делает первые шаги и начинает осознавать, что необязательно постоянно находиться рядом с мамой. 

4. Примерно с трех лет ребенок понимает собственное «Я». На этом этапе особое значение приобретает опыт сепарации, выражающийся не только отделением от образа матери, но и отстаиванием права на самостоятельное изучение мира вокруг, право на собственные границы. Как отмечает В. Баскаков, «формируются границы, защищающие от того, чего не хочу и определенные навыки, чтобы добиться того, чего хочу» [1, с.85].  

5. Подростковый (переходный) возраст – самый непростой этап, на котором происходит половое созревание. Подросток начинает отстаивать собственное мнение, самоутверждаться, стремиться к самостоятельности во всем.

6. Начало самостоятельной жизни. Если девушка или юноша начинает работать, то переходит на самообеспечение и перестает материально зависеть от отца и матери. Учащиеся молодые люди ощущают зависимость от родителей, из-за чего завершение сепарации может затянуться. 

Завершение сепарационных процессов во многом определяет формирование здоровой эгоидентичности. И наоборот, проблемная сепарация будет способствовать развитию негативной или смешанной идентичности. 

Можно выделить причины, связанные с ошибками родителей, по которым сепарация не происходит: 

1. Конфлюэнция (слияние) – неспособность родителей допустить мысли о том, что ребенок может чувствовать и думать по-другому; 

2. Тревожность, когда  главной задачей родителей является оградить и защитить своего ребенка от всех неприятностей; 

3. Неуверенность в себе, когда не уверенная в себе женщина ставит перед собой задачу состояться в роли хорошей матери.

4. Страх потерять контроль – это желание родителей по-прежнему чувствовать свою власть и все контролировать. 

5. Страх разочарования – это родительский страх, что дети так и не станут теми, кем бы они хотели их видеть (великими учеными, писателями, музыкантами, бизнесменами и т.д.) [2]. 

В заключение необходимо отметить, что социализация личности просто невозможна без психологического обособления детей от родителей. Сепарация является важным этапом взросления, без которого невозможно становление личности. Психологическая незавершенность данного процесса (даже при наличии материальной и территориальной независимости) ведет к продолжению отыгрывания детско-родительских сценариев в уже взрослой жизни. 

Список использованной литературы:

1. Баскаков В.В. Свободное тело   / В.В. Баскаков. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. – 220 с. 

2. Демидова Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте : автореф. дис. канд. психол., наук : 19.00.07 / Демидова Татьяна Васильевна – Ставрополь, 2003.  - 170 c.

3. Ньюфелд Г. Не упускайте своих детей. Почему родители должны быть важнее, чем ровесники   / Г. Ньюфелд, Г. Матэ. – М.: Ресурс, 2015. – 384 с. 

4.  Петренко Т.В. Влияние семьи на инфантилизацию молодежи / Т.В. Петренко, Л.В. Сысоева // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2016. – №5 – С. 90-97

5.  Сысоева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в прохождении сепарационных процессов на различных этапах обучения в вузе/ Л.В. Сысоева, Т.В. Петренко // Гуманизация образовательного пространства: матер. междунар. научн. конференции -2016. - С. 530-536.

 

Сведения об авторах:

Петренко Татьяна Васильевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина.

Бобыкина Елизавета Алексеевна– студент 3 курса бакалавриата факультета агрономии и экологии Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина.