Колористика Древнего Египта и ее применение в
современных интерьерах
Тисленко Анастасия Андреевна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Шаповалова Наталья Михайловна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Белова
Екатерина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры
"Дизайн и монументально-декоративное
искусство"
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Аннотация. В
статье рассматриваются принципы колористики Древнего
Египта, ее характерные черты и особенности, которые легли в основу современных
стилей интерьеров. Проводится анализ древнеегипетских росписей, скульптуры и
архитектуры, цветовой гаммы того времени. На основе этого анализа описываются
примеры внедрения цветовой палитры и древнеегипетской стилистики в интерьерные
решения современного мира.
Ключевые слова: колористика, Древний
Египет, роспись, цвет, интерьер.
Значение колористического
наследия древнеегипетской архитектуры имеет высокий приоритет в изучении
принципов и основ колористики как науки, а также в
использовании этих знаний при проектировании жилых и общественных интерьеров в
современном мире. Древнеегипетский колорит открывает для нас важный этап в
восприятии и осмыслении цвета людьми на протяжении четырех тысяч лет.
Роспись
в Древнем Египте
Роспись в Древнем Египте была неотъемлемой частью
архитектуры и чаще всего применялась именно в этой области. Рисунками и
иероглифами покрывались залы гробниц фараонов и их приближенных, скульптуры,
рельефы, а также различные изделия художественного ремесла. Египетские фрески
поражают сочетанием в себе гармоничной композиции, ярко выраженного,
отточенного веками египетского стиля и великолепной цветовой гаммой. Они -
яркий пример того, как универсальные принципы природы могут быть изображены в
образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический
язык (рис. 1).
Рис. 1. Судная сцена из Книги
Мертвых [1]
Для своих работ древнеегипетские художники
использовали стебли растений, расщепленные с одного конца, в качестве кистей,
маленькие щеточки из волокон пальмы, стаканчики с водой и раковины или черепки
для разведения красок. Темпера являлась той самой красой, которой выполнялись
все росписи в Древнем Египте.
Живопись
в древнем Египте четко подчинялась существующим канонам, которые устанавливали
жрецы. Чаще всего поверхностью для изображений служили отштукатуренные стены и
колонны. Все изображения сопровождались иероглифами, объясняющими происходящее
на рисунках.
Перед нанесением рисунка стену строго расчерчивали
сеткой высотой в 18 квадратов (более новые изображения в 21 квадрат). Для этого
художники использовали веревку, смоченную в красной краске. Контуры так же
рисовали красным, после чего главный художник с помощью черного цвета делал исправления
(рис. 2).
Рис. 2. Древнеегипетские художники расписывают стену храма [8]
Основными сюжетами чаще всего были жизнь и
царствование фараона, жизнь вельмож, религиозные сюжеты. Однако часто
встречались и сцены труда (рис. 3).
Рис. 3. Сенетджем
и Ти собирают урожай. Рисунок из гробницы в Дейр эль-Медины [8]
Некоторые изображения не отображали реальных фактов, а
отображали жизнь человека в загробном мире или желаемые события.
Композиционные элементы росписей всегда являлись
плоскими и располагались по горизонтальной оси поверхности. Для изображения не
характерна перспектива, художники располагали фигуры друг за другом, не изменяя
их пропорций. При этом ни один предмет не перекрывал другой. Яркой чертой в
изображении фигур людей и богов было их одновременное расположение тела в фас,
а головы и ног в профиль. Так же стоит отметить, что большие пальцы были видны
на обеих руках и ногах, выходя на передний план.
Людей рисовали в идеализированном виде в расцвете лет.
Женщины изображались с розовым или желтым цветом кожи, а мужчины – с
темно-красным. Для показа статуса человека, фигуры имели разные размеры. Самыми
большими и
идеализированными были тела богов и фараонов. Им была свойственна неподвижность
и невозмутимость. Низшие социальные слои изображались небольшими и динамичными.
Для их фигур свойственна большая свобода движений и реализм.
В противовес изображениям людей, рисунки животных
отличались натуральностью и легкостью (рис. 4). Художники использовали все
доступные им средства выразительности, отходили от людской скованности и
наделяли животных живостью и реалистичностью. Цвета использовались в различных
вариациях.
Рис. 4. «Охота на птиц в зарослях
папируса» Фрагмент росписи
стены гробницы Небамона [6]
За исключением сцен на болотах и символической сценой
путешествия души, фон не имел изображений окружающей среды и выполнялся
однотонным.
Цвета
в древнеегипетской цивилизации
В палитре древнеегипетского художника на протяжении
трех тысяч лет было всего восемь цветов. В языке для слов "цвет" и
"сущность, характер" был один иероглиф - iwen. Цвет воспринимался
египтянами как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика.
Например, "делать зеленое" буквально означало "творить
добро".
Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет
явного предпочтения одному или нескольким цветам - каждый имеет свою функцию,
свое предназначение. Символика каждого из них многогранна и раскрывает его
значение с разных сторон:
·
Белый цвет являлся знаком чистоты,
святости и символизировал душу человека.
·
Черный для египтян не был
противоположностью белому, а являлся обозначением тайн мироздания, невыразимых
земными средствами.
·
Зеленый являлся символом мира, добра и
блага, созданного Богом на земле.
·
Красный цвет означал как жизненную энергию
и силу, так и разрушение с опасностью.
·
Желтый (золотой) цвет ассоциировался со
светом, сиянием звезд и вечностью.
·
Синий - был цветом небес, космического
пространства.
·
С голубым цветом ассоциировался воздух и
вода, это символ небесного благословения, причастия.
·
Бирюзовый был любимым цветом египтян и
говорил о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о
силе любви.
Примеры
использования цвета в архитектуре
Ярким примером использования цвета в архитектуре
являются величественные храмы Карнака и Луксора,
соединенные знаменитой аллеей сфинксов (рис. 5). Несколько столетий фараоны и
зодчие вносили свой вклад в строительство этих сооружений. Оба храма были
воздвигнуты в честь Амона – всемогущего бога солнца.
Рис. 5. Карнакский
храм, реконструкция [1]
Потолок гипостильного зала в Карнакском
храме был выкрашен в глубокий синий цвет. Его украшали золотые росписи в виде
птиц и звезд, что символизировало небесный свод. Характерный золотой цвет
повторялся так же на колоннах и стенах. Цветные барельефы, украшающие зал,
описывали восхождение фараона к богам.
Рис. 6. Изображение Рамзеса III Фрагмент
росписи в храме Хонсу [1]
В храме, посвященному лунному богу Хонсу,
сыну Амона и богини Мут, хорошо сохранились настенные
росписи и барельефы (рис. 6). На изображении Рамзеса III отчётливо
видно четкое значение цвета в мировоззрении египтян.
·
Тело Рамзеса
окрашено в красно-кирпичный цвет – символ жизненной
силы.
·
Корона, излучающая свет, окрашена
позолотой.
·
Бело-золотые одежды показывают значимость
и величие фараона
Луксорский
храм долгое время находился под слоем пыли и песка, и потерпел множество
разрушений к настоящему времени. Однако доподлинно известно, что стены
гипостильного зала были украшены росписями Тутанхамона и Хоремхеба.
Настенные разноцветные рельефы о победах царей и религиозных обрядах украшали каждую
колонну храма. Два обелиска и колоссы на входе были выполнены из розового
гранита (рис. 7).
Рис. 7. Луксорский
храм, фотография [5]
Современное применение
древнеегипетской росписи и колористики в тематических интерьерах
В современном мире изучение Египта приобрело широкое распространение
благодаря множеству находок археологов. Но не только открытия древних гробниц
привлекли внимание людей к стране Бога Солнца. Именно уникальный стиль
архитектуры и росписи впечатлили ученых, архитекторов и дизайнеров по всему
миру. Сейчас интерьер в древнеегипетском стиле находится на пике популярности
уже ни одно десятилетие.
Для современного египетского стиля можно выявить 3
основных направления :исторический египетский стиль,
роскошный египетский стиль в современном исполнении и этнокантри.
В каждом из них наследие многовековой культуры интерпретировано по-новому.
Для исторического и современного египетских интерьеров
характерны расписные колонны с цветочным или геометричным
узором, как в древнеегипетских храмах. На стенах использован камень, цвета
преимущественно светлые: белые, бежевые, песочные, оттенки слоновой кости.
Росписи повторяют фрески из древних храмов и выполнены в характерных для Египта
цветах: множество оранжево-красных цветов и позолоты с синими и черными
вкраплениями (рис. 8). Арки стрельчатой формы или ниши в стенах добавляют
интерьеру атмосферы и так же могут быть расписаны фресками и растительным
орнаментом.
Рис. 8. Пример интерьера в
египетском стиле [2]
Натуральные материалы, свойственные роскошным и
историческим интерьерам, такие как дерево, камень, папирус – так же являются
отличительной чертой дизайна помещений в данном стиле. Темно-коричневые,
шоколадные, черные, синие и
зеленые цвета оттеняют яркие золотые и оранжевые оттенки и
подчеркивают натуральность используемых материалов (рис. 9).
Рис. 9. Пример интерьера в египетском стиле [2]
Для дорогих интерьеров применяется множество лепнины в
форме лотоса. Лепнина между потолком и стеной чаще окрашена, например
в бронзу. Потолок синего цвета может имитировать звездное небо, как и в
гипостильных залах Карнака.
Этнический кантри в современном египетском стиле
характеризуется простотой отделки, минимумом декора и лаконичным использованием
росписи на стенах (рис. 10). Лепнина так же не свойственна в данном виде
дизайнерского решения. Использование натуральных материалов или материалов,
имитирующих натуральные - дерево, камень, слоновую кость, характеризуют
преимущественную натуральную цветовую гамму помещения.
Рис. 10. Пример интерьера в
египетском стиле [2]
Яркости и акцентов интерьеру добавляет обилие
разноцветного текстиля и небольшие настенные и потолочные росписи (рис. 11).
Рис. 11. Пример интерьера в
египетском стиле [2]
Во всех египетских интерьерах текстиль расшит золотой
нитью. Покрывала и шторы могут быть с орнаментальным принтом.
Возможно использование полоски в текстиле.
Аксессуары чаще всего имитируют памятники архитектуры
и символику Древнего Египта, чаще всего расписаны позолотой, синим и бирюзой.
Изучая историческое наследие Древнего Египта, его
влияние на развитие искусства и технологии, а также современное восприятие этой
цивилизации можно сделать вывод, что древнеегипетский стиль до сих пор является
актуальным, притягательным, необычным и современным.
Композиционные приемы и каноны служат наглядным
пособием о укладе жизни и мышлении людей того времени, их ценностях и вере.
Благодаря этим знаниям существуют многие современные концепции и технологии. Многие
изобретения древних египтян до сих пор применяются в различных видах искусств,
как например, с помощью модульной сетки современные художники и дизайнеры
расписывают стены, создают проекты и веб сайты.
Росписи в храмах и гробницах продолжают поражать
воображение своей красотой и размахом. Многие дошли до наших дней в
исключительном состоянии и изучаются учеными, художниками и архитекторами. Цвет
росписей выступает не только как отражение окружающей древнего египтянина
природой, но и носит в себе духовный символизм. Его использование в современных
интерьерах может быть переосмыслено, однако значения и сакральный смысл
остаются неизменны.
Значение Древнеегипетского искусства росписи и
колористки невероятно огромно. Оно развивалось и совершенствовалось на
протяжении тысячелетий и открыло перед последующими поколениями огромные
возможности в различных сферах науки и творчества.
Список
использованной литературы:
1.
За иероглифами: искусство и архитектура Древнего Египта (Beyond Hieroglyphs: The Art and Architecture of Ancient Egypt) [Электронный ресурс]. - Режим
обращения: https://brewminate.com/beyond-hieroglyphs-the-art-and-architecture-of-ancient-egypt/
(дата обращения: 10.12.2018).
2.
Кавин
Д. Египетский стиль в интерьере: описание и фото-примеры [Электронный ресурс]. -
Режим обращения: https://rehouz.info/egipetskij-stil-v-interere/ (дата
обращения: 10.12.2018).
3.
Карпичечи
А. К. Искусство и история. Египет. 5000 лет
цивилизации
[Текст]
/ А.К. Карпичечи. - Флоренция: BONECHI, 2007. – 191 с.
4.
Луксорский
храм, Египет [Электронный ресурс]. - Режим обращения:
https://www.colors.life/post/1069120/ (дата обращения: 10.12.2018)
5.
Матье
М.Э. Искусство Древнего Египта [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / М.Э. Матье; Редактор А.А. Савина. - Москва: Искусство, 1961. -
592 с.
6.
Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта:
Раннее царство. Древнее царство [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Л. Пунин.
– СПб.: Азбука-классика, 2008. - 460 с.
7.
Развитие живописи в Древнем Египте
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/
(дата обращения: 10.12.2018).
8.
Симс
Л. Изучаем Древний Египет [Текст]: для мл. и сред. шк. возраста / Л. Симс; пер. с
англ. Г.В. Бажановой. - Москва: Росмэн, 2001. - 64 с.
9.
Соловей С. Египетский стиль в интерьере [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.domfront.ru/2011/06/egipetskij-stil-v-interere/ (дата обращения:
10.12.2018).