Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТУРИЗМ

Астахова Юлия Геннадьевна

Старший преподаватель кафедры «Социологии»,

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»,

Россия, г. Липецк

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме применения современных образовательных технологий в подготовке кадров по специальности туризм.

Ключевые слова: образовательные технологии, кейс-метод

 

В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере туризма. Приоритет развития направлен на разработку и создание инновационных знаний и технологий. Для решения этой задачи необходимы профессионалы туристической отрасли, мотивированные на достижение высоких результатов.

По оценкам руководителей данной сферы, на сегодняшний день возросла потребность в специалистах, сочетающих высокую теоретическую подготовку с практическими умениями и навыками.

Соответственно, необходимо внедрять новые образовательные технологии, направленные на развитие критического мышления, выработку навыков разрешения проблемных ситуаций, развитие творческих способностей.  Это продиктовано следующими тенденциями на туристическом рынке: возникновением качественно новых турпродуктов и, как следствие, новых профессий в сфере туризма и гостеприимства; появлением в рамках существующих профессий новых компетенций; повышением требований к выпускнику при приеме на работу [3].

Понимание кропотливости и сложности работы в сфере туризма у начинающих специалистов приходит достаточно быстро и многое будет зависеть от уже сформированных навыков. Согласно существующим стандартам высшего образования в сфере туризм, выпускник должен быть готов решать множество профессиональных задач, в том числе проектирование туристских услуг и туристских продуктов в соответствии с требованиями потребителей; разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований; исследование и мониторинг рынка туристских услуг и другие [1].

С сожалением можно констатировать тот факт, что в век информационных технологий некоторые туристы гораздо увереннее и эффективнее работают с туристическими сайтами, чем начинающие менеджеры. Как дебютант в туризме будет справляться с поставленными задачами, сможет ли он выдержать экзамен на анализ ситуации и принятие решения, повлияет на то, останется ли он в этой профессиональной сфере или уйдет в другую.

Одним из путей решения проблемы, на мой взгляд, является реализация практико-ориентированного подхода при подготовке работников организаций сферы туризма. Данный подход предполагает выработку практических умений, путем моделирования фрагментов профессиональной деятельности. Это позволит приблизить получаемое образование к жизненным ситуациям и создать условия для формирования конкурентоспособности будущих специалистов. Полученный студентами опыт деятельности сможет стать внутренним мотиватором движения к поставленной цели и выступать как готовность личности к определенным действиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

Необходимо учитывать, что система подготовки кадровых ресурсов в туризме основана на многопрофильности образования, т.к. связана с инфраструктурой обслуживания, технологиями досуга, оздоровления населения, экскурсионной работой и обеспечением безопасности туристов. Следовательно, введение новых форм вузовской образовательной деятельности, при условии сохранения классической системы передачи знаний, должно обеспечить высокий эффект в подготовке специалистов разного профиля работы.

Новые образовательные технологии могут создать условия для формирования профессионально ориентированной среды. Комплексное использование проблемных ситуаций, игровых технологий, кейс технологий открывают возможности реализации личностного потенциала как преподавателя, так и студента. 

Опираясь на свой опыт, можно утверждать, что хорошо зарекомендовали себя кейс-методы, которые показывают высокий результат усвоения материала студентами. Использование данного метода позволяет создать положительный микроклимат в аудитории, погрузиться в практическую деятельность, максимально приближенную к  реальной действительности в туристической среде, подталкивает студентов к поиску нестандартных решений ситуации.

Суть использования кейс-методов в профессиональном туристском образовании заключается в актуализации определенного комплекса теоретических знаний, практических умений, профессиональных компетенций учащихся, которые необходимо сформировать при разрешении предложенной проблемы [2].

Вывод. Современные работодатели прежде всего оценивают знания, умения и навыки выпускников в контексте способности их эффективного применения на практике. Именно поэтому, вопрос о внедрении практико-ориентированного подхода в учебный процесс ВУЗа не теряет своей актуальности.

Список использованной литературы:

1.            Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. №1463 Об утверждении Федерального  государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/3/1648 (дата обращения: 05.04.2019).

2.                 Андрюсов Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей [Текст] / Б.Е. Андрюсов // Директор школы. – 2010. – № 4. – С. 61-69.

3.                 Брель О.А. Использование современных образовательных технологий в подготовке кадров для сферы туризма (на примере кейс-метода и технологии портфолио) [Текст] / О.А. Брель// Казанский педагогический журнал.- 2016.- №2.- С.57-62. 

Сведения об авторе:

Астахова Юлия Геннадьевна - старший преподаватель кафедры «Социологии», ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», Россия, г. Липецк

 

THE NECESSITY OF USING OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING SPECIALISTS MAJORING IN TOURISM

Astakhova I.G.

Abstract. The article is devoted to the problem of the use of modern educational technologies in the training of specialists in tourism

Keywords: educational technologies, case-method

References:

1.                 Federal state educational standard of higher education in the field of training 43.03.02 Tourism (bachelor level) [Electronic resource]  -  Access mode:: http://fgosvo.ru/news/3/1648 (access date: 15.03.2019).

2.                 Andrusov B. E. the Case study method as a tool formation competence [Text] / B. E. Andruchow // Director of the school. - 2010. - № 4. - P. 61-69.

3.                 The Use of modern educational technologies in the training of personnel for the tourism sector (on the example of the case-method and portfolio technology) [Text] / O. A. Brel// Kazan pedagogical journal.- 2016.- №2.- P. 57-62.