Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


Психологические особенности эмоциональных проявлений при детском церебральном параличе

Давыдова Марина Васильевна

медицинский психолог,

КУЗ ВО «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», Россия, г. Воронеж

Бутурлакина Елена Васильевна

медицинский психолог 1-ой категории.

КУЗ ВО «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер», Россия, г. Воронеж

Войчишина Анна Васильевна

медицинский психолог.

КУЗ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Россия, г. Семилуки

 

Аннотация.  В статье дан анализ актуальной в психологии и дефектологии проблеме изучения личностных особенностей детей связанных с особенностями эмоциональных проявлений при детском церебральном параличе. В статье делается акцент на то, что формирование патологических видов эмоционального реагирования при церебральном параличе обусловлено сложным сочетанием биологических и социальных факторов, связанных со степенью выраженности двигательного дефекта, наличием в анамнезе ребенка тяжелых лечебных мероприятий, а также эгоцентрического и отвергающего стиля семейного воспитания.

Ключевые слова: эмоциональное реагирование, детский церебральный паралич

Одной из наиболее актуальных в психологии и дефектологии проблем является проблема изучения личностных особенностей детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич. Статистические данные подтверждают факт постоянного роста детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, что подчеркивает актуальность проблемы изучения личностных особенностей детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич, в частности эмоционального аспекта личности, являющегося базовым для ее целостной характеристики.

Проблема усугубляется рядом противоречий, обостряющихся ухудшением экологической ситуации, влекущей за собой увеличение числа детей с данной патологией, а с другой стороны, переходом на новые формы медицинских услуг, уменьшением государственных дотаций на бесплатную медицинскую помощь. Дорогостоящее лечение, до сих пор недоступно для большинства семей, которые живут на пенсии, к тому же большинство семей с детьми-инвалидами, как показывает статистика - неполные. Однако в последнее время отмечается значительный рост числа новых государственных и частных реабилитационных центров, которые направляют свою деятельность на осуществление коррекционной помощи детям с церебральными параличами, однако работа этих центров в основном не подтверждена разработкой научно-обоснованных психологических программ. Перед современной наукой стоит проблема разработки реабилитационных программ с учетом особенностей психики ребенка с нарушениями в развитии [3].

В современных научных исследованиях в сфере изучения личности ребенка с ДЦП остро стоит проблема, связанная с исследованием ее эмоциональных проявлений. А.Н. Леонтьевым всегда подчеркивался тот факт, что значимость иерархии мотивов и потребностей личности как базальной ее характеристики достаточно плохо отражается в сознании, рефлексии, и для исследования личности наиболее психологичным путем научного проникновения в действительные мотивы личности является анализ эмоциональных «меток» событий, проникновение в специфику личности и индивидуальность ребенка с данным видом патологии [2].

Исследование проблемы эмоционального аспекта личности детей, анализ литературы по проблемам детского церебрального паралича показал, что в научных исследованиях изучение данного вопроса ограничивается в основном ортопедоневрологическим аспектом (Е.П. Меженина, К.А. Семенова, И.М. Махмудова, А.М. Журавлев, И.С. Перхурова и др.), а психологический аспект патологии описывается лишь в единичных работах (Е.И. Кириченко, В.В. Лебединский, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова и др.). Однако в клинической картине детского церебрального паралича как заболевания головного мозга выражены не только неврологические, но и психические нарушения и необходимо в равной степени учитывать оба аспекта при проведении восстановительного лечения, а также при обосновании социально-психологической реабилитации больных [5].

В современных научных исследованиях делаются попытки рассмотрения детского церебрального паралича в качестве модели влияния двигательного дефицита на формирование психических процессов, и в частности на формирование эмоциональной сферы, так как эмоциональный фактор - это базовый фактор в адаптации к условиям внешней среды, поэтому его изучение  имеет большое практическое и научное значение [3].

Вместе с тем, детский церебральный паралич сопровождается грубой органической патологией, на которую накладываются социально-психологические факторы, обусловленные инвалидизацией детей. Уже доказано, что ведущая роль в психогенезе патологического развития личности при детском церебральном параличе принадлежит реакции на осознание и переживание существующего дефекта, переживание вынужденной изоляция от общества сверстников, переживание особого отношения окружающих.

На современном этапе разрешения проблемы детских церебральных параличей отмечается реабилитационная направленность, обуславливающая необходимость исследования особенностей психического развития детей в раннем возрасте с целью их своевременной коррекции, что является крайне важным для обеспечения успешности социально-психологической адаптации детей данной категории.

Одной из основных целей современных исследований является изучение особенностей эмоциональной сферы ребенка с диагнозом детский церебральный паралич на  основе углубленного клинического, психологического и социального исследования.

Перед современной наукой и практикой стоят задачи по разработке комплекса методических приемов для экспериментального исследования эмоциональных особенностей детей с детским церебральным параличом. В научных исследованиях тщательно изучается психологическая характеристика эмоциональной сферы ребенка с двигательной патологией, выделяются эмоциональные симптомокомплексы, как одно из условий патологического развития личности, а на их основании определяются уровни эмоциональной адаптации детей с церебральным параличом в структуре их личности, в их индивидуальности, выявляются и описываются критерии и показатели уровней эмоциональной адаптации, факторы, обуславливающие специфику эмоционального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В современных научных исследованиях находит подтверждение тот факт, что дефицит двигательной активности при детском церебральном параличе, приводит к определенному комплексу вторичных нарушений развития в эмоциональной сфере ребенка. Исследования подтверждают тот факт, что формирование патологических видов эмоционального реагирования при церебральном параличе обусловлено сложным сочетанием биологических и социальных факторов, связанных со степенью выраженности двигательного дефекта, наличием в анамнезе ребенка тяжелых лечебных мероприятий, а также эгоцентрического и отвергающего стиля семейного воспитания [5].

Проблема эмоций относится к числу актуальных и сложных проблем современной психологии и успешное продвижение в изучении данной проблемы может сделать и детская нейро- и патопсихология, в частности исследование особенностей эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом. В настоящее время отсутствует единая психологическая теория эмоций. В научных исследованиях проблему эмоций решают с позиций «деятельностного подхода» А.Н. Леонтьева, в рамках общей теории функциональных систем П.К. Анохина, информационного подхода П.В. Симонов и др. Проведенные исследования показывают, что детский церебральный паралич, вызывает грубый дефицит двигательной сферы с самого рождения, приводя к формированию ряда отклонений развития личности. Результатом двигательных ограничений, является развитие в пространственно ограниченном мире, где реализация даже относительно несложных видов деятельности, связана с постоянным преодолением препятствий. В исследованиях отмечается, что с одной стороны, эмоциональное состояние детей с детским церебральным параличом характеризуется низкой психологической активностью и склонностью к пониженному фону настроения, а  с другой стороны тесты выявляют более высокий по сравнению с их здоровыми сверстниками уровень тревожности. У детей с детским церебральным параличом отмечена выраженная уязвимость и пониженная толерантность к фрустрационным воздействиям. Анализ типа и направленности реакций у детей с ДЦП показывает, что ведущим типом реагирования на ситуацию фрустрации является экстрапунитивный, связанный с преобладанием чрезмерной требовательности к окружающим при отсутствии критичности к самому себе. Исследования направленности реакций обнаруживают эмоциональные реакции с фиксацией на самозащите, в отличие от здоровых детей, демонстрирующих реакции, направленные на разрешение ситуации. У детей с детским церебральным параличом выражена реакция с фиксацией на препятствии, а у здоровых детей таких реакций не наблюдается. Дети с детским церебральным параличом констатируют лишь наличие проблемы, отказываясь при этом искать выход из ситуации фрустрации, обрекают себя на бездействие, не затрачивают никаких усилий на разрешение ситуации. При эмоциональных проявлениях, в отличие от эмоциональных проявлений здоровых детей, для них характерен повышенный уровень агрессивности с большей выраженностью страхов по сравнению со здоровыми детьми. Научные исследования подтверждают представления о существовании базальных эмоций и об их автономности, показывая, что «гнев» и «страх» могут изменять свою интенсивность и качество в связи с заболеванием мозга в период раннего развития, что связанно с хронической двигательной депривацией [5].

Экспериментальные данные подтверждают влияние такого фактора как половые различия. Девочек характеризует более высокий уровень страха и меньший уровень агрессии, чем у мальчиков, у которых выявляют выраженную степень агрессивности при низком уровне страхов.

Научные экспериментальные данные раскрывают такой важнейший аспект эмоциональных явлений как осознание эмоций детьми с детским церебральным параличом. Согласно Я. Рейковскому, эмоции, отражая в сознании мотивы и результаты деятельности, существуют либо в виде переживаний неосознаваемых или осознаваемых частично, либо в виде четко осознанных эмоциональных реакциях, выражаемых в словесных категориях. Когнитивная самооценка собственных эмоций, осознание эмоций непосредственно связано с возможностью их произвольной регуляции. У многих обследованных детей с относительно сохранным интеллектом имеет место осознание и переживание своего дефекта. Существует достоверная корреляция между наличием переживания дефекта и степенью его выраженности, с тяжестью двигательной несостоятельности. Экспериментальные данные подтверждают, что одновременно с этим дети с глубоким переживанием дефекта оказались и наиболее уязвимыми в плане эмоциональной адаптации. Именно эти дети демонстрируют наименьшие возможности произвольной регуляции эмоций [5].

Мы видим, что грубые нарушения двигательной сферы даже при сохранности интеллекта оставляют ребенка на произвол окружения. Дети с церебральным параличом зависят от эмоциональных и воспитательных отношений в социальной среде, сталкиваясь с трудностями при поступлении в школу, а также в процессе интеграции в общество. Нами отмечена важность роли социального окружения при формировании личности ребенка. Психологическая помощь необходима не только ребенку, но и родителям, переживающим факт рождения ребенка с детским церебральным параличом как жизненную катастрофу, преисполняя родителей сомнениями и чувством неуверенности.

Так Стельмах С.А. в своем исследовании выявляет четыре категории отношений родителей к своему ребенку: социально-желательный, гиперсоциальный, эгоцентричный, отвергающий. При социально желательном стиле воспитания агрессивные тенденции в поведении детей почти не проявляются, не наблюдается и высокой уровень тревожности, а вот  при эгоцентричном и отвергающем стиле ярко выражены агрессивные тенденции и очень высок уровень тревожности детей, особенно, если семья неполная [5].

Мы видим, что изучение эмоционально-личностной сферы детей с детским церебральным параличом сопряжено с различными трудностями  и из-за недостаточной информативность и точности используемых приемов и далеко не все методы исследования эмоционально-личностной сферы пригодны для обследовании таких детей.

Перед наукой стоит задача дальнейшей разработки данной проблемы, включающей вопросы разработки и апробации на практике методов коррекции эмоциональных нарушений, в целях гармонизации личности ребенка с аномалиями в его естественном развитии с учетом его индивидуальности.

 Список использованной литературы:

1. Детский церебральный паралич / Под редакцией П.Я. Фищенко - Л., 1974. - 210 с.

2.Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 240 с.

3. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей / М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 2010. - 305 с.

4. Стельмах А. Эмоциональные особенности детей с детским церебральным параличом / А. Стельмах //Актуальные проблемы педагогической науки и практики: сборник. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1998. - С. 84-89.

5.  Стельмах С. А. Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшего школьного возраста: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.11/ Стельмах Светлана Александровна. - М., 1999. - 195 с.


 Psychological peculiarities of emotional expressions in children with cerebral palsy

Davydova M. V.

Coos IN «the Voronezh regional clinical psychoneurological dispensary»,

Russia, Voronezh

Buturlakina E. V.

Coos IN «the Voronezh regional clinical psychoneurological dispensary»,

Russia, Voronezh

Vojchishina A. V.

Kuz VO «Semiluki center of psychological, pedagogical, medical and social assistance», Russia, Semiluki

 

Abstract.  In the article the analysis of the actual in psychology and defectology, the problem of studying the personality characteristics of children associated with the peculiarities of emotional expressions in children with cerebral palsy. The article focuses on the fact that the formation of pathological types of emotional response in cerebral palsy is due to a complex combination of biological and social factors associated with the degree of severity of the motor defect, the presence in the child's history of severe therapeutic measures, as well as egocentric and rejecting style of family education.

Keywords:  emotional response, cerebral palsy  

References:                 

1. Cerebral palsy / edited by P. Y. Fischenko. - L., 1974. - 210 p.

2. Zeigarnik B. V. abnormal psychology / B. V. Zeigarnik.  - M.; Publishing house of  MGU, 1976. - 240 p.

3. Ippolitova M. V. Education of children with cerebral palsy in the family. A Handbook for parents and teachers / M. V. Ippolitova. - M.; Enlightenment, 2010.-305 p.

4. Stelmakh A. Emotional features of children with cerebral palsy / A. Stelmakh // Actual problems of pedagogical science and practice: in the collection. - Ust-Kamenogorsk, publishing house of East Kazakhstan state University, 1998. - P. 84-89.

5.  Stelmakh S. A. features of the emotional sphere of children with cerebral palsy of preschool and primary school age: dis. ... kand. crazy. sciences: 

19.00.11/ Stelmach Svetlana А. - M., 1999. - 195 p.