Колористика Древнего Египта
Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Колористика Древнего Египта и ее применение в современных интерьерах

Тисленко Анастасия Андреевна

студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

Шаповалова Наталья Михайловна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

Белова Екатерина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры

"Дизайн и монументально-декоративное искусство"
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

 

Аннотация. В статье рассматриваются принципы колористики Древнего Египта, ее характерные черты и особенности, которые легли в основу современных стилей интерьеров. Проводится анализ древнеегипетских росписей, скульптуры и архитектуры, цветовой гаммы того времени. На основе этого анализа описываются примеры внедрения цветовой палитры и древнеегипетской стилистики в интерьерные решения современного мира.
        Ключевые слова: колористика, Древний Египет, роспись, цвет, интерьер.
        Значение колористического наследия древнеегипетской архитектуры имеет высокий приоритет в изучении принципов и основ колористики как науки, а также в использовании этих знаний при проектировании жилых и общественных интерьеров в современном мире. Древнеегипетский колорит открывает для нас важный этап в восприятии и осмыслении цвета людьми на протяжении четырех тысяч лет.

 

Роспись в Древнем Египте

Роспись в Древнем Египте была неотъемлемой частью архитектуры и чаще всего применялась именно в этой области. Рисунками и иероглифами покрывались залы гробниц фараонов и их приближенных, скульптуры, рельефы, а также различные изделия художественного ремесла. Египетские фрески поражают сочетанием в себе гармоничной композиции, ярко выраженного, отточенного веками египетского стиля и великолепной цветовой гаммой. Они - яркий пример того, как универсальные принципы природы могут быть изображены в образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический язык (рис. 1).

Рис. 1. Судная сцена из Книги Мертвых [1]

Для своих работ древнеегипетские художники использовали стебли растений, расщепленные с одного конца, в качестве кистей, маленькие щеточки из волокон пальмы, стаканчики с водой и раковины или черепки для разведения красок. Темпера являлась той самой красой, которой выполнялись все росписи в Древнем Египте.

Живопись в древнем Египте четко подчинялась существующим канонам, которые устанавливали жрецы. Чаще всего поверхностью для изображений служили отштукатуренные стены и колонны. Все изображения сопровождались иероглифами, объясняющими происходящее на рисунках.

Перед нанесением рисунка стену строго расчерчивали сеткой высотой в 18 квадратов (более новые изображения в 21 квадрат). Для этого художники использовали веревку, смоченную в красной краске. Контуры так же рисовали красным, после чего главный художник с помощью черного цвета делал исправления (рис. 2).

сетка

Рис. 2. Древнеегипетские художники расписывают стену храма [8]

Основными сюжетами чаще всего были жизнь и царствование фараона, жизнь вельмож, религиозные сюжеты. Однако часто встречались и сцены труда (рис. 3).

Рис. 3. Сенетджем и Ти собирают урожай. Рисунок из гробницы в Дейр эль-Медины [8]

Некоторые изображения не отображали реальных фактов, а отображали жизнь человека в загробном мире или желаемые события. 

Композиционные элементы росписей всегда являлись плоскими и располагались по горизонтальной оси поверхности. Для изображения не характерна перспектива, художники располагали фигуры друг за другом, не изменяя их пропорций. При этом ни один предмет не перекрывал другой. Яркой чертой в изображении фигур людей и богов было их одновременное расположение тела в фас, а головы и ног в профиль. Так же стоит отметить, что большие пальцы были видны на обеих руках и ногах, выходя на передний план.

Людей рисовали в идеализированном виде в расцвете лет. Женщины изображались с розовым или желтым цветом кожи, а мужчины – с темно-красным. Для показа статуса человека, фигуры имели разные размеры. Самыми большими  и идеализированными были тела богов и фараонов. Им была свойственна неподвижность и невозмутимость. Низшие социальные слои изображались небольшими и динамичными. Для их фигур свойственна большая свобода движений и реализм.

 

В противовес изображениям людей, рисунки животных отличались натуральностью и легкостью (рис. 4). Художники использовали все доступные им средства выразительности, отходили от людской скованности и наделяли животных живостью и реалистичностью. Цвета использовались в различных вариациях.

Рис. 4. «Охота на птиц в зарослях папируса» Фрагмент росписи

стены гробницы Небамона [6]

За исключением сцен на болотах и символической сценой путешествия души, фон не имел изображений окружающей среды и выполнялся однотонным.

Цвета в древнеегипетской цивилизации

В палитре древнеегипетского художника на протяжении трех тысяч лет было всего восемь цветов. В языке для слов "цвет" и "сущность, характер" был один иероглиф - iwen. Цвет воспринимался египтянами как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика. Например, "делать зеленое" буквально означало "творить добро".

Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет явного предпочтения одному или нескольким цветам - каждый имеет свою функцию, свое предназначение. Символика каждого из них многогранна и раскрывает его значение с разных сторон:

·                   Белый цвет являлся знаком чистоты, святости и символизировал душу человека.

·                   Черный для египтян не был противоположностью белому, а являлся обозначением тайн мироздания, невыразимых земными средствами.

·                   Зеленый являлся символом мира, добра и блага, созданного Богом на земле.

·                   Красный цвет означал как жизненную энергию и силу, так и разрушение с опасностью.

·                   Желтый (золотой) цвет ассоциировался со светом, сиянием звезд и вечностью.

·                   Синий - был цветом небес, космического пространства.

·                   С голубым цветом ассоциировался воздух и вода, это символ небесного благословения, причастия.

·                   Бирюзовый был любимым цветом египтян и говорил о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви.

Примеры использования цвета в архитектуре

Ярким примером использования цвета в архитектуре являются величественные храмы Карнака и Луксора, соединенные знаменитой аллеей сфинксов (рис. 5). Несколько столетий фараоны и зодчие вносили свой вклад в строительство этих сооружений. Оба храма были воздвигнуты в честь Амона – всемогущего бога солнца.

Рис. 5. Карнакский храм, реконструкция [1]

Потолок гипостильного зала  в Карнакском храме был выкрашен в глубокий синий цвет. Его украшали золотые росписи в виде птиц и звезд, что символизировало небесный свод. Характерный золотой цвет повторялся так же на колоннах и стенах. Цветные барельефы, украшающие зал, описывали восхождение фараона к богам.

 

Рис. 6. Изображение Рамзеса III Фрагмент росписи в храме Хонсу [1]

 

В храме, посвященному лунному богу Хонсу, сыну Амона и богини Мут, хорошо сохранились настенные росписи и барельефы (рис. 6). На изображении Рамзеса III отчётливо видно четкое значение цвета в мировоззрении египтян.

·                   Тело Рамзеса окрашено в красно-кирпичный цвет – символ жизненной силы.

·                   Корона, излучающая свет, окрашена позолотой.

·                   Бело-золотые одежды показывают значимость и величие фараона

Луксорский храм долгое время находился под слоем пыли и песка, и потерпел множество разрушений к настоящему времени. Однако доподлинно известно, что стены гипостильного зала были украшены росписями Тутанхамона и Хоремхеба. Настенные разноцветные рельефы о победах царей и религиозных обрядах украшали  каждую колонну храма. Два обелиска и колоссы на входе были выполнены из розового гранита (рис. 7).

Рис. 7. Луксорский храм, фотография [5]

Современное применение древнеегипетской росписи и колористики в тематических интерьерах

В современном мире изучение Египта приобрело широкое распространение благодаря множеству находок археологов. Но не только открытия древних гробниц привлекли внимание людей к стране Бога Солнца. Именно уникальный стиль архитектуры и росписи впечатлили ученых, архитекторов и дизайнеров по всему миру. Сейчас интерьер в древнеегипетском стиле находится на пике популярности уже ни одно десятилетие.

Для современного египетского стиля можно выявить 3 основных направления :исторический египетский стиль, роскошный египетский стиль в современном исполнении и этнокантри. В каждом из них наследие многовековой культуры интерпретировано по-новому.

Для исторического и современного египетских интерьеров характерны расписные колонны с цветочным или геометричным узором, как в древнеегипетских храмах. На стенах использован камень, цвета преимущественно светлые: белые, бежевые, песочные, оттенки слоновой кости. Росписи повторяют фрески из древних храмов и выполнены в характерных для Египта цветах: множество оранжево-красных цветов и позолоты с синими и черными вкраплениями (рис. 8). Арки стрельчатой формы или ниши в стенах добавляют интерьеру атмосферы и так же могут быть расписаны фресками и растительным орнаментом.

Рис. 8. Пример интерьера в египетском стиле [2]

 

 

 

 

Натуральные материалы, свойственные роскошным и историческим интерьерам, такие как дерево, камень, папирус – так же являются отличительной чертой дизайна помещений в данном стиле. Темно-коричневые, шоколадные, черные, синие и  зеленые цвета оттеняют яркие золотые и оранжевые оттенки и подчеркивают натуральность используемых материалов (рис. 9).

Рис. 9. Пример интерьера в египетском стиле [2]

Для дорогих интерьеров применяется множество лепнины в форме лотоса. Лепнина между потолком и стеной чаще окрашена, например в бронзу. Потолок синего цвета может имитировать звездное небо, как и в гипостильных залах Карнака.

Этнический кантри в современном египетском стиле характеризуется простотой отделки, минимумом декора и лаконичным использованием росписи на стенах (рис. 10). Лепнина так же не свойственна в данном виде дизайнерского решения. Использование натуральных материалов или материалов, имитирующих натуральные - дерево, камень, слоновую кость, характеризуют преимущественную натуральную цветовую гамму помещения.

Рис. 10. Пример интерьера в египетском стиле [2]

Яркости и акцентов интерьеру добавляет обилие разноцветного текстиля и небольшие настенные и потолочные росписи (рис. 11).

Рис. 11. Пример интерьера в египетском стиле [2]

Во всех египетских интерьерах текстиль расшит золотой нитью. Покрывала и шторы могут быть с орнаментальным принтом. Возможно использование полоски в текстиле.

Аксессуары чаще всего имитируют памятники архитектуры и символику Древнего Египта, чаще всего расписаны позолотой, синим и бирюзой.

Изучая историческое наследие Древнего Египта, его влияние на развитие искусства и технологии, а также современное восприятие этой цивилизации можно сделать вывод, что древнеегипетский стиль до сих пор является актуальным, притягательным, необычным и современным.

Композиционные приемы и каноны служат наглядным пособием о укладе жизни и мышлении людей того времени, их ценностях и вере. Благодаря этим знаниям существуют многие современные концепции и технологии. Многие изобретения древних египтян до сих пор применяются в различных видах искусств, как например, с помощью модульной сетки современные художники и дизайнеры расписывают стены, создают проекты и веб сайты.

Росписи в храмах и гробницах продолжают поражать воображение своей красотой и размахом. Многие дошли до наших дней в исключительном состоянии и изучаются учеными, художниками и архитекторами. Цвет росписей выступает не только как отражение окружающей древнего египтянина природой, но и носит в себе духовный символизм. Его использование в современных интерьерах может быть переосмыслено, однако значения и сакральный смысл остаются неизменны.

Значение Древнеегипетского искусства росписи и колористки невероятно огромно. Оно развивалось и совершенствовалось на протяжении тысячелетий и открыло перед последующими поколениями огромные возможности в различных сферах науки и творчества.

Список использованной литературы:

1.   За иероглифами: искусство и архитектура Древнего Египта (Beyond Hieroglyphs: The Art and Architecture of Ancient Egypt) [Электронный ресурс]. - Режим обращения: https://brewminate.com/beyond-hieroglyphs-the-art-and-architecture-of-ancient-egypt/ (дата обращения: 10.12.2018).

2.   Кавин Д. Египетский стиль в интерьере: описание и фото-примеры [Электронный ресурс]. - Режим обращения: https://rehouz.info/egipetskij-stil-v-interere/ (дата обращения: 10.12.2018).

3.   Карпичечи А. К. Искусство и история. Египет. 5000 лет цивилизации [Текст] / А.К. Карпичечи. - Флоренция: BONECHI, 2007. – 191 с.

4.   Луксорский храм, Египет [Электронный ресурс]. - Режим обращения: https://www.colors.life/post/1069120/ (дата обращения: 10.12.2018)

5.   Матье М.Э. Искусство Древнего Египта [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / М.Э. Матье; Редактор А.А. Савина. - Москва: Искусство, 1961. - 592 с.

6.   Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Раннее царство. Древнее царство [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / А.Л. Пунин. – СПб.: Азбука-классика, 2008. - 460 с.

7.   Развитие живописи в Древнем Египте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archeonews.ru/razvitie-zhivopisi-v-drevnem-egipte/ (дата обращения: 10.12.2018).

8.   Симс Л. Изучаем Древний Египет [Текст]: для мл. и сред. шк. возраста / Л. Симс; пер. с англ. Г.В. Бажановой. - Москва: Росмэн, 2001. - 64 с.

9.   Соловей С. Египетский стиль в интерьере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.domfront.ru/2011/06/egipetskij-stil-v-interere/ (дата обращения: 10.12.2018).