Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Карнеева Елена Юрьевна

Магистрант кафедры «Теория и история государства и права»

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»,

Россия, г. Иваново

Аннотация.  Современная Российская Федерация провозглашает себя социальным государством, которое идет по пути стимулирования молодых семей на рождаемость первого и последующих детей. С этой целью в государстве разработана социальная политика, основой которой является материальная и не материальная поддержка материнства и детства. В статье обозначена актуальность исследование механизмов защиты материнства и детства, рассматриваются содержание государственной политики в этой области, политики Ивановской области, а также основные направления деятельности региона в сфере защиты материнства и детства за последние годы.

Ключевые слова: социальная поддержка, материнство, детство, государственная поддержка.

 

Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы в РФ наблюдается негативная тенденция сокращения численности населения в среднем на 700 тысяч человек в год, и в том числе количество детей снижается на 1 миллион человек в год и при этом можно сказать, что развитие государственной политики по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми  приобретает практическую значимость. Главным препятствием, стоящим перед рождаемостью в российских реалиях, являются экономические проблемы, несмотря на то, что экономика России постепенно справляется с кризисными тенденциями, доход семей с детьми остается все также недостаточным. С этой целью Правительство РФ проводит политику поддержки материнства и детства [12].

Целью данной статьи является анализ социальной поддержки материнства и  детства в России на федеральном и региональном уровнях, выявление ее значимости и проблем реализации.

В статье будет рассмотрено отечественное федеральное законодательство в области социальной поддержки материнства и детства, а также законы субъектов Российской Федерации в данной области.

Государственная социальная поддержка материнства и детства. Социально-правовая поддержка предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и прочими аспектами [14].

В своем послании Федеральному собранию РФ в 2019 году Президент подчеркнул, что «для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать все для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего» [5].

Основными целями социально-правовой защиты материнства и детства являются: осуществление законных прав и интересов членов семьи, недопущение их дискриминации, упрочение гарантий прав и интересов детей, восстановление прав в случае их нарушения; содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей и др. [14].

В настоящее время основными методами государственной поддержки материнства и детства выступают такие меры, как увеличение размера пособия по уходу за ребенком, материнский капитал, различные льготы для оплаты услуг детских учреждений, материальная поддержка родителей-одиночек или воспитателей сирот [12].

В России основным актом по защите материнства и детства является Конституция РФ. Основы поддержки закреплены в ч. 1 ст. 38: «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Также существуют меры, которые направлены на защиту семей с детьми и закреплены в семейном, административном, трудовом кодексах, целевых федеральных программах, постановлениях правительства, указах Президента РФ, распоряжениях региональных и местных органов власти.

Например, законодательно предусмотрены определенные нормы, позволяющие еще до рождения будущей матери защищать интересы свои и плода [14]. Так, беременность и роды являются одними из оснований регистрации брака до достижения девушкой брачного возраста в соответствии со ст. 13 Семейного Кодекса РФ [2].

Также продолжает действовать единая система пособий для граждан, имеющих детей: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждения в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и др. [3].

         Согласно ст. 6 № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. [4], размер материнского (семейного) капитала устанавливается в размере 250 000 рублей, сумма которого подлежит ежегодному пересмотру с учетом темпов роста инфляции, и будет устанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год [13].

Помимо этого, выполняются федеральные программы для молодых семей. В России существует несколько проектов, помогающих приобрести жилье молодым семьям: государственная программа «Молодая семья» [10]; подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» 2015-2020, которая реализуется в рамках федерального целевого проекта «Жилище», программа на 2016-2020 годы[6]; губернаторская программа, функционирующая в рамках каждого отдельного региона. Все они созданы для выполнения государством обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, определенных законодательством. Проекты рассчитаны на молодые семейные пары (с детьми или без детей) и одиноких молодых родителей, воспитывающих ребенка (одного и более).

Далее, семьи, в которых после 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок, смогут получить льготный ипотечный кредит, где государство профинансирует выплаты процентов по ипотеке свыше 6% годовых [12].

Не менее важно, с 1 января 2018 года в России введена программа ежемесячных выплат из госбюджета на рождение первенца. Данная программа будет действовать, пока ребенку не исполнится полтора года. Размер данного пособия будет зависеть от величины прожиточного минимума в данном регионе, а в 2018 году размер такого пособия в среднем по России составит 10 523 рубля. При этом выплаты будут адресными и распространятся только на 60 субъектов Федерации, в которых в среднестатистической семье рождается не более одного или детей [12].

Новый пакет мер по поддержке семей с детьми уже предложен Президентом РФ в своем Послании Федеральному Собранию. Предусматривается несколько существенных изменений действующего законодательства:

·        Предлагается расширить с 1 января 2020 года ежемесячные выплаты при рождении первого и второго ребенка на семьи, доходы которых в расчете на одного члена семьи не превышают двух прожиточных минимумов (на данный момент 1,5 прожиточных минимумов).

·        Повысить размер пособия по уходу за ребенком-инвалидом и инвалидом с детства 1 группы с 5,5 до 10 тысяч рублей.

·        Увеличить для многодетных семей льготу по налогу на недвижимое имущество с учетом количества детей: освобождать от уплаты налога дополнительно по 5 кв. метров за каждого ребенка в квартире и по 7 кв. метров в индивидуальном жилом доме.

·        При рождении третьего ребенка из федерального бюджета будет дополнительно гаситься 450 тыс. рублей по ипотечному кредиту.

·        Льготная ставка по ипотеке в размере 6% годовых при рождении второго, третьего и последующего ребенка будет устанавливаться на весь срок действия ипотечного кредита, а не только на первые 3 года за второго ребенка или 5 лет за третьего и последующих и др. [5].

Региональная социальная поддержка материнства и детства (Ивановская области). В свою очередь в Ивановской области действует Закон Ивановской области от 30.05.2017 N 40-ОЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми на территории Ивановской области» [7].

Законом предусмотрена ежемесячная выплата по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет. Размер указанной выплаты соответствует величине государственного пособия по уходу за первым ребенком (в настоящее время составляет 3065,69 рублей). Также законом установлены: региональный студенческий (материнский) капитал в размере 50 000 руб., единовременная выплата на улучшение жилищных условий в размере 100 000 руб. [7].

С целью оказания помощи малообеспеченным семьям в создании надлежащих условий для развития и воспитания детей в Ивановской области реализуются проекты «Социальный прокат», «Пункт оперативной социальной помощи». В рамках проекта «Социальный прокат» семьи получают во временное пользование вещи, необходимые для маленьких детей: коляски, стульчики для кормления, ходунки, развивающие коврики, манежи. В пунктах оперативной помощи гражданам предоставляется безвозмездная помощь в виде одежды, обуви и др.[11].

Помимо указанного, в области действует Указ Губернатора N 19-УГ от 26 февраля 2004 г. «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Указом устанавливается бесплатный проезд с использованием универсальной карты школьника, ежемесячные денежные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, ежегодные денежные выплаты на оплату топлива для семей с домом без центрального отопления, бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет, один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок, и др. [9].

В Ивановской области поддерживают и семей, имеющих детей-инвалидов. В рамках проекта «Домашнее визитирование» педагоги дополнительного образования еженедельно посещают детей с ограниченными возможностями здоровья, которым сложно выйти из дома, проводят с ними занятия по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству [11]. Также такие семьи имеют право на предоставление жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета [8].

Заключение. Анализ российского законодательства показал, что политика государства направлена на поддержку нуждающихся категорий семей. Социальная поддержка оказывается в форме предоставления льгот, помощи специалистов в разных сферах жизни, социальных пособий и выплат, а также предоставлении различных коммунальных, бытовых, транспортных и других услуг по льготным ценам. Президент, а также Правительство России делает одним из главных критериев развития уровня жизни – защищенность семьи, материнства и детства. В Ивановской области эта поддержка направлена на многодетных, малообеспеченных семей и семей, которые родили только первого ребенка, семьям с детьми-инвалидами и т.д. Можно говорить, что в Ивановской области защита материнства и детства – один из приоритетов социальной политики.

Таким образом, вопрос материнства и детства был и остается приоритетным направлением в правовой политике государства. В этой сфере сделано уже многое, однако необходимо продолжать работать над повышением качества жизни молодых семей, а также обращать внимание на появляющиеся новые проблемы, которые требуют внимания со стороны государства.

Список использованной литературы:

1.               Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 16.04.2019).

2.               Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс] //  КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (Дата обращения: 16.04.2019).

3.               Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс] //  КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (Дата обращения: 16.04.2019).

4.               Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (Дата обращения: 16.04.2019).

5.               Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента Федеральному Собранию» от 20 февраля 2019 [Электронный ресурс] //  КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/ (Дата обращения: 16.04.2019).

6.               Постановление Правительства РФ «О федеральной целей программе «Жилище» на 2015-2020 годы» от 17 декабря 2010 года №1050 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: справ. правовая система. – Режим доступа: https://base.garant.ru/57423346/ (дата обращения: 16.04.2019).

7.               Закон Ивановской области «О дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми на территории Ивановской области» от 30 мая 2017 № 40-ОЗ [Электронный ресурс] //  КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW224&n=117832#06512508658265352 (Дата обращения: 16.04.2019).

8.               Закон Ивановской области «О форме и порядке предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета» от 05 декабря 2014 года № 102-ОЗ  (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] //  ГАРАНТ: справ. правовая система. – Режим доступа: https://base.garant.ru/28391875/ (Дата обращения: 16.04.2019).

9.               Указ Губернатора Ивановской области «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 26 февраля 2004 года № 19-УГ [Электронный ресурс] //  КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi? base=RLAW224&dst=100001&n=14009&req=doc#008512902574180425 (Дата обращения: 30.01.2019).

10.          Федеральная программа «Молодая семья» 2018 [Электронный ресурс] // Молодая семья. Государственная программа. – Режим доступа: https://molodaya-semya.ru (дата обращения: 27.03.2019).

11.          Государственная поддержка семей, воспитывающих несовершеннолетних детей [Электронный ресурс] // Департамент социальной защиты населения Ивановской области. – Режим доступа: http://old.szn.ivanovoobl.ru/informatsiya-dlya-grazhdan/gosudarstvennaya-podderzhka-semej-vospityvayushhih-nesovershennoletnih-detej/ (дата обращения: 27.03.2019).

12.          Бахитова К.М. Государственная поддержка материнства и детства в современной России [Текст] / К.М. Бахитова // Научные исследования. – 2018. – №6 (25). – С. 40-42.

13.          Бессчетнова О.В. Социальная политика России в сфере охраны семьи, материнства и детства (на материалах Саратовской области) [Текст] / О.В. Бессчетнова // Вестник ЧелГУ. – 2007. – С. 90-97.

14.          Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России [Текст] / А.В. Коротун // Педагогическое образование в России. – 2014. – №10. – С. 197-204.

Сведения об авторе:

Карнеева Елена Юрьевна – Магистрант кафедры «Теория и история государства и права»  ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Россия, г. Иваново

 

 SOCIAL SUPPORT OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD ON THE FEDERAL AND REGIONAL LEVELS (BY THE EXAMPLE OF IVANOVO REGION)

Karneeva Elena Yurievna

Abstract. The modern Russian Federation proclaims itself a social state, which is on the way to encourage young families to give birth to the first and subsequent children.   To this end, the state has developed a social policy based on material and non-material support for motherhood and childhood. The article highlights the relevance of the study of mechanisms of protection of motherhood and childhood, the content of state policy in this area, the policy of the Ivanovo region, as well as the main activities of the region in the field of protection of motherhood and childhood in recent years.

Keywords: social support, motherhood, childhood, state support.

References:

 

 

 

1. The Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993 (edition of 21.07.2014) [Electronic resource] // ConsultantPlus:  reference. legal system. –  Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (access date:  16.04.2019).

2. Family code of the Russian Federation (RF IC) of December 29, 1995 № 223-FZ (ed. from 18.03.2009) [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference. legal system. –   Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (access date:   16.04.2019).

3. Federal law "On state benefits to citizens with children", dated may 19, 1995 № 81-FZ (as amended on 29.07.2018) [Electronic resource] //  ConsultantPlus: reference. legal system.   Access mode:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (access date:   16.04.2019).

4. Federal law "On additional measures of state support for families with children" of December 29, 2006 №256-FZ (ed. from 18.03.2009) [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference. legal system. –  Access mode:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (access date:  16.04.2019).

5.Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly "Message of the President to the Federal Assembly" dated February 20, 2019 [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference. legal system. –   Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/ (access date:  16.04.2019).

6. Decree of the Government of the Russian Federation "On the Federal goals of the program "Housing" for 2015-2020" dated December 17, 2010 №1050 [Electronic resource] // GARANT: reference. legal system. –  Access mode:  https://base.garant.ru/57423346/ (access date:  16.04.2019).

7.Law of the Ivanovo region "On additional measures of state support for families with children in the Ivanovo region" dated may 30, 2017 № 40-OZ [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference. legal system. –   Access mode: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW224&n=117832#06512508658265352 (access date:  16.04.2019).

8. The law of Ivanovo oblast "On the form and order of granting of separate categories of citizens of measures of social support to provide housing at the expense of the Federal budget" from 05 Dec 2014 # 102-OZ (edited on 28.12.2017) [Electronic resource] // GARANT: reference. legal system.    Access mode:  https://base.garant.ru/28391875/ (access date:  16.04.2019).

9. Decree of the Governor of the Ivanovo region "On measures for social support of large families" dated February 26, 2004 № 19-UG [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference. legal system. – Access mode: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi? base=RLAW224&dst=100001&n=14009&req=doc#008512902574180425 (  access date:  30.01.2019).

10. Federal program "Young family" 2018 [Electronic resource] // Young family. State program. –  Access mode:  https://molodaya-semya.ru (access date: 27.03.2019).

11. State support for families raising minor children [Electronic resource] // Department of social protection of the population of the Ivanovo region. –  Access mode: http://old.szn.ivanovoobl.ru/informatsiya-dlya-grazhdan/gosudarstvennaya-podderzhka-semej-vospityvayushhih-nesovershennoletnih-detej/ (access date:  27.03.2019).

12. Bakhitova K. M. State support of motherhood and childhood in modern Russia [Text] / K. M. Bakhitova // Scientific researches. – 2018. – №6 (25). – P. 40-42.

13. Besschetnova O. V. Social policy of Russia in the field of protection of family, motherhood and childhood (on the materials of the Saratov region) [Text] / O. V. Besschetnova //  Bulletin ChelGU. – 2007. – P. 90-97.

14. Korotun A.V. Mechanisms of social and legal protection of motherhood and childhood in modern Russia [Text] / A.V. Korotun // Pedagogical education in Russia. – 2014. – №10. – P. 197-204.