Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


НЕОБХОДИМОСТЬ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                Алесин Игорь Иванович

                                                                               кандидат философских наук

     МБОУ СОШ № 14 городского округа город Воронеж

Россия, Воронеж

 

Аннотация. Процесс онтологического вовлечения человека в герменевтические схемы познавательной деятельности является важнейшей когнитивной стратегией индивидуально-личностного развития, требующего профессионального руководства со стороны педагогов, если речь идёт об образовательном процессе обучающихся, не достигших совершеннолетия. Методологические основания современной историографии, психологии и философии позволяют осуществлять герменевтическую реконструкцию в заданных образовательными технологиями условиях нравственно-этического и национально-культурного опредмечивания сущего при увеличении показателей качества жизни. Без сомнения, данного рода методики могут быть использованы при утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации, поскольку эпистемы методологического моделирования в научно-исследовательских программах историографии, психологии, педагогики и философии как способах институционализированного мышления позволяют редуцировать онтологический опыт при минимальных погрешностях. Это означает, что в современном российском обществе наличествует запрос на нравственно-оценочную объективацию предметных содержаний при онтологическом единении с национально-культурными кодами в субъект-объектных отношениях.

Ключевые слова: герменевтика, образовательные технологии, инкорпорация обучающихся, сознание, патриотизм, нравственность.

 

Необходимость развития исторического сознания в современной системе отечественного образования, будучи выражением эпистемологического способа мышления, не только качественным образом коррелирует   ценностно-познавательную ориентацию обучающихся,  но и обуславливает морально-этическое развитие целостной личности в условиях многочисленных кризисных ситуаций современного мира. Развитие событий истории есть развитие событий бытия-в-мире [11, c. 338] - именно на этом основании необходимо строить образовательный процесс, поскольку инкорпорация обучающихся в онтологическую проблематику с последующей трансформацией способа актуализации информации о мире и о его действительном, а не выдуманном развитии позволяет нивелировать возможный негативный опыт, как у подростков, так и у людей уже достаточно социализированных. Добиться этого можно только лишь последовательно логической структурацией сознания, при которой репрезентативные верификационные процедуры должны осуществляться не на основании актуализации феноменов сознания, а на основании онтологической вовлеченности обучающихся в личностное участие в историческом процессе. Это означает, что в структуре нравственного сознания историческое сознание является важнейшим элементом общей ценностной структуры сознания.

При этом важно отметить то, что, как справедливо замечает Э. Гуссерль: «С самого начала само собой разумеется, что вместе с выключением природного мира со всеми его вещами, живыми существами, людьми из нашего поля суждений выключаются и все индивидуальные предметности, конституирующиеся благодаря оценивающим и практическим функциям сознания, - всевозможные культурные образования,  <…>  равным образом, разумеется и действительности такого рода, как государство, нравственность, право, религия [4, с. 177]». Из чего можно умозаключить, что даже природный мир реципрокен нравственному сознанию, если речь идёт о процессе объективации мира в человеческом мышлении через отражение. Однако, несмотря на тот факт, что человек имеет врождённую способность денотатировать сущее, мир и человеческое присутствие в нём рассматривается самим человеком в модусе временности – исходная онтологическая основа экзистенциальности присутствия есть все же временность [10, с. 234]. Именно поэтому герменевтика – это не методологическая схема исторической науки, а врождённая способность человека быть в модусе общности мира при трансцендировании вовне [9, с. 487] и при самотрансцендировании вовнутрь [9, с. 545]. Историографическая тематизация имеет своей главной частью создание герменевтической ситуации, открывающейся с решимостью исторично экзистирующего присутствия на возобновляющее размыкание присутствовавшего [10, с. 397]. Поскольку прав был Жан-Поль Сартр, считавший, что любое сознание является полагающим в том смысле, в каком оно трансцендирует себя, чтобы достичь объекта [7, с. 112], историческую тематизацию в герменевтической поставленности субъекта в решимость быть следует рассматривать как методологическую схему вовлечения обучающихся в онтологическую проблематику. Однако для повышения эффекта от эмерджентной инкорпорации обучающихся в онтологическое предметно-семантическое мироощущение следует рассматривать историческое развитие не только через нравственное и этическое содержание познавательного процесса обучающегося, но и через трансцендентные, сакральные и иррациональные характеристики, имевшие место быть в человеческой истории. В этом отношении прав был Мартин Бубер, который считал, что наши познания исторически обозримого пути человеческого духа могут существенно обогатиться, если мы посмотрим на этот путь с точки зрения изменения взаимоотношений между «этическим» и «религиозным» - следует лишь рассматривать то и другое, «этическое» и «религиозное», не в той или иной форме их проявления, но в самом их основании [2, с. 398]. Последнее следует рассматривать и реализовывать через аудиально-дигитальное переживание, эмпирическим образом схватываемое в процессе осознания патриотизма как ценностного основания национальной идентичности [6, с. 38] в контексте личностно-ориентированной педагогики [5, с. 44], при инкорпорации обучающихся в информационно-образовательные технологии [3, с. 60] современной системы образования.

При этом необходимо отметить, что стремление к единению исторической жизни [8, с. 12], как и стремление к исторической правде [1, с. 111] являются отражением нравственных исканий личности, поскольку стремление исторического сознания найти свой последний смысл [1, с. 89] является сильнейшим нравственным мотивом для субъекта-реципиента, усваивающего набор значений о мире в модусе его временности через вовлечённость в историчность происходящего. Точно таким же образом онтологическим мотивом при осуществлении герменевтической реконструкции может быть названо чувство принадлежности к истоку национального сознания или предметно-интуитивное осознание Родины. Без сомнения, чувство Родины – это трансцендентальная локализация человека в этом мире при взаимном пересечении нравственных величин и исторических констант общественного развития - именно таким образом можно определить это глубочайшее состояние и высочайшую ценность.

Говоря об аудиально-дигитальных и о визуально-дигитальных способах опредмечивания событий исторического содержания в аспекте принадлежности субъекта к патриотической системе координат и к гносеологически-герменевтической методологической схеме познания, следует учитывать, что сознание человека при данного рода объективации имеет иерархическую структуру и глубокую нравственную основу, при которой личностное развитие оказывается возможным как постоянная герменевтическая реконструкция событий уже произошедшего. Именно поэтому историческое сознание как у обучающихся, так и у людей уже достаточно социализированных устанавливает онтологическую связь между аксиологическим и аксиоматическим методами познания окружающей действительности. Последнее также свидетельствует о том, что при аксиологической структурации объектов опыта именно историческому сознанию отводится «особая роль», поскольку   с помощью таких экзистенциалов как «интерес к истории», «воля к историческому знанию» и «воля к правде» как раз и возможно онтологическое вовлечение человека в событийные характеристики общественного мироустройства.

Подытоживая вышесказанное, следует констатировать, что в условиях формирования исторического сознания у обучающихся основным требованием в деятельности профессиональных педагогов должно являться не только соответствие внутреннего переживания обучающегося знаниям в области истории, но сформированное умение прислушиваться к интуитивному чутью относительно ценностных национально-культурных структур публичного поведения. Если в первом случае речь идёт об овладении онтическим способом мирополагания, то во втором – об экспликации соответствия внутреннего и внешнего   как аксиоматической связи экзистенциального и аксиологического в онтологическом отстаивании обучающимися собственных познавательных принципов, заложенных на уроках истории. Решить сложившийся этико-философский кризис методологического значения в современной системе образования можно только сообща, используя как опыт советской системы образования, так и современные этико-педагогические средства онтологической инкорпорации обучающихся в учебный процесс.

Список использованной литературы:

1.                 Алесин, И.И. Нравственные основания исторического сознания : Этико-философский анализ: дисс. канд. филос. наук: 09.00.05/Алесин Игорь Иванович. - Воронеж, 2016. - 179 с.

2.                 Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. – Москва : Изд-во Республика, 1995. – 464 с.

3.                 Гребенщикова, В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности: дисс. канд. педагог. наук: 13.00.01/Гребенщикова Вера Юрьевна. - Великий Новгород, 2003. - 203 с.

4.                                  Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Э. Гуссерль. – Москва : Изд- во Академический проект, 2009. – 489 с.

5.                 Мелкозерова, И.Е. Педагогическая эффективность современных образовательных технологий с позиций личностно-ориентированного образования: дисс. канд. педагог. наук: 13.00.01/Мелкозерова Ирина Евгеньевна. - Ростов-на-Дону, 2003. - 213 с.

6.                 Наливайченко, И.В. Специфика патриотизма в условиях культурной глобализации: дисс. канд. филос. наук: 09.00.11/ Наливайченко Ирина Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2011. - 161 с.

7.                 Сартр, Ж.-П. Трансценденция Эго : Набросок феноменологического описания / Ж.-П. Сартр. – Москва : Изд-во Модерн, 2011. – 160 с.

8.                 Трёльч, Э. Историзм и его проблемы / Э. Трёльч. – Москва : Изд-во Юрист, 1994. – 719 с.

9.                 Франк, С. А. Сочинения / С. А. Франк. – Москва : Изд-во АСТ, 2000. – 800 с.

10.            Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — Харьков : Изд-во Фолио, 2003. — 503 с.

11.            Heidegger, M. Sein und Zeit / M. Heidegger // Tübingen Max Niemeyer Verlag. 1967. – S. 437.

 

THE NEED FOR ONTOLOGICAL INVOLVEMENT OF LEARNERS                     IN THE HISTORICAL PROBLEMS IN THE MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

                                                                                 Alesin Igor Ivanovich

Candidate of Philosophy

MBEI MSGE (Municipal Budgetary Educational Institution Middle School of General Education) № 14 of urban district of the city of Voronezh, Voronezh, Russia

 

Abstract. The process of ontological involvement of a person in hermeneutical models of a cognitive activity is the most important cognitive strategy of individual and personal development, which requires professional guidance from teachers, if we are talking about the educational process of learners under the age of majority. The methodological foundations of modern historiography, psychology and philosophy make it possible to carry out hermeneutical reconstruction in the conditions of moral, ethical and national-cultural objectification of things given by educational technologies with an increase in the quality of life indicators. No doubt, this kind of methodology can be used in approving the Concept of National Security of the Russian Federation, since the epistems of methodological modeling in research programs of historiography, psychology, pedagogy and philosophy as methods of institutionalized thinking allow marking ontological experience with minimal errors. This means that in the modern Russian society there is a request for moral and evaluative objectification of subject contents with ontological unity with national-cultural codes into subject-object relations.

Keywords: hermeneutics, educational technologies, student incorporation, consciousness, patriotism, morality.

References:

1. Alesin, I.I. Moral foundations of historical consciousness : Ethical-philosophical analysis: diss. cand. of philosophy sciences: 09.00.05/Alesin Igor Ivanovich. - Voronezh, 2016. – P. 179.

2. Buber, M. Two images of faith / M. Buber. – Moscow : Respublika Publishers, 1995. – P. 464.

3. Grebenshchikova, V.Yu. Information and educational technology as a factor in the development of students' creativity in project activities: diss. cand. of pedagog. sciences: 13.00.01/Grebenshikova Vera Yurevna. - Veliky Novgorod, 2003. - P. 203.

4. Husserl, E. Ideas to pure phenomenology and phenomenological philosophy. Book One / E. Husserl. – Moscow : Publishing of Academic Project, 2009. - P. 489.

5. Melkozerova, I.E. Pedagogical efficiency of modern educational technologies from the standpoint of student-centered education: diss. cand. of pedagog. sciences: 13.00.01/Melkozerova Irina Evgenevna. - Rostov-on-Don, 2003. - P. 213.

6. Nalyvaychenko, I.V. The specifics of patriotism in the context of cultural globalization: diss. cand. of philosophy sciences: 09.00.11/Nalivaychenko Irina Vladimirovna. - Rostov-on-Don, 2011. - P. 161.

7. Sartre, J.-P. Transcendence of the Ego : A Phenomenological Description Sketch / J.-P. Sartre. – Moscow : Modern Publishing House, 2011. - P. 160.

8. Trölc, E. Historicism and its problems / E. Trölc. – Moscow : Jurist Publishing House, 1994. - P. 719.

9. Frank, S. A. Works / S. A. Frank. – Moscow : AST Publishing House, 2000. - P. 800.

10. Heidegger, M. Being and time / M. Heidegger. – Kharkov : Folio Publishing House, 2003. - P. 503.

11. Heidegger, M. Sein und Zeit / M. Heidegger // Tübingen Max Niemeyer Verlag. 1967. – P. 437.