Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ

Федорин Владимир Евгеньевич

Доцент кафедры уголовного права, к.ю.н.,

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В работе рассматривается история развития системы исправительных учреждений в РФ. Автором проанализированы основные трансформации уголовно-исполнительной системы, указаны особенности данного органа в России. На основании аналитического обзора наработок компетентных специалистов и действующего законодательства обозначена современная структура системы исправительных учреждений, указаны ключевые положительные изменения в процессах организации функционирования данной системы. 

Ключевые слова: исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, тюрьмоведение, ФСИН, пенитенциарная система, законодательство.

 

Уголовно-исполнительная (или пенитенциарная) система  РФ представляет собой государственный институт, которому свойственно исполнение всех видов уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с действующим законодательством. Данная система гарантирует исполнение наказаний, направленных и связанных с процессом лишения свободы, кроме того, именному пенитенциарная система обеспечивает содержание подследственных в период заключения под стражу до вынесения судом приговора.

В научных исследованиях специального отраслевого характера обычно используют именно те термины, которые предусмотрены действующим законодательством: "исправительные колонии", "уголовно-исполнительная система" и т.п., а авторы, пишущие о пенитенциарной политике, пенитенциарной системе, пенитенциарные учреждения, не всегда обосновывают эти понятия. Анализ современных научных публикаций свидетельствует о разнообразии научных точек зрения в отношении современной системы исправительных учреждений в РФ, поэтому целесообразно рассмотреть вопрос ее становления и развития.

Как известно, в конце XVIII века большинство тюрем в Европе находились в неудовлетворительном состоянии. Заключенных содержали в тесных помещениях, без света и свежего воздуха, причем без всякой системы их размещения. Под влиянием христианского учения с целью облегчения участи заключенных, а также под влиянием философских учений XVII-XVIII вв. почти во всех странах Европы предпринимались попытки заменить тяжелые наказания преступников на более гуманные с целью возвращения их на путь добра. Впервые идея создания исправительного учреждения принадлежит французскому ученому-монаху Жану Мобильйону, который в 1636 г. предложил одиночное заключение в качестве наказания для исправления лиц духовного состояния. Он разработал проект устройства тюрьмы, рассчитанной на пробуждение в душах преступников раскаяния, который предусматривал надлежащие условия для жизни и работы. Впоследствии на основе идей Мобильйона по инициативе папы Климента IX в 1703 г. было открыт исправительный дом святого Михаила в Риме для малолетних преступников, которые  днем работали при полном молчании, а на ночь разводились по отдельным кельям [3,с. 425].

Средствами исправительного воздействия в этих учреждениях стали строгая изоляция преступников в одиночных камерах, режим молчания и тишины, одиночная работа в камере и чтение религиозной литературы. Целью тюремного заключения были духовное возрождение преступника и специальная превенция. Впоследствии такая пенитенциарная система получила распространение не только в Америке, но и в России. В первых исправительных учреждениях на территории России действовала система смешанного заключения: одиночное содержание заключенных ночью и молчание во время совместных работ. В последней четверти XIX в. произошло определенное смягчение условий содержания заключенных (отмена абсолютного молчания, разрешение контактов с внешним миром и т.д.) [4, с. 434].

В Российской империи в первой половине XIX в. была предпринята попытка создать пенитенциарную систему европейского образца, которая, в свою очередь, основывалась на американских моделях тюремного заключения: Филадельфийской и Оборнской. Однако все реформаторские усилия завершались провалом, который официально объяснялся отсутствием надлежащего финансирования или бюрократическими проволочками на местах.

В конце XIX в. в России появляется новая отрасль юридических знаний "тюрьмоведение". При этом слово "пенитенциарный" воспринималось как синоним слову "тюремный". В частности, в энциклопедическом словаре Ф. Брокгayза и И. Ефрона говорится: "Пенитенциарная (тюремная) система совокупность тюремных мероприятий, направленных на казнь и исправления заключенных" [2, с. 437].

По мнению большинства отечественных правоведов, пенитенциария зародилась и на начальной стадии развивалась как составная часть уголовного права. Назначение тюрьмоведения отражалось в анализе пенитенциарного законодательства и тюремной практики, разработке предложений по совершенствованию исполнения наказания в виде лишения свободы [1, с. 50].

Одним из основателей отечественной пенитенциарной науки следует также считать профессора Петербургского университета И. Я. Фойницкого, который рассматривал ее как особую отрасль политико-правовых наук, которая опирается на практический опыт и направлена на философско-положительное решение проблем карательной системы [7, с. 211]. Его фундаментальный труд "Учение о наказании в связи с тюрмоведением" и по сей день не утратил своей актуальности в уголовно-исполнительном праве.

Развитие и трансформация системы исправительных учреждений происходила и в первые годы советской власти. В 1928 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских пенитенциарных деятелей, который рекомендовал включить в учебный план одного из высших учебных заведений Москвы пенитенциарное право и, соответственно, создать кафедру пенитенциарий [6, с. 9]. В то же время советская власть, хотя и не отказывалась от пенитенциарной составляющей, но применяла ее с определенными особенностями.

Исследование процесса формирования системы исполнения уголовных наказаний в СССР показывает, что в течение своей истории советское государство стремилось объединить наказания с трудом. В исправительно-трудовых кодексах институт лишения свободы обязательно включал общественно полезный труд осужденных. Их использовали для колонизации отдаленных территорий, где они принимали участие в строительстве промышленных объектов. Использование труда осужденных стало важнейшим направлением деятельности учреждений исполнения наказаний. В начале 1930-х годов исправительно-трудовое направление полностью подменило собой пенитенциарные институты [6, с. 11].

В соответствии с современным законодательством, а именно статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в структуру уголовно-исполнительной системы включаются:

·                   орган уголовно-исполнительной системы федерального уровня;

·                   органы уголовно-исполнительной системы регионального (территориального) уровня;

·                   учреждения, в юрисдикции которых исполнение наказаний;

·                   следственные изоляторы, предприятия, которые созданы с целью обеспечения функционирования уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения, если они специально отнесены к уголовно-исполнительной системе решением Правительства РФ.

На данном этапе развития правового поля РФ основным органом, отвечающим за процессы и функционирование системы исправительных учреждений является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Данная служба представляет собой орган исполнительной власти федерального уровня, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания [9]. В свою очередь, органы территориального уровня, относящиеся к структуре уголовно-исполнительной системы, создаются, соответственно, в рамках отдельных субъектов РФ.

В отношении статистических данных стоит отметить, что по последним данным International Centre for Prison Studies на момент 01.12.13 в РФ 606 тыс. человек находилось в заключении. При этом, число заключенных на 100 тыс. населения составляло 419 человек, что отметило Россию по указанному показателю четвертым местом среди прочих стран мира [5, с. 135].

Данные ФСИН от 01.05.18 отражают целостный показатель в отношении нахождения осужденных в исправительных учреждениях системы - 595 728 чел. (-6 448 чел. к 01.01.2018). Число элементов структуры и их отдельные показатели численности осужденных представлены в таблице (Табл.1).

 

 

 

Таблица 1.

Показатели числа осужденных по видам исправительных учреждений

 

Наименование группы учреждений

Число учреждений в системе

Показатель числа осужденных 01.05.18

Прирост (убыль) показателя в отношении к 01.01.18

Исправительные колонии

713

487 883 чел.

-7 133 чел.

Колония-поселение

126

34 931 чел.

+118 чел.

Исправительные колонии для осужденных к пожизненному лишению свободы

7

2 037 чел.

+23 чел.

Следственные изоляторы (+помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора при колониях)

215 (+96)

105 073 чел.

+737 чел.

Тюрьмы

8

1 370 чел.

-59 чел.

Воспитательные колонии для несовершеннолетних

23

1 402 чел.

+7 чел.

 

Также, помимо указанных данных, стоит отметить, что численность женского населения, которое находится в исправительных учреждениях, составляет 47 502 чел. Из данного показателя 38 303 отбывают наказания в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а прочие 9 199 чел. находятся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях. Что немаловажно, на территориях, прилегающих или входящих в состав женских колоний, располагаются 13 домов ребенка, где состоят на попечении 525 ребенка [3, с. 431]..

Система исправительных учреждений, как ранее отмечалось, содержит также структуру медико-санитарных частей, число которых составляет 67. Подсистемы каждой части развиты достаточно широко, что подтверждается наличием в системе 664 медицинских частей, 157 фельдшерских и 56 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 73 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 144 больницы [8].

Статьей 16 Уголовно-исполнительного кодекса нашего государства предполагается наличие в системе определенных подвидов исправительных учреждений. В соответствии с предписаниями данной статьи система исправительных учреждений на сегодня в РФ представлена следующими структурными элементами: тюрьмы, арестные дома, колонии-поселения, уголовно-исполнительные инспекции, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, особого или строгого режима, воспитательные колонии, а кроме того - следственные изоляторы, предназначенные для содержания осужденных к лишению свободы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Прочие учреждения, которые законодательно имеют право исполнять отдельные уголовные наказания (суды, судебные приставы-исполнители, командования воинских частей и гарнизонов на гауптвахтах, дисциплинарные воинские части) не представляют собой элементы уголовно-исполнительной системы [6, с. 12].

Также стоит отметить, что непосредственно Федеральная служба исполнения наказаний подведомственно Министерству юстиции Российской Федерации. Наказание в виде лишения свободы выполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебной исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима или тюрьмой, следственным изолятором. Наказание в виде пожизненного лишения свободы выполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Главным законодательным актом, определяющим порядок исполнения наказаний, предназначенных судебными решениями лицам, признанным виновными в совершении уголовных преступлений, является, опять-таки, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет целью исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами. 

Для эффективной деятельности органов и учреждений исполнения наказаний в Российской Федерации разработана и утверждена методику оценки деятельности территориальных органов ФСИН России. Эта методика призвана обеспечить:

·                   комплексный подход к оценке деятельности территориальных органов ФСИН России;

·                   соблюдение прав и законных интересов осужденных и лиц, находящихся под стражей, создание условий содержания, а также прав персонала уголовно-исполнительной системы, выполнение приказов, распоряжений ФСИН России, своевременное их доведение до подчиненных учреждений, контроль исполнительской дисциплины;

·                   объективность статистической информации территориальных органов и учреждений ФСИН России и обеспечение достоверности отчетных данных;

·                   стимулирование активности личного состава к повышению эффективности его деятельности и др.

С января 2010 в Российской Федерации применен новый вид уголовного наказания - домашний арест. Срок этого вида наказания составляет от двух месяцев до четырех лет за преступления небольшой тяжести, а также сроком от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного к лишению свободы вида наказания за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления. Лица, осужденные к домашнему аресту, не имеют права выходить из своего дома в определенное время суток, менять место жительства, учебы и работы, оставлять свой населенный пункт и посещать места проведения массовых мероприятий без согласия соответствующего надзорного органа. С целью контроля таких лиц последние должны появляться в государственные органы от одного до четырех раз в месяц для регистрации, также для контроля используется электронно-наблюдательное оборудование – браслеты [4, с. 53]. Указанное уголовное наказание позволяет разгрузить места лишения свободы, ведь количество осужденных в России одно из самых высоких в мире.

В законодательстве РФ указывается на необходимость взвешенного подхода к применению и исполнению наказания в виде лишения свободы, оценке степени исправления осужденных, создания оптимальных условий для последовательного перехода от условий лишения свободы к условиям жизни вне исправительных учреждений. Кроме того, законодательство РФ при определении учреждения отбывания наказания учитывают пол, возраст, наличие судимостей, тяжесть совершенного правонарушения. 

Несмотря на ряд общих черт уголовно-исполнительных систем в разных странах, которые закреплены международными правилами и стандартами, каждое государство все же имеет определенные особенности организации и обеспечения выполнения судебных решений, связанных с изоляцией лица от общества. Для современной России характерна тенденция к постепенному согласованию уголовно-исполнительного законодательства, которое способствует качественному выполнению судебных решений учреждениями исполнения наказаний с соблюдением норм международного права. Исследование истории и развития системы исправительных учреждений является необходимым условием для внедрения положительного опыта иностранных государств в отечественную практику. Однако во время заимствования опыта зарубежных стран по организации и обеспечению выполнения судебных решений учреждениями исполнения наказаний следует учитывать проблемы и специфику экономического и социального развития страны, исторический опыт и особенности развития и функционирования отечественной уголовно-исполнительной системы.

Список использованной литературы:

1.        Борсученко С.А. Проблемы законодательного регулирования правового статуса персонала исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций // Вестник Российской правовой академии. 2014. № 4. С. 49-51.

2.        Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Эксмо, 2015. 960 с.

3.        Греков М.Л. Реорганизация исправительных колоний в тюрьмы: теоретические предпосылки и практические возможности // Российский ежегодник уголовного права. 2012. № 6. С. 423-440.

4.        Соколова О.В. Совместная деятельности пенитенциарных служб и неправительственных организации, как основа реформы системы уголовного правосудия и исполнения наказания // Современная наука. 2010. № 2. С. 52-54.

5.        Стромов В.Ю. Эффективная реализация наказаний: проблемы уголовно-правовой теории и правоприменительной практики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 7 (135). С. 134-147.

6.        Уткин В.А. Об уголовно-правовых средствах обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. 2013. № 1 (14). С. 7-13.

7.        Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М.: Добросвет, 2000. 464 с.

8.        Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Федеральная служба исполнения наказаний. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Дата обращения: 19.05.18).

9.        Положение о ФСИН России // Федеральная служба исполнения наказаний. URL: http://fsin.su/fsin/status/ (Дата обращения: 18.05.18).

 

Сведения об авторе:

Федорин Владимир Евгеньевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CORRECTIONAL SYSTEM IN RUSSIA

Fedorin V. E.

Abstract. The paper considers the history of the development of the correctional system in the Russian Federation. The author analyzes the main transformations of the criminal executive system, specifies the characteristics of this body in Russia. Based on the analytical review of the work of competent specialists and current legislation, the modern structure of the correctional system system is outlined, key positive changes in the organization of the functioning of this system are indicated. 

Key words: correctional facilities, penitentiary system, prison education, FSIN, penitentiary system, legislation.

References:

1.      Borsuchenko S.A. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya pravovogo statusa personala ispravitel'nyh uchrezhdenij i ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij // Vestnik Rossijskoj pravovoj akademii. 2014. № 4. S. 49-51.

2.      Brokgauz F. A., Efron I. A. Illyustrirovannyj enciklopedicheskij slovar'. Sovremennaya versiya. M.: Eksmo, 2015. 960 s.

3.      Grekov M.L. Reorganizaciya ispravitel'nyh kolonij v tyur'my: teoreticheskie predposylki i prakticheskie vozmozhnosti // Rossijskij ezhegodnik ugolovnogo prava. 2012. № 6. S. 423-440.

4.      Sokolova O.V. Sovmestnaya deyatel'nosti penitenciarnyh sluzhb i nepravitel'stvennyh organizacii, kak osnova reformy sistemy ugolovnogo pravosudiya i ispolneniya nakazaniya // Sovremennaya nauka. 2010. № 2. S. 52-54.

5.      Stromov V.YU. Effektivnaya realizaciya nakazanij: problemy ugolovno-pravovoj teorii i pravoprimenitel'noj praktiki // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. № 7 (135). S. 134-147.

6.      Utkin V.A. Ob ugolovno-pravovyh sredstvah obespecheniya pravoporyadka v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2013. № 1 (14). S. 7-13.

7.      Fojnickij I.YA. Uchenie o nakazanii v svyazi s tyur'movedeniem. M.: Dobrosvet, 2000. 464 s.

8.      Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Data obrashcheniya: 19.05.18).

9.      Polozhenie o FSIN Rossii // Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij. URL: http://fsin.su/fsin/status/ (Data obrashcheniya: 18.05.18).