Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


 

ИНТЕГРАТИВНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Палеха Роман Робертович

Доцент кафедры теории и истории права и государства, к.ю.н., доцент,

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматриваются права человека в современной России с позиции интегративного правопонимания.

Ключевые слова: правопонимание, интегративное правопонимание, права человека, современная Россия, Конституция Российской Федерации.

        

         Правопонимание представляет собой теоретико-мировоззренческую модель осмысления права, которая зависит от множества внешних факторов экономического, социального, политического, идеологического, культурного характера, во многом детерминирующих сущность права и определяющих его направленность. В.В. Лапаева обосновано указывает: «Российское общество переживает в настоящее время эпоху тех кардинальных перемен, которые всегда сопровождаются пересмотром наиболее фундаментальных социально-философских категорий, служащих для выражения первоначального бытия в различных сферах общественной жизни, в том числе и правовой…Этим обусловлен и наблюдающийся сегодня всплеск дискуссий о правопонимании…по результатам именно этих дискуссий можно будет с большей долей вероятности судить в целом о степени и характере осуществляемых в стране преобразований. Если отечественная теория права (а значит, и правовая практика) останется на прежних позициях легистского правопонимания, в основе которого лежит системоцентристская идея доминирования государства над личностью, то это будет означать поверхностный характер перемен во всех сферах общественной жизни, которые так или иначе опосредованы правом» [1, с. 227].

Содержание категории «права человека» в современной правовой действительности в значительной степени предопределено основополагающим правовым документом – Конституцией Российской Федерации 1993 года. Данный фундаментальный нормативный правовой акт является историческим, экономическим, политическим, интеллектуально-культурным оформлением существующих общественных отношений. Конституция РФ закрепляет на фундаментальном нормативном правовом уровне правовую идеологию современного российского государства, которая предопределяет официальный уровень правопонимания и неизменно связана с осмыслением категории «права человека», как центральной правовой ценности в условиях построения правовой государственности и формирования гражданского общества.

Анализ Преамбулы действующей Конституция РФ и её глав (прежде всего – это глава 1 – Основы конституционного строя и 2 – Права и свободы человека и гражданина) со всей очевидностью указывают на человекоцентристский характер правопонимания, которое представляет собой вариант интегративного правопонимания, а именно права в человеческом измерении или, по мнению В.М. Шафирова, естественно-позитивное право.

Продолжая логику приведенных рассуждений в русле интегративного правопонимания, В.М. Шафиров пишет: «В новых условиях как никогда требуется такое видение права, для которого мерой всех вещей действительно выступает благополучие социально-правовой жизни каждого конкретного гражданина. Речь идет не просто об учёте, уважении интересов личности, а о человеческом измерении права. А это уже совершенно другой подход, выражающий принципиально иной взгляд на право. Он зиждется не на противопоставлении различных концепций, а на их интеграции (и особенно естественно-правовой и юридического позитивизма)…системообразующим критерием выступает человеческое измерение права. Это позволяет предложить на роль первичного элемента структуры права, вместо нормы – права и свободы. Осознание, закрепление и гарантирование прав и свобод личности – главная миссия, предназначение, преимущество права (перед другими социальными регуляторами) в обществе, государстве» [2, с. 86,87].  

Человекоцентристское измерение права прослеживается в его целевом назначении. А оно, как справедливо указывает С.С. Алексеев, призвано стать прямым выражением, носителем и проводником свободы человека, его достоинства, высокого статуса, созидательной активности, творческого дела, т.е. быть правом человека [3, с. 131].

Представляется интересным обратиться к позициям различных учёных, подтверждающих приоритет и незыблемость прав человека закрепленных в Конституции РФ, как основы для человекоцентристского осмысления права. Так, Г.А. Борисов указывает: «Высшая ценность действующей Конституции РФ состоит в том, что, во-первых, она восприимчива, даже предрасположена к реализации абсолютных общечеловеческих ценностей – свободы, равенства, справедливости. Колебания между российской исключительностью, материализмом, державностью, с одной стороны, с другой – шумными и скандальными рецептами устройства государственности уступили место ориентации на демократические ценности, общесоциальную роль и др., с отработанными мировым опытом средствами – правами человека, разделением властей, формальным (юридическим) равенством, законностью и др. Во-вторых, Конституция исходит из приоритета личности по отношению к материальной предопределенности, корпоративности, коллективности. Соответственно, коллективистская философия и доктрина уступает место в документе персоналистской, исходной позицией которой является тезис: «Человек есть мера всех вещей» [4, с. 9].

По мнению М.Ф. Маликова: «Основной закон государства следует рассматривать как первичную клеточку правопонимания. Тогда властеотношения в нормативном значении оцениваются как государственная воля, в социологическом значении как реальное поведение людей, в интегративном значении как основа триединства: равной меры, равной свободы, равной справедливости в обществе и государстве» [5, с. 4].

Как указывает В.И. Крусс: «Конституционное правопонимание предполагает, во-первых, особое позиционирование Конституции и Права и, во-вторых, возводя сущность права к идее конституционной справедливости, признает, что, содействуя становлению конституционного правопорядка, право призвано обеспечивать не только права и свободы человека, но и конституционно соразмерным образом другие идеалы, принципы, цели, и ценности, включая комплексную безопасность (военную, политическую, демографическую, экономическую, духовно-культурную) и нравственность» [6, с. 4, 5].

Ю.Н. Тодыка отмечает: «В качестве доминирующей базовой ценности, объединяющей всех без исключения, могут быть только права и свободы человека и гражданина…важно достичь консенсуса в вопросе об основных ценностях. И, прежде всего, относительно прав и свобод человека, их объема…» [7, с. 31-33].

В.И. Крусс пишет: «…строение главы 2 Конституции позволяет считать, что права и свободы размещены здесь в известной «субординационной» последовательности…высшей и смыслообразующей – по отношению к прочим – ценностью признается жизнь человека, что и определяет «место» соответствующего конституционного права. Вполне логично, поскольку биологическое существование есть необходимая предпосылка и основание бытия духовного, «вслед» (чисто номинально, разумеется) за жизнью человека Конституция утверждает ценность достоинства личности. И далее уже – следует свобода во всех многообразных измерениях субъективного (личностного) самовыражения. Этот исконный человеческий идеал конституционно объективирован в ряде ценностей: свобода в личностном (субстанциональном) измерении (ст. 22-27 Конституции); духовная и интеллектуальная свобода (ст. 28 и 29); свобода социальная и политическая (ст. 30-33); а затем только – свобода экономическая» [6, с. 4,5].

Следует согласиться с Н.В. Витруком, который указывает, что «главное в легитимности Конституции – это то, насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает…Существенное повышение роли и значения Конституции в правовой системе Российской Федерации, процесс конституциализации в области экономики, политики, культуры, в государственно-правовом строительстве, формирование конституционного правосознания и конституционно-правовой культуры в целом есть объективная потребность, тенденция и условие социального и правового прогресса» [8, с. 10,11].

В отношении международного права необходимо признать, что в укрепление идеи «прав человека» сложно переоценить его значение. Международное право – это своего рода идеальная модель права для развитых цивилизованных государств мира. В таком праве заключена консолидированная воля суверенных государств. И именно в ней заключён потенциал сдерживания потестарного волюнтаристского позитивного правопонимания, которое трактует право как волю того или иного субъекта (правящего класса, криминальной олигархии, народа и др.), т.е. право неотличимо от произвола и оно не имеет какого-то определенного содержания, в нём отсутствует ценностный критерий. Такое внутригосударственное право, как указывает Е.Г. Лукьянова,  характеризуется релятивизмом (относительностью).  Право – это явление непостоянное, не имеющее определенного содержания и сущности, право неотличимо от неправа, следовательно, подменяется им [9, с. 31]. Такой облик внутригосударственного позитивного права за длительный период своего существования полностью себя дискредитировал. И только международное право способно скорректировать внутригосударственное через обращение к вечным (непреходящим) ценностям – «естественным правам человека», содержанию которых чужда конъюнктура и вольное понимание.

С.С. Алексеев обоснованно указывает, что «право третьего тысячелетия – это право, которое призвано быть в силу самой логики общественного развития правом цивилизованных народов…Такое право достигается путём:

- перенастройки юридической системы в соответствии с началами права человека;

- утверждения центрального положения права как регулятора в обществе;

- обращения к оптимальным юридическим средствам и механизмам развитых демократических стран сочетаемых с культурой прав человека, то есть развитие процесса правовой конвергенции» [3, с. 31].

В завершении необходимо указать, что современный облик права, сформировавшийся в русле интегративного человекоцентристского правопонимания, неотделим от ее ключевой сущности – прав человека. И это та объединяющая ценность, которая привела всё право к общему искомому знаменателю и обусловила те ожидаемые и желательные тенденции развития современного права, о которых сегодня можно говорить с достаточной долей уверенности. Это, прежде всего, такие наметившиеся тенденции как универсализация, унификация, гармонизация права, которые позволяют создавать эффективные правовые механизмы защиты прав человека в современной России.

С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, с утверждением в практике государственного строительства демократических ценностей, где категория «права человека» занимает центральное место, развитие права вплотную приблизилось к своей высшей ступени – естественно-позитивному праву.

Список использованной литературы:

1. Лапаева В.В. Персоноцентристский подход к правопониманию как актуальная задача российской юриспруденции // Право и общество в эпоху перемен. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. Институт государства и права РАН. М., 2008. - 320 c. 

2. Шафиров В.М. Правопонимание: человекоцентристский подход / Теоретические и практические проблемы правопонимания. Материалы III Международной научной конференции, состоявшейся 22-24 апреля 2008 года в Российской Академии Правосудия / Под ред. В.М. Сырых и М.А. Заниной. 2-е изд. М.: РАП, 2010. - С. 86-91.

3. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма. 2009. - 176 c.

4. Борисов Г.А. Конституция РФ 1993 года: проблемы научного и практического освоения потенциала // Российский конституционализм и современные тенденции развития правовой системы: К 10-летию принятия Конституции РФ: Сб. материалов междунар. научно-практическая конф. – Ч. 1. Проблемы формирования конституционного государства и режима конституционализма в России: теория, история, практика. – Белгород: Изд-во БелГУ. 2003. - С. 8-14.

5. Маликов М.Ф. К вопросу о концепции конституционного понимания // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4. - С. 3-6.

6. Крусс В.И. Юридическая практика и конституционное правопонимание // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 2. - С. 3-7.

7. Тодыка Ю.Н. Конституция как акт гражданского согласия // Российский конституционализм и современные тенденции развития правовой системы: К 10-летию принятия Конституции РФ: Сб. материалов Междунар. научно-практ. конф. – Ч. 1. Проблемы формирования конституционного государства и режима конституционализма в России: теория, история, практика. – Белгород: Изд-во БелГУ. 2003. - С. 29-34.

8. Витрук Н.В. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. 2008. № 2. - С. 3-12.

9. Лукьянова Е.Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: учебное пособие. – М.: Норма: ИНФРА-М. 2011. - 208 c.

Сведения об авторе:

Палеха Роман Робертович – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

INTEGRATIVE UNDERSTANDING OF LAW AND HUMAN RIGHTS IN MODERN RUSSIA

Paleha R.R.

Abstract. The article deals with human rights in modern Russia from the perspective of integrative legal understanding.

         Key words: legal understanding, integrative legal understanding, human rights, modern Russia, Constitution of the Russian Federation.

References:

1. Lapaeva V.V. Personocentristskij podhod k pravoponimaniyu kak aktual'naya zadacha rossijskoj yurisprudencii // Pravo i obshchestvo v epohu peremen. Materialy filosofsko-pravovyh chtenij pamyati akademika V.S. Nersesyanca. Institut gosudarstva i prava RAN. M., 2008. - 320 c. 

2. SHafirov V.M. Pravoponimanie: chelovekocentristskij podhod / Teoreticheskie i prakticheskie problemy pravoponimaniya. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, sostoyavshejsya 22-24 aprelya 2008 goda v Rossijskoj Akademii Pravosudiya / Pod red. V.M. Syryh i M.A. Zaninoj. 2-e izd. M.: RAP, 2010. - S. 86-91.

3. Alekseev S.S. Tajna i sila prava. Nauka prava: novye podhody i idei. Pravo v zhizni i sud'be lyudej. – 2-e izd., pererab. i dop. – M.: Norma. 2009. - 176 c.

4. Borisov G.A. Konstituciya RF 1993 goda: problemy nauchnogo i prakticheskogo osvoeniya potenciala // Rossijskij konstitucionalizm i sovremennye tendencii razvitiya pravovoj sistemy: K 10-letiyu prinyatiya Konstitucii RF: Sb. materialov mezhdunar. nauchno-prakticheskaya konf. – CH. 1. Problemy formirovaniya konstitucionnogo gosudarstva i rezhima konstitucionalizma v Rossii: teoriya, istoriya, praktika. – Belgorod: Izd-vo BelGU. 2003. - S. 8-14.

5. Malikov M.F. K voprosu o koncepcii konstitucionnogo ponimaniya // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2005. № 4. - S. 3-6.

6. Kruss V.I. YUridicheskaya praktika i konstitucionnoe pravoponimanie // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2005. № 2. - S. 3-7.

7. Todyka YU.N. Konstituciya kak akt grazhdanskogo soglasiya // Rossijskij konstitucionalizm i sovremennye tendencii razvitiya pravovoj sistemy: K 10-letiyu prinyatiya Konstitucii RF: Sb. materialov Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. – CH. 1. Problemy formirovaniya konstitucionnogo gosudarstva i rezhima konstitucionalizma v Rossii: teoriya, istoriya, praktika. – Belgorod: Izd-vo BelGU. 2003. - S. 29-34.

8. Vitruk N.V. O social'no-pravovoj sushchnosti i legitimnosti Konstitucii Rossijskoj Federacii 1993 goda // Rossijskoe pravosudie. 2008. № 2. - S. 3-12.

9. Luk'yanova Е.G. Teoriya prava i gosudarstva. Vvedenie v estestvenno-pravovoj kurs: uchebnoe posobie. – M.: Norma: INFRA-M. 2011. - 208 c.