Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЕТЕЙ С ОНКОГЕМАТОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Гришина Татьяна Алексеевна

медицинский психолог онкогематологического отделения химиотерапии

БУЗ ВО «ВОДКБ №1», Россия, Воронеж.

 

«Всех людей независимо от их положения этика благоговения перед жизнью побуждает проявлять интерес ко всем людям и их судьбам и отдавать свою человеческую теплоту тем, к то в ней нуждается» [18, с. 226]

Альберт Швейцер

 

Аннотация. Психологическое сопровождение детей с онкогематологическими заболеваниями характеризуется совокупностью различных психотерапевтических и психокоррекционных методик, среди которых основополагающее место занимает эмпативно-экзистенциальная психотерапевтическая схема восстановления саморегуляции, осуществляемая непосредственно у постели больного ребёнка, длительно получающего инфузионную полихимиотерапию. Однако следует внести одно очень важное уточнение: психологическое сопровождение лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями и их родителей, в данный момент, является набором методик оказания психологической помощи и духовно-социальной поддержки, осуществляемой на уровне психокоррекции, основание которой фундируется через призму развития чувства социальной адаптации. При этом, подбор данного рода методик медицинский психолог осуществляет самостоятельно на основании своего субъективного психологического опыта и на основании соответствующих знаний в области научной психологии, а вопрос качества психологического сопровождения лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями сводится к вопросу о качестве методик, используемых при работе с пациентами, медицинским психологом. Вследствие этого к основной проблеме психологического сопровождения лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями относится создание стандартизированной модели передачи и взаимного обмена опытом среди медицинских онкопсихологов в педиатрии, с целью качественной и количественной структурации методологических оснований психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.

Также следует отметить, что в организационном плане проблематика психологического сопровождения лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями сводится к отсутствию институционализации данного рода явления, поскольку реально существующей системы психологической помощи онкобольным пациентам до сих пор нет. Последнее, в частности, связанно как с экономическими, так и с этико-правовыми факторами, именно поэтому онкопсихологи призывают включить психологическое сопровождение лечебного процесса в стандарты лечения онкобольных.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, лечебный процесс, психика, качество жизни, онтологическое вопрошание, психотерапевтические методики, игра, творчество, фантазия.

 

Введение

Проблема психологического сопровождения лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями имеет достаточно длительную историю совершенствования психотерапевтических практик, поскольку методологическая база научной психологии как в ХХ веке, так и в веке ХХI постоянно претерпевала изменения, поэтому утвердительно сказать, что психотерапия, рассматривая через методологию научной психологии, это набор регламентированных правил или нормативно-процессуальный кодекс психологического сопровождения ни в коей мере нельзя. Нельзя также и утвердительно ответить на вопрос о том, а кто же из крупнейших психологов ХХ века внёс наибольший вклад в развитие психотерапии, поскольку все разговоры о законченности дискурса о человеке в современной психологии, учитывая достижения в самых различных её областях, в принципе, вестись не могут. При этом, следует особо отметить, что представители именно гуманистического подхода, такие как Абрахам Маслоу, Виктор Франкл и Ролло Мэй внесли существенный вклад в развитие концептуального обозначения человека в мире, однако это вовсе не означает, что психологический опыт бихевиористов и интроспекционистов, несмотря на серьёзную критику последних в ХХ веке, не рассматривается как необходимый при конституировании психотерапевтической схемы, особенно в условиях процесса психологического сопровождения детей с онкогематологическими заболеваниями. В рамках психологии поведения и психологии сознания, вследствие суженности парадигм исследования, не всегда возможно разрешить внутриличностные противоречия способа социального взаимодействия ребёнка с окружающей средой. Более того, рассмотрение экзистенциальных проблем личности в научно-исследовательских парадигмах бихевиоризма и интроспекционизма только лишь в когнитивной методологической схеме не всегда уместно, поскольку процесс социализации и психологического развития зависит как от онтических способов опредмечивания объектов окружающей субъекта реальности, возможных на основании высокой организации психических функций, так и от онтологического способа опредмечивания объектов опыта, возможного вне заданных психикой конфигураций формирования познавательного опыта.

Иными словами, психологическое сопровождение лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями невозможно на основании всего лишь коррекции когнитивных и метакогнитивных процессов, поскольку бытийственный статус человеческого присутствия составляет забота [21, с. 191], возможная как при самотрансценденции [17, с. 54] или трансцендировании вовне [16, с. 487], так и, с необходимостью, при трансцендировании вовнутрь, которое только и может вывести субъекта за пределы его субъективности [16, с. 547]. Увеличение осознания себя начинается с решения смотреть вовнутрь [23, с. 74], именно поэтому самотрансцендирование или трансцендирование вовнутрь столь необходимо для индивидуально-личностного развития. Выше озвученные способы актуализации субъектом своего онтологического статуса в мире можно обозначить через синтез философских и психологических штудий теоретического и практического содержания, ведь трудности взаимоотношений человека с миром являются отражением его трудностей со своим глубинным миром [8, с. 168]. Проблематику синтеза психотерапевтических методик и возможности философского вопрошания отмечала ещё Фрида Фромм-Райхманн, методологические штудии которой на этот счёт были опубликованы уже после её смерти в сборнике её работ «Психоанализ и психотерапия» [20, с. 25]. Из чего можно умозаключить, что использование синергетического подхода к диагностике и психологическому сопровождению [15, с. 33] является наиболее востребованной методологической схемой, поскольку онкологическое заболевание в настоящее время рассматривается как био-психо-социо-духовная система [15, с. 35].

Цель: выявить методологические основания психотерапевтических и психо-коррекционных методик и провести параллели с философским взглядом на проблему человеческого присутствия в мире для наиболее эффективного воплощения в жизнь на практике идей выдающихся психологов ХХ века, с учётом перманентной структурации социально-правовых отношений в условиях стандартизации процесса медицинского обслуживания и в условиях институционализации современного общества.

Задачи

1.                 Провести многокомпонентный теоретический анализ влияния психотерапевтических методик гуманистического и когнитивного подходов на состояние человеческого присутствия в мире на примере психологического сопровождения лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями.

2.                 Актуализировать совпадения методологических оснований научной психологии с философской формой мировоззрения, сопоставив возможности и предпосылки онтологического и онтического вопрошаний о судьбе человеческого присутствия в мире в рамках репрезентативной психотерапевтической схемы психологического сопровождения детей с онкогематологическими заболеваниями, которая может быть обозначена как перманентное когнитивное психоэмоциональное психическое развитие.

3.                 Конъюнктировать различные психотерапевтические методики в рамках гуманистического, когнитивного, бихевиористского и интроспективного подходов на проблемность человеческого присутствия в мире, скоцентировав человеческое бытие в эмерджентном статусе восполнения собственного экзистенциального ресурса при проведении экспериментально-статистического анализа психологического сопровождения детей с онкологическими заболеваниями.

4.                 Имплицировать результаты исследования, генерализовав возможности отдельно взятых репрезентативных структур человеческой психики таких как память, воображение, внимание и пр., с целью построения интерпретирования адаптационных механизмов психических структур детей с онкогематологическими заболеваниями в условиях игровой и творчески активной деятельности при эвристическом способе актуализации сущего в мире.

Объект: реципрокные экзистенциальные угрозы при онтологическом вопрошании детей с онкогематологическими заболеваниями

Предмет: методологические основания научной психологии, эксплицируемые в тождестве с философской формой мировоззрения, при экзистенциальной аналитике человеческого присутствия в мире

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что методологическая разработка понятий о человеке и его месте в мире, осуществляемая в рамках научно-исследовательских программ современной психологии, тождественной философской форме мировоззрения, при проведении психотерапевтических сеансов и при психокоррекционной деятельности, осуществляемой медицинским психологом, в условиях перманентной трансформации стандартизации процесса медицинского обслуживания может позволить детям с онкогематологическими заболеваниями верифицировать мир и объекты в нём в онтологическом антиденотативном статусе при сохранении достаточно высокого качества жизни.

База и методы исследования

Исследование проводилось на базе Воронежской Областной Детской Клинической Больницы №1 онкогематологического отделения химиотерапии. Время исследования составляет почти четверть века – за этот период более 1000 детей с онкогематологическими заболеваниями проходили лечение в онкогематологическом отделении химиотерапии БУЗ ВО «ВОДКБ №1».

Использовались следующие методики:

1.                 Информативно-реципиентные психологические методики: наблюдение, беседа, интервью, инкорпорация ребёнка в творческую активность

2.                 Проективные рисуночные методики диагностики личности: ДДЧ (дом, дерево, человек), «Несуществующее животное», «Свободный рисунок» и пр.

3.                 Самооценочные методики: «Лесенка», «Дембо-Рубинштейна»,

4.                 Лингво-социальные психологические методики: «Незаконченные предложения», «Сочинение сказок»

5.                 Проективная методика диагностики личности: Восьмицветовой тест Люшера

6.                 Тест ЦТО (тест цветовых отношений) на базе восьмицветового теста Люшера

7.                 Гуманистическая психотерапия

8.                 АРТ-терапия, сказкотерапия, игротерапия, куклотерапия

9.                 Телесно-ориентированная психотерапия

10.            Эмоционально-стрессовая психотерапия (дифирамбо-лирические авторские поздравительные песни ко дню рождения ребёнка)

11.            Метафорические истории

12.            Психокоррекция детско-родительских отношений

Полученные результаты, их анализ и интерпретация

Положительная динамика процесса выздоровления детей с онкогематологическими заболеваниями должна рассматриваться совместно с качественными изменениями психологического состояния самого ребёнка. Эмоционально-волевые и познавательные психические процессы в условиях психологического сопровождения должны не просто формировать свойства личности, но и закреплять положительные психические состояния устойчивого интереса и творческого подъёма. Реализовать это позволяют эвристические методики, в рамках которых ребёнок персонифицирует себя в качестве субъекта с личностью, способной преодолевать сложные жизненные трудности и выходить из них победителем. Это, в частности, может быть реализовано как через инкорпорирование ребёнка в игровую, познавательную, творческую деятельность, так и через включение его в учебный процесс.

В этом отношении неслучайно замечание Альберта Бандуры о том, что дети стремятся усвоить оценочные стандарты моделирования других соотносительно с оцениванием себя [1, с. 188], именно поэтому психологическое сопровождение лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями следует рассматривать и как аксиологическую психокоррекцию эмоционально-волевой сферы. А поскольку самовознаграждение своего собственного поведения у взрослых в условиях требований соблюдения определённых стандартов строится подобным образом, как и у детей [1, с. 187], процесс психологического сопровождения родителей детей с онкогематологическими заболеваниями возможен через психокоррекцию оценочно-результативного способа мышления и через психокоррекцию социально-ролевых поведенческих моделей. Последнее, в частности, обусловлено эмоциональной незрелостью ребёнка и его зависимостью от значимого близкого окружения – от значимых взрослых. Вследствие выше озвученного фактора установление саморегулятивных функций [1, с. 187] является не только важнейшей составляющей в самоподкреплении и, как следствии, в социальном развитии, но и является важнейшим элементом психической жизни отдельно взятого человека, что следует учитывать при моделировании психотерапевтической схемы психологического сопровождения детей с онкогематологическими заболеваниями.

Также следует отметить, что нормы эмоционального поведения играют ту же роль, что и языковая прагматика [19, с. 559], а поскольку значимые взрослые или родители могут оказывать очевидное влияние на переживание ребёнка и на выражение им самооценочных эмоций [19, с. 559], роль фантазии [5, с. 54] и роль языка как средства выражения внутренних переживаний <…> необычайно велика [5, с. 59]. Последние репрезентативные модели воспроизводства предшествующего опыта и формирования нового у детей наиболее полно можно реализовать с помощью терапевтических историй, рассказов и сказок, придуманных известными сказкотерапевтами и практическими психологами [14, с. 6]. Это вызвано тем, что эффект сказкотерапии обусловлен благотворным воздействием сказки на психику ребёнка [14, с. 66], а также принципами, заложенными в существо сказкотерапии – контролировании симптома ребёнком, вследствие сознательного намерения ребёнка его выпячивать и всячески подчеркивать [14, с. 81].

Однако медицинский психолог не должен ограничиваться одними психо-коррекционными и психотерапевтическими методиками, но и регулярно проводить полномасштабную психодиагностику, затрагивающую в том числе, онтологические, гносеологические, экзистенциальные, мировоззренческие, социально-ролевые, гендерные и хаптико-семантические вопросы личностно-индивидуального развития детей с онкогематологическим заболеванием. Коррекция психоэмоционального состояния осуществляется, как правило, ещё и как коррекция детско-родительских отношений, поэтому работа медицинского психолога, осуществляющего психологическое сопровождение лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями сводится к гармонизации внутрисемейных конфликтов между родителем и ребёнком.

Смысложизненные ориентации, как при первичном лечении, так и при лечении рецидива и при ремиссии [9, с. 120-121] детей с онкогематологическими заболеваниями, насколько это возможно корректируются, поскольку направленны на общее улучшение качества жизни. Основная проблема психологического сопровождения лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями сводится, в буквальном смысле, к принятию первичных мер по психокоррекции эмоционального и волевого участия ребёнка в лечебном процессе. Детская психика более адаптивна по сравнению с психикой взрослого человека, когда речь заходит о возможности рассматривать события личностного опыта в качестве эвристико-агонистических процессов социализации. При этом, медицинский психолог пытается насколько это возможно, добиться личного участия ребёнка в процессе субъективного осознании своих собственных эмоциональных и волевых возможностей, поскольку именно они являются тем ресурсным фактором, который позволяет наиболее эффективно адаптироваться к сложному процессу интенсивной ПХТ (полихимиотерапии). Однако, как всем известно, каждый человек может воздействовать как на свое здоровье, так и на обратный процесс онтогенетического становления [25, с. 1], поэтому рассмотрение лечебного процесса с позиций только лишь фармакотерапии вне психотерапевтической практики не является гуманной точкой зрения. Качество жизни ребёнка, без сомнения, в абсолютно любых социальных реалиях, несмотря ни на что, должно быть на достаточно высоком уровне, особенно, когда речь идёт о серьёзных онкогематологических заболеваниях. Детский организм не сравнится со взрослым. Также и психика ребёнка имеет меньшую организацию психических процессов нежели у взрослого человека, прошедшего долгий путь социализации. Последнее значит, что интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики ребёнка, во многом, детерминированы как экологическими [12, с. 305], так и социальными условиями, что обуславливает необходимость применения психотерапевтических практик, которые должны содержать в себе целостные ряды готовых семантических значений при объективации предметного содержания встречного в опыте сущего. Иными словами, ребёнок должен получать не просто психотерапию с набором нормативно-оценочных суждений в наглядно-образном нарративом повествовании, поскольку это не позволяет ребёнку войти в ресурсное состояние, а более глубинно – ребёнок должен получать набор доступных для него семантических значений верификационного масштаба. При этом, актуализация собственной роли в этом мире у ребёнка должна закрепляться на уровне психомоторной памяти, что возможно через включение ребёнка в деятельность [4, с. 56].

Как справедливо писал классик советской психологии А.Н. Леонтьев, исследования формирования у детей понятий и логических (умственных) операций внесли очень важный вклад в науку, поскольку было показано, что понятия отнюдь не формируются в голове ребёнка по типу образования чувственных генерических образов, а представляют собой результат процесса присвоения «готовых», исторически выработанных значений [7, с. 68]. Психотерапия требует от терапевта постоянного личностного роста, а это иногда болезненно, хотя в конечном счете приносит свои плоды [11, с. 65], однако когда речь идёт о психотерапевтическом процессе как психологическом сопровождении лечебного процесса говорить о возможной актуализации мировоззренческих вопросов, во-первых, с этической точки зрения не всегда корректно, и, во-вторых, уместность применения психотерапевтических методик гуманистического подхода может достаточно сложно вписываться в систему современного здравоохранения, поскольку актуализация ценности отдельно взятой личности в современном обществе, рассматриваемом в аспекте институционализации, оставляет желать лучшего. Именно поэтому применение смысло-ориентационных психотерапевтических методик должно быть заменено психотерапевтическими методиками не по поиску смысла или смыслов (Франкл, Мэй и пр.), а психотерапевтическими методиками по поиску значения или значений.

Разграничение между смыслом (Sinn) и значением (Bedeutung) отлично показал Фреге, который полагал, что смысл - это способ реализации значения в знаке [3, с. 52]. Последнее, в частности, будучи используемо при психологическом сопровождении лечебного процесса позволяет повысить как качество работы медицинского психолога, так и эффективность психотерапевтических методик, используемых в процессе психологического сопровождения. Точно таким же образом актуализация значения, а вовсе не смысла в психотерапевтических методиках позволяет фактически при онтическом способе вовлечённости ребёнка в эвристические или игровые схемы взаимодействия с психологом через манеру (Verhaltung) предложить ребёнку способ бытия (Seinsart) собственной самоактуализации через творчество. Последнее обусловлено, во многом, тем, что, зачастую, дети с онкогематологическими заболеваниями итак оказываются инкорпорированными в онтологическое вопрошание (Seinsfrage), через как изменение психофизиологического состояния, так и через изменение биохимии самого организма. Поэтому опускание вопроса о бытии при психологическом сопровождении детей с онкогематологическими заболеваниями возможно как навязывание онтического способа опредмечивания через эвристические и игровые психотерапевтические методики и необходимо с той лишь целью, чтобы подготовить ребёнка в случае возможных сложных критических экзистенциальных переживаний не к критицизму по отношению к миру, а к его интерпретации с помощью возможностей самой психики - «репрезентированию специфическими психическими средствами окружающей «реальности в себе» и самого организма в ней»[10, с. 448].

В рамках гуманистического подхода в современной психологии с использованием экзистенциальной аналитики человеческого присутствия в мире различают три модуса мира: Umwelt - в буквальном значении «мир вокруг» или биологический мир, Mitwelt – мир близких нам людей и Eigenwelt – «собственный мир» - мир истинного Себя [22, с. 232]. Психологическое сопровождение лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями осуществляется исходя из особенностей детской психики, где наибольшей активизации подвергаются онтологические возможности собственной самоактуализации через творчество и игру как совокупность эвристических моделей познания окружающего мира посредством осознания ребёнком своего субъективного Eigenwelta , с помощью «присоединения или принятия определённых [онтологически обоснованных] параметров выразительных средств другого человека» [2, с. 20], инкорпорированным в Mitwelt ребёнком.

При этом, нельзя однозначно говорить о том, что репрезентация психикой ребёнка Umweltа должна происходить в какой-либо конкретной логически структурированной верификационной методологии, но совсем наоборот, в условиях психологического сопровождения детей с онкогематологическими заболеваниями должна происходить актуализация субъективно-индивидуальной уникальности каждого ребёнка в многообразии выбора возможных познавательных стратегий, направленных на формирование эвристического качества опредмечивания при знакомстве с окружающей Вселенной при наиболее полном раскрытии личностного потенциала в условиях сложного мира.

Также следует отметить, что осуществление психологического сопровождение лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями и их родителей подразумевает психокоррекцию детско-родительских отношений, возможную как совершенствование адаптационных механизмов психики родителя ребёнка, проходящего лечение, к ситуации заболевания ребёнка. Как показывает опыт при использовании психотерапевтических схем и психокоррекционных методик в психологическом сопровождении родителей детей с онкогематологическими заболеваниями обращение к значению (Bedeutung) близкого ребёнку взрослого или родителя в жизни самого ребёнка и в процессе его выздоровления оказывается более эффективным, чем обращение к смыслу(Sinn) обязанностей родителя ребёнка. В этом отношении процесс адаптации родителей детей с онкологическими заболеваниями является важнейшей частью самого лечения ребёнка [6, с. 94-96], поскольку самооценка ребёнка формируется в семье, созданной самими родителями [13, с. 22].

Выводы

1.                 На основании проведённого исследования можно умозаключить, что успешность лечения детей с онкогематологическими заболеваниями зависит от сформированности у родителя устойчивой адаптации к ситуации заболевания ребёнка.

2.                 Процесс выздоровления детей с онкогематологическими заболеваниями зависит от сформированности ВКБ (внутренней картины болезни) по гармоничному типу и при актуализации в психике ребёнка благоприятной позиции «Образа Я», проецирующего поведенческие модели при межличностной самоидентификации ребёнка.

3.                 Процесс психологического сопровождения лечебного процесса детей с онкогематологическими заболеваниями и их родителей требует значительной проработки – создания институционального образования психологического сопровождения онкобольных в условиях современного российского общества.  

В общем и целом, ассерторическим образом можно заключить, что выдвинутая гипотеза была реализована на практике.

 

Список использованной литературы:

1.                 Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург : Изд-во Евразия, 2000. 320 с.

2.                 Боденхамер, Б. НЛП-практик : полный сертифицированный курс. Учебник магии НЛП / Б. Боденхамер, М. Холл. – СПб., 2003. – 272 с.

3.                 Витгенштейн, Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн. – Москва : Изд-во Территория будущего, 2005. – 440 с.

4.                 Гришина, Т. А. Включение в деятельность как средство реабилитации детей с онкологическими заболеваниями на госпитальном этапе / Т. А Гришина, Ю. В. Юров // Актуальные проблемы реабилитации в детской онкологии : материалы симпозиума. – М., 2008. – С. 250–253.

5.                 Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский – Москва : Изд-во Академия, 1996. – 346 с. 

6.                 Карелин, А. Ф. О значении психологической адаптации родителей в проведении успешного лечения детей с онкологическими заболеваниями / А. Ф. Карелин, Т. А Гришина // Настоящее и будущее детской онкологии : материалы IV-го съезда детских онкологов России. – М., 2008. – С. 350-354.

7.                 Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н Леонтьев. – Москва : Изд-во Политиздат, 1975. – 130 с.

8.                 Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. – Санкт-Петербург : Изд-во Евразия, 1997. – 430 с.

9.                 Пестерева, Е.В. Особенности психологической адаптации к болезни пациентов со злокачественными лимфомами на различных этапах заболевания: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04/ Пестерева Елена Викторовна. - СПб., 2011. - 185 с.

10.            Поляков, С. Э. Концепты и другие конструкции сознания / С. Э Поляков. – Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2017. – 624 с.

11.            Роджерс, К. Взгляд на психотерапию : Становление человека / К. Роджерс. – Москва : Изд-во Прогресс, 1996. – 480 с.

12.            Сараева, Н.М. Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагоприятной территории: дисс. докт. психол наук: 19.00.01/Сараева Надежда Михайловна. - М., 2010. - 431 с.

13.            Сатир, В. Вы и ваша семья : Руководство по личностному росту / В. Сатир. – Москва : Изд-во Эксмо, 2000. – 320 с.

14.            Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. – Санкт-Петербург : Изд-во Речь, 2008. – 118 с.

15.            Финагентова, Н.В. Психологические ресурсы в профилактике рецидивов при онкологических заболеваниях: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04/Финагентова Надежда Викторовна. - СПб., 2010. - 294 с.

16.            Франк, С. А. Сочинения / С. А. Франк. – Москва : Изд-во АСТ, 2000. – 800 с.

17.            Франкл, В. Человек в поисках смысла : Сборник /

В. Франкл. – Москва : Изд-во Прогресс, 1990. 368 с.

18.            Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. – Москва : Изд-во Прогресс, 1992. – 576 с.

19.            Шэффер, Д. Дети и подростки : Психология развития / Д. Шэффер. – Санкт-Петербург : Изд-во Питер, 2003. – 976 с.

20.            Fromm-Reichmann, F. Psychoanalysis and psychotherapy : selected papers / F. Fromm-Reichmann // Chicago University Press. – 1959. – P. 380.

21.            Heidegger, M. Sein und Zeit / M. Heidegger // Tübingen Max Niemeyer Verlag. 1967. – S. 437.

22.            May, R. R. The discovery of Being : Writings in Existential Psychology / R. R.May // New York W.W. Norton & Company Inc. – 1986. – P. 380.

23.            Schutz, W. C. Profound Simplicity / W. C. Schutz // New York Babtam. – 1979. – P. 195.

24.            Schweizer, A. Civilization and ethics / A. Schweizer // London Adam & Charles Black. 1923. P. 284.  

25.            Simonton, O. C. Getting well again: a step-by-step, self-help guide to overcoming cancer for patients and their families / O. C. Simonton, M. D. S. Matthews-Simonton, J. Creighton // Los Angeles J.P. Tarcher Inc. – 1978. – P. 295.

 

FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE TREATMENT PROCESS OF CHILDREN WITH ONCOHEMATOLOGICAL DISEASES AND THEIR PARENTS

Grishina Tatyana Alekseevna

Medical psychologist of Oncohematological Department of Chemotherapy
BIH VR VRCCH №1 (Budgetary Institution of Healthcare of Voronezh Region
Voronezh Regional Children’s Clinical Hospital), Russia, Voronezh.

 

«But to everyone, in whatever state of life he finds himself, the ethics of reverence for life do this: they force him without cessation to be concerned at heart with all the human destinies and all the other life-destinies which are going through their life-course around him, and to give himself, as man, to the man who needs a fellow-man». [24, p. 257]

 

Abstract. Psychological support for children with oncohematological diseases is characterized by a combination of various psychotherapeutic and psychocorrection methods, among which the empathetic-existential psychotherapeutic scheme plays a fundamental role. It needs for the recovery of self-regulation and carried out directly at the bedside of a sick child, receiving an infusion polychemotherapy.

However, one very important clarification should be made: the psychological support of the treatment process of children with oncohematological diseases and their parents is currently a set of methods for providing psychological assistance and spiritual and social support. It carried out at the level of psychocorrection, the foundation of which is funded through the prism of developing a sense of social adaptation.

At the same time, the selection of this kind of methods is carried out by the medical psychologist independently based on his subjective psychological experience and on the basis of relevant knowledge in the field of scientific psychology. So, the quality of the psychological support for the treatment process of children with onco-hematological diseases is reduced to the quality of the methods used when working with patients medical psychologist.

As a result, the main problem of the psychological support of the treatment process of children with oncohematological diseases is the creation of a standardized model of transmission and mutual exchange of experience among pediatric oncology psychologists in order to qualitatively and quantitatively structure the methodological bases of psychotherapeutic and psychocorrectional activities.

It should also be noted that in terms of organization, the problematic of psychological support for the treatment process of children with oncohematological diseases comes down to the lack of institutionalization of this kind of phenomenon, since there is still no real system of psychological assistance to cancer patients.

The latter, in particular, is connected with both economic and ethical-legal factors, which is why oncopsychologists urge to include the psychological support of the treatment process in the standards of treatment of cancer patients.

Keywords: psychological support, medical treatment process, psyche, quality of life, ontological questioning, psychotherapeutic methods, play, creativity, fantasy.

 

References:

1.        Bandura, A. Theory of social learning / A. Bandura. – St. Petersburg : Eurasia Publishing House, 2000. – P. 320.

2.        Bodenhamer, B. NLP-practitioner: full certified course. NLP magic textbook / B. Bodenhamer, M. Hall. – St. Petersburg, 2003. – P. 272. 

3.        Wittgenstein, L. Selected Works / L. Wittgenstein. – Moscow : Territory of the Future Publishing House, 2005. – P. 440.

4.        Grishina, T. A. Inclusion in the activity as a means of rehabilitation of children with oncological diseases at the hospital stage / T. A Grishina, Yu. V. Yurov // Actual problems of rehabilitation in pediatric oncology : proceedings of the symposium. Moscow, 2008. P. 250–253. 

5.        Zenkovsky, V. V. Psychology of childhood / V. V. Zenkovsky. Moscow : Academy Publishing House, 1996. – P. 346.

6.        Karelin, A. F. On the significance of psychological adaptation of parents in the successful treatment of children with cancer / A. F. Karelin, T. A. Grishina // The Present and Future of Pediatric Oncology : proceedings of the IVth Congress of Pediatric Oncologists of Russia. Moscow, 2008. P. 350-354. 

7.        Leontiev, A. N. Activity, Consciousness, Personality / A.N. Leontiev. – Moscow : Politizdat Publishing House, 1975. – P. 130.  

8.        Maslow, A. G. The Far Limits of the Human Psyche / A.G. Maslow // St. Petersburg : Eurasia Publishing House, 1997. – P. 430.

9.        Pestereva, E.V. Features of psychological adaptation to the disease of patients with malignant lymphomas at various stages of the disease: diss. ... cand. of psychol. sciences: 19.00.04/Pestereva Elena Viktorovna. - St. Petersburg, 2011. - P. 185.  

10.   Polyakov, S. E. Concepts and other structures of consciousness / S. E Polyakov. – St. Petersburg : Piter Publishing House, 2017. – P. 624.  

11.   Rogers, K. A look at psychotherapy : The development of a man / K. Rogers // Moscow, Progress Publishing House, 1996. – P. 480.  

12.    Sarajevo, N.M. Intellectual and emotional characteristics of the psyche of a person living in ecologically unfavorable territory: diss. ... Dr. of psychology sciences: 19.00.01/Sarajeva Nadezhda Mikhailovna. - Moscow, 2010. - P. 431.

13.   Satir, V. You and Your Family : A Guide to Personal Growth / V. Satir. – Moscow : Publishing house Eksmo, 2000. – P. 320.  

14.   Tkach, R. M. The fairy tale therapy of children's problems / R. M. Tkach. – St. Petersburg : Speech Publishing House, 2008. – P. 118.  

15.   Finagentova, N.V. Psychological resources in the prevention of recurrence in cancer: diss. ... cand. of psychol. sciences: 19.00.04/Finagentova Nadezhda Viktorovna. - St. Petersburg, 2010. - P. 294.  

16.   Frank, S. A. Works / S. A. Frank. – Moscow : AST Publishing House, 2000. – P. 800.  

17.   Frankl, V. Man in Search of Meaning : Collection / V. Frankl. – Moscow : Progress Publishing House, 1990. – P. 368.  

18.   Schweitzer, A. Awe before life / A. Schweitzer. – Moscow : Progress Publishing House, 1992. – P. 576.

19.   Schaeffer, D. Children and adolescents : Developmental Psychology / D. Schaeffer. St. Petersburg : Piter Publishing House, 2003. – P. 976.

20.   Fromm-Reichmann, F. Psychoanalysis and psychotherapy : selected papers / F. Fromm-Reichmann // Chicago University Press. – 1959. – P. 380.

21.   Heidegger, M. Sein und Zeit / M. Heidegger // Tübingen Max Niemeyer Verlag. 1967. – S. 437.

22.   May, R. R. The discovery of Being : Writings in Existential Psychology / R. R.May // New York W.W. Norton & Company Inc. – 1986. – P. 380.

23.   Schutz, W. C. Profound Simplicity / W. C. Schutz // New York Babtam. – 1979. – P. 195.

24.   Schweizer, A. Civilization and ethics / A. Schweizer // London Adam & Charles Black. 1923. P. 284.

25.   Simonton, O. C. Getting well again: a step-by-step, self-help guide to overcoming cancer for patients and their families / O. C. Simonton, M. D. S. Matthews-Simonton, J. Creighton // Los Angeles J.P. Tarcher Inc. – 1978. – P. 295.