Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ

СВОБОДЫ, В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Упоров Иван Владимирович

профессор кафедры конституционного и административного права

ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России»

Россия, г. Краснодар

 Аннотация. Рассматриваются особенности правового регулирования и организации исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних преступников в советском государстве в первые годы советской власти (до принятия  Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г.). Отмечается, что советская власть продолжила направленность прежнего (имперского) российского законодателя по гуманизации условий содержания  малолетних преступников. В данной статье  автор использовал некоторые свои суждения, которые были опубликованы ранее.

Ключевые слова:  лишение свободы, малолетние преступники, несовершеннолетние, трудовые дома, закон, государство, гуманность.

При формировании и реализации в России  как уголовной, так и уголовно-исполнительной политики категория несовершеннолетних  обособлялась, начиная с XVIII в., однако на системном уровне эти вопросы стали получать законодательное  регулирование, начиная с первой  половины XIX в., что проявлялось в совершенствовании в целом тюремной системы, в частности, в «более детальной законодательной регламентации, систематизации нормативно-правовой базы, регламентирующей уголовно-исполнительную сферу, ограничении физического воздействия на заключенных, введении гуманных методов духовно-нравственного воздействия. Проблемы положения и условий содержания решались: путем регламентации порядка содержания лиц, лишенных свободы, в правовых документах рассматриваемого периода; путем увеличения финансирования уголовно-исполнительных учреждений» [5, с. 19]. В рамках  указанных направлений решались вопросы об особых условиях исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, в отношении «малолетних преступников»; эти условия были значительно более мягкими, чем в отношении взрослых преступников. В 1866 г. появился первый специальный акт на этот счет – об исправительных приютах [3], а  в 1909 г.  было издано Положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних [4], которое представляло собой полноценный законодательный акт, регулировавший вопросы исполнения лишения свободы в отношении несовершеннолетних. Как справедливо отмечается в литературе, Положение «отличалось гуманистической направленностью, что наиболее отчетливо проявлялось в содержании правового положения подростков, в характере их правоограничений, которые выражались в следующем: 1) лица, отбывавшие наказание в воспитательно-исправительных заведениях, содержались без охраны, а надзор за ними осуществлялся силами педагогического персонала; 2) они пользовались правом на свидание с родственниками и близкими без ограничения; 3) за хорошее поведение им мог быть предоставлен отпуск с выездом к месту жительства сроком до трех суток, не считая времени на дорогу; 4) к несовершеннолетним не применялись такие меры дисциплинарного воздействия, как помещение в карцер, лишение права на свидание с родственниками и близкими» [11, С. 82] Что касается деятельности Временного правительства, то «в мае 1917 г. постановлением Временного правительства было образовано новое для России ведомство - Министерство государственного призрения. Эта мера была обусловлена тяжелым материальным положением основной массы населения России, политическим хаосом и растущим в связи с этим количеством граждан, нуждающихся в призрении. Министерство стало центральным руководящим органом и объединило дело призрения в масштабах страны. На местах предпринимались меры по разработке собственных проектов, положений и структур органов призрения. Однако в силу кратковременности Временного правительства в этой сфере определенной системы создано не было» [10, с. 72]

После октября 1917 г. взявшая на себя управление страной советская власть продолжила общую тенденцию, заданную прежним (имперским) государственным строем, а именно – более дифференцированный подход в отношении несовершеннолетних в части  регулирования условий их содержания  в местах лишения свободы, но, разумеется, уже на иной организационно-идеологической  основе (в частности, было исключено религиозное воздействие, замененное общеобразовательным обучением и привитием трудовых навыков).  При этом в начальный период после октябрьской революции, с учетом политической ситуации в стране,  соответствующие решения принимались на региональном уровне. Так, в 1918 г. съезд  комиссаров юстиции Сибири, Урала и Туркестана утвердил Положение о колониях для несовершеннолетних, содеявших преступное деяние. Для устройства мест лишения свободы использовались, как правило, пригодные для этого здания бывших  частных собственников.  Например, в 1919 г. Клинский Уездный  Совет Московской губернии, решая этот вопрос (1919 г.), отметил следующее: «Дом для малолетних преступников организовать и, принимая во внимание, что дом для этой цели можно приспособить в Солиечногорской волости, принадлежащий Земскому Н-ку Пантелееву, в котором до настоя­щаго времени живет только 3 лица, жена Пантелеева и 2 детей, а т.к. дом впол­не оборудован, а потому он и является самым удобным для этой цели. Поэтому его и занять, выселив семейство Пантелеева» [6, л. 2 ].

Но довольно скоро центральное советское правительство стало принимать свои акты на этот счет. Так, в  принятом в марте 1920 г. декрете  СНК принял Декрет «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» [2], где указывалось, в частности, что если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в народный суд. В таком случае несовершеннолетних данной категории по решению суда помещали в трудовые дома, при этом  их предписывалось содержать отдельно от взрослых. Несколько позже, в 1921 г., было принято Положение о трудовых домах для несовершеннолетних. Данный акт определял следующую цель направления несовершеннолетних  преступников в такого рода заведения: «обучить их квалифицированным видам труда, привить им нравственные устои, развить в них высшие духовные интересы, расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан Советской республики, а также дать им физическое воспитание и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела» [8, с. 55]. В этих целях в трудовых домах функционировали общеобразовательные школы и учебно-производственные мастерские. Содержание несовершеннолетних в трудовом доме должно было продолжаться до истечения назначенного судебным приговором срока, а в случае необходимости - до исправления, но не дольше достижения ими 20-летнего возраста.

Вместе с тем нужно иметь в виду, что в действительности  ситуация складывалась довольно сложно, что было вполне объяснимо, учитывая последствия Гражданской войны. Откликаясь на эту ситуацию, Деткомиссия ВЦИК  9 апреля 1921 г. разослала письмо, в котором  предписывалось  обеспечивать учреждения, в которых размещаются несовершеннолетие (включая места лишения свободы), в приоритетном порядке, и в этом усматривается элемент достаточно гуманистической политики в отношении данной категории лиц. Между тем в 1922 г. фактическое положение в местах лишения свободы значительно осложнилось из-за того, что они переводились с централизованного снабжения на местные бюджеты губисполкомов. В этой связи ЦИТО НКЮ РСФСР,  представил в Народный комиссариат финансов список мест заключения, которые, в силу из значимости,  предлагалось оставить на государственное снабжение, в то числе в этом перечне были  Сокольнический, Московский трудовой дом для несовершеннолетних, Петроградский российский реформаторий, Петроградский трудовой дом для несовершеннолетних [7, с. 24].

Однако вскоре  часть мест лишения свободы  для несовершеннолетних были переданы в ведение Главного управления мест заключения НКВД. В итоге на начало 1922 г. в ведении ГУМЗ находилось четыре трудовых дома для несовершеннолетних (в Москве, Петрограде, Саратове и Иркутске) с общим лимитом 531 место. В этой связи в отчете ГУМЗ за 1922 г. указывалось: «Дело принудительного воспитания несовершеннолетних правонарушителей пока еще не стоит на должной высоте, т.к. большинство несовершеннолетних заключенных за недостатком специальных учреждений (трудовых домов) находится в особых отделениях исправдомов в условиях, не удовлетворяющих тем задачам, какие ставятся специальным учреждениям по перевоспитанию подростков» [9, с. 19]. Анализ этого и других документов дает основание делать вывод о том, что такое положение, когда несовершеннолетние осужденные к наказанию в виде лишения свободы содержались не в отдельных исправительных учреждениях, а в общих, предназначенных для взрослых, пусть даже и в специальных отделениях таких общих мест заключения, было повсеместным.

Негативные последствия указанного  подхода отмечались на пятом Всероссийском съезде заведующих отделами губернских управлений, который проходил в 1922 г.  Было решено трудовые дома передать в НКВД. В целом же трудовые дома, где содержались несовершеннолетние преступники, по-прежнему испытывали большие сложности с материально-бытовым обустройством.. В определенной степени решению указанных проблем способствовало принятие в октябре 1924  г.  первого ИТК РСФСР [1], согласно которому (ст. 46)  для осужденных несовершеннолетних преступников предусматривались трудовые дома (при этом отдельно выделялись трудовые дома для преступников в возрасте от 14 до 16 лет,  и в возрасте от 16 до 18 лет), где они должны были отбывать уголовное наказание в виде лишения свободы и где с этой категорией несовершеннолетних преступников   должна была проводиться воспитательная  работа. Согласно ст. 75 ИТК РСФСР «Цель помещения несовершеннолетних в трудовой дом - обучить их квалифицированным видам труда, расширить их умственный кругозор путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан, а также вместе с тем дать им физическое воспитание и оздоровить их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела. Примечание. Школьные занятия с несовершеннолетними ведутся ежедневно не менее трех часов. Объем знаний, получаемых от школьных занятий, должен быть не ниже даваемых школой первой ступени» [1]. Соответственно упорядочивалась деятельность других учреждений, связанных с предупреждением девиантного поведения несовершеннолетних и оказанию им необходимой социально-правовой помощи.

Список использованной литературы:

1. Постановление ВЦИК от 16.10.1924 "Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р.С.Ф.С.Р." //  СУ РСФСР. – 1924. - N 86. - Ст. 870.

2. Декрет СНК «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях» от 04.03.1920 г. //  СУ  РСФСР. - 1920. - № 13.

3. Высочайше утверждённое мнение Государственного совета "Об исправительных приютах" // ПСЗ-2.- №  43949.

4. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних от 19 апреля 1909 г. // Свод законов Российской империи. Т. XIV. - СПб., 1910. - С. 263 - 267.

5. Брылева Е.А. Развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних: история и современность [Текст] / Е.А. Брылева, И.Ф. Гилязов // История государства и права. - 2015. - N 8. - С. 17 - 21.

6.  ГАРФ. - Ф. 1235. - Oп. 56. - Д. 30. 

7.  Еженедельник советской юстиции. – М.,1922. - № 34.

8. Панкратов Р.И. Дети, лишенные свободы [Текст] / Р.И. Панкратов, Е.Г. Тарло, В.Д. Ермаков.  - М.: Юрлитинформ, 2003.  – 245 с.

9. Пенитенциарное дело в 1922 г. - М.: ГУМЗ НКВД РСФСР, 1923. – 84 с.

10. Трачук А.А. Пенитенциарная политика Российского государства в отношении несовершеннолетних в начале XX века [Текст] / Трачук А.А.  // Общество и право. - 2008. - N 3. - С. 69-73.

11. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации [Текст] / Под ред. И.Л. Трунова.  - М.: Эксмо, 2005. – 493 с.

Сведения об авторе:

Упоров Иван Владимирович – д.и.н., к.ю.н., профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

EXECUTION OF PUNISHMENTS ASSOCIATED WITH DEPRECIATION

FREEDOMS WITH RESPECT TO MINORS IN THE FIRST YEARS

OF SOVIET POWER

Uporov I.V.

 Abstract.  The features of legal regulation and organization of the execution of sentences involving deprivation of liberty in relation to juvenile offenders in the Soviet state in the first years of Soviet power (before the adoption of the Corrective Labor Code of the RSFSR of 1924) are considered. It is noted that the Soviet government continued the focus of the former (imperial) Russian legislator on the humanization of the conditions of detention of juvenile criminals. In this article, the author used some of his judgments that were published earlier.

Keywords: imprisonment, juvenile delinquents, minors, labor houses, law, state, humanity.