Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


МИГРАЦИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РОССИИ

Олийнык Инна Леонидовна

 доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент,

Центральный филиал «Российского государственного университета правосудия»,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. На основе анализа и обобщения официальных статистических данных проводится оценка реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Рассматриваются показатели, характеризующие состояние демографической ситуации. Автором определены направления по совершенствованию правовых и организационных механизмов, регулирующих и обеспечивающих возвратную миграцию соотечественников.

Ключевые слова. Демографический кризис, миграция, программа переселения, соотечественник.

 

Вопросы, связанные с демографической проблематикой, не теряют своей актуальности в политико-правовом дискурсе. Рост смертности и резкое падение рождаемости в России свидетельствуют об угрозе депопуляции страны, которая с начала 1990-х гг. составила 13 млн. человек. Вместе с тем, Россия относится к числу стран, где отрицательному естественному приросту долгие годы сопутствовал положительный миграционный прирост, который за период 1991–2016гг. составил 9,3 млн. человек, что компенсировало потери населения более чем на 70%.

Тенденции и прогнозы изменения численности показывают, что нынешний демографический кризис носит долговременный и устойчивый характер. Согласно демографическому прогнозу Федеральной службы государственной статистики, естественная убыль населения будет нарастать и с 2025 года превысит 400 тыс. человек ежегодно. При этом относительное замедление сокращения численности населения России прогнозируется к 2035 году – 259 тыс. человек.

С течением времени миграционная привлекательность Российской Федерации снижается. В перспективе миграционный прирост (по среднему варианту прогноза) должен составить: в 2025 году – 282 тыс. человек, а к 2035 – 298тыс. человек [6]. Как видно, международная миграция сможет восполнить сокращение населения страны лишь в долгосрочной перспективе.

Очевидно, что вступая в новую полосу демографических трудностей, России понадобится стимулирование большого притока иммигрантов для стабилизации численности постоянного населения. Возникшая потребность корректировки курса государственной миграционной политики послужила основой для принятия Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы (далее – Концепция) [2]. Одна из приоритетных задач Концепции – совершенствование правовых и организационных механизмов, регулирующих и обеспечивающих добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительство соотечественников, проживающих за рубежом. В этой связи представляется важным рассмотреть законодательное закрепление термина «соотечественник». Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», соотечественниками являются:

- лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев;

- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации;

- лица, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации.

Также к этой категории относят потомков данных лиц по прямой нисходящей линии, в том числе:

- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства [1].

Процесс возвращения соотечественников, а также их потомков едва ли ни единственный вид миграции, чье положительное воздействие на принимающее государство практически не оспаривается среди исследователей. В первую очередь речь идет о соотечественниках из республик бывшего Советского Союза, где после распада общего государства оказалось не менее 20 миллионов русскоязычных. Именно соотечественники, воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего российского сообщества.

Необходимость комплексного подхода к вопросу переселения соотечественников, обусловила целесообразность принятия в 2007 году Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма) [3]. Изначально, на данную программу возлагались большие надежды по улучшению демографической ситуации: к 2007 году предполагалось переселить в Россию 40-50 тыс. соотечественников, в 2008 г. – 100 тыс., в 2009 г. – 150 тыс., в 2010-м – 200 тыс. К сожалению, реальные численные показатели оказались далеки от планируемых. Всего за одиннадцать лет в нашу страну переехало около 800 тыс. человек [7].

Практическое выполнение Госпрограммы начиналось с 12 пилотных регионов, а по состоянию на 1 июля 2018 года, ее реализация осуществляется на территории 66 субъектов Российской Федерации в 8 федеральных округах. Следует отметить, что на современном этапе происходит неравномерное расселение жителей на территории страны. Соотечественники в качестве постоянного места жительства в основном выбирают субъекты Российской Федерации, расположенные в Центральном, Сибирском и Приволжском федеральных округах, которые совместно в первом полугодии 2018 года приняли 72% всех переселенцев.

Лидерами среди регионов, принявших наибольшее число участников Госпрограммы и членов их семей в 2018 году стали: Тульская (3,17 тыс. чел.), Новосибирская (2,48 тыс. чел.), Челябинская (1,81 тыс. чел.), Воронежская (1,61 тыс. чел.), Калужская (1,53 тыс. чел.), Омская (1,35 тыс. чел.), Липецкая (1,29 тыс. чел.), Свердловская (1,08 тыс. чел.), Оренбургская (0,95 тыс. чел.) и Калининградская (0,70 тыс. чел.) области. Общая численность оформленных свидетельств участника Госпрограммы в текущем году составила 25,1 тыс. (на 58,6 тыс. чел.) [7]. В каждом субъекте Российской Федерации разработаны свои условия программы, которые способствуют решению проблем, существующих в конкретных населенных пунктах и областях.

Процесс добровольного переселения соотечественников в Воронежскую область начинался в рамках областной целевой программы «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», согласованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009          № 756-р.[4]. Областная программа, являясь важнейшим сегментом региональной политики по управлению внешними миграционными потоками, за девять лет работы способствовала переселению 57 тысяч соотечественников из-за рубежа. При этом активизация международной миграции зарегистрирована в 2014-2017 годах на фоне вооруженного конфликта, развернувшегося в Донецкой и Луганской областях Украины. Так, по результатам реализации Госпрограммы за 2015 год, Воронежская область стала лидером по приему соотечественников. В наш регион переселилось почти 7,5 тыс. украинцев, что составило 54% от общей численности лиц, прибывших по Госпрограмме, и превысило плановые показатели в 2,3 раза [9]. В январе месяце 2016 года в области было зарегистрировано 13966 участников программы и 13190 членов их семей, из них граждан Украины – 54%. Подавляющая часть прибывших соотечественников (75%) – это люди трудоспособного возраста, из них почти 60% составляют граждане в возрасте от 18 до 35 лет, что свидетельствует о высоком трудовом потенциале переселенцев [10].

По данным Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области, на территории региона в 2017 году проживало около 27 тысяч иностранных граждан. За пять месяцев 2017 года уполномоченными органами принято:

- 7 тыс. 279 заявлений на получение гражданства РФ, что на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года, из них участники Госпрограммы – 6 тыс. 391 человек, что на 24% больше, чем в 2016 году; 

- 4 тыс. 311 иностранных граждан с заявлением об участии в Госпрограмме, что на 21% меньше, чем в 2016 году (из них комиссией было отклонено 2 тыс. 310 заявлений) [11].

Согласно официальной статистике, международная миграция оказала наибольшее влияние на увеличение миграционного прироста в регионе и составила: в январе-августе 2017 года – 6569 человек, за аналогичный период 2018года – 2405 человек [8]. Прогнозируется, что с 2018 года естественная убыль населения Воронежской области будет расти и в 2025 году достигнет 14299 человек, относительное замедление сокращения численности населения ожидается лишь к 2035 году – 10274 человек. В указанные периоды уровень миграционного сальдо должен составить чуть более 13 тыс.человек [6].

Принимая во внимание кризисную демографическую ситуацию в регионе, в 2018 году принято решение продолжить реализацию Госпрограммы [5]. По новой региональной программе «Оказания содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» до 2020 года предполагается привлечь около 32 000 человек, что достаточно оптимистично, но не вполне коррелирует с приведенными выше статистическими показателями. При этом приоритет для участия в региональной программе переселения отдается высококвалифицированным специалистам и квалифицированным рабочим по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда. Таким образом, лица, претендующие на статус участника Госпрограммы, в реальности подвергаются «отбору» по возрасту, образованию, профессионально-квалификационным характеристикам. Очевидно, что такая направленность региональной программы переселения – это, в большей степени, организованный набор культурно-адаптированной рабочей силы, что фактически не имеет ничего общего с «классической репатриацией соотечественников». Приходится констатировать, явное несоответствие главной цели Госпрограммы – «содействие добровольному переселению соотечественников» и ее направленности, при которой «право на участие» в программе переселения жестко привязывается к потребностям региона в трудовых ресурсах.

Объективно, что результаты возвратной миграции соотечественников, пока, далеки от тех, на которые рассчитывали инициаторы Госпрограммы. С целью изучения причин, снижающих востребованность программы переселения, автором проведено анкетирование среди ее участников. Большинство респондентов, определяя основные «сложности», с которыми им пришлось сталкиваться, отметили: трудности, связанные с большими очередями, влекущие препятствия при оформлении статуса «участника программы», в установленные законом сроки; проблемы регистрации по месту жительства; бюрократизацию разрешительных процедур; проблемы трудоустройства и обеспеченности жильем.

Проанализировав законодательство и правоприменительную практику, приходим к выводу, что многие из принятых нововведений в российском миграционном законодательстве не в полной мере учитывают «статус соотечественника». Исходя из сказанного, в краткосрочной перспективе требуется либерализация миграционного законодательства и ряд корректировок в части установления простых, понятных и исполнимых для иммигрантов правил, процедур, свободных от административных барьеров и отвечающих цели, принципам и задачам новой миграционной политики. Прежде всего, необходимо:

- установить репатриационный характер Госпрограмме и порядку приобретения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства из числа соотечественников, предусмотрев для них реальные преференции;

- предусмотреть процедуру дистанционной подачи документов для участия в Госпрограмме через сеть Интернет;

- запретить в региональных программах предъявлять к участникам программы ограничительные требования (по возрасту, уровню образования, специальности, квалификации) не предусмотренные и не вытекающие из Госпрограммы;

- усовершенствовать основания и процедуры миграционного учета участников Госпрограммы;

- отменить требование об обязательности наличия в России «регистрации по месту жительства» для приобретения гражданства Российской Федерации участниками Госпрограммы (ч.7 ст. 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»), заменив наличием миграционного учета в регионе вселения;

- оптимизировать процедуру «упрощенного порядка» получения гражданства и отменить для соотечественников - переселенцев разрешения на временное проживание в Российской Федерации (как лишнюю и дублирующую ступень на пути к гражданству), что потребует внесение изменений в положения ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации; п.п.15,19 Госпрограммы; а также Административные регламенты МВД России: «По предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации», «По исполнению государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации».

В заключении отметим, что существенное преимущество России, позволяющее длительное время удерживать миграционный прирост, обусловлено ролью «общего дома» для людей на постсоветском пространстве, приверженных русской культуре и говорящих на русском языке. Однако, геополитические реалии и «европеизация» стран бывшего СССР могут изменить сложившуюся тенденцию «возвратной миграции соотечественников». Смеем надеяться, что усовершенствование миграционного законодательства и введение дополнительных преференций для соотечественников, в числе которых: правовые, социальные меры и экономические стимулы, в краткосрочной перспективе помогут решить задачи как демографической, так и миграционной политики России.

Список использованной литературы:

1.                 О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ (дата обращения: 20.10.2018).

2.                 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622  [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс». – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139 (дата обращения: 31.10.2018).

3.                 О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 (ред. от 15.03.2018) (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135348/ (дата обращения: 12.10.2018).

4.                 О согласовании проекта программы Воронежской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 756-р // Режим доступа:  http://docs.cntd.ru/document/902159559 19 (дата обращения: 12.10.2018).

5.                 Об утверждении программы Воронежской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом: Распоряжение  Правительства РФ от 24 января 2018 года №76-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/31166/ (дата обращения: 22.10.2018).

6.                 Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года // Статистический бюллетень Федеральной службы государственной статистики (обновлен 22.06.2018г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095525812 (дата обращения: 25.09.2018).

7.                 Мониторинг реализации Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/compatriots/monitoring (дата обращения: 02.09.2018).

8.                 Миграционные потоки за январь-август 2018 года: Официальная статистика Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voronezhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/voronezhstat/ru/statistics/population (дата обращения: 03.10.2018).

9.                 Об итогах служебной деятельности УФМС России по Воронежской области за 2015 год и задачах по совершенствованию работы Управления в 2016 году: По материалам заседания коллегии УФМС России по Воронежской области // Без формата.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voronej.bezformata.ru/listnews/deyatelnosti-ufms-rossii-po-voronezhskoj/43755706/ (дата обращения: 03.10.2018).

10.            Воронежская область стала лидером по приему соотечественников в 2015 году // Русский век. Портал для российских соотечественников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://www.ruvek.ru/?module=news&action=view&id=18150&region=19 (дата обращения: 03.10.2018).

Пресс-конференция заместителя начальника управления миграции МВД России по Воронежской области А.Лушпаева // Интерфакс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/Center/report.asp?id=844897&sec=1674 (дата обращения: 15.10.2018).

 

Сведения об авторе:

Олийнык Инна Леонидовна – кандидат юридических наук, доцент,  доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

MIGRATION OF COMPANIES IN THE CONTEXT OF DEMOGRAPHIC PROCESSES OF RUSSIA

Oliynyk  I.L.

Abstract. Evaluation of the implementation of the State program to assist voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad carrieds out on the basis of the analysis and synthesis of official statistics. The author has identified directions for improving the legal and organizational mechanisms that regulate and ensure the return migration of compatriots.

Keywords. Demographic crisis, migration, resettlement program, compatriot/

References:

1.      O gosudarstvennoj politike Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom: Federal'nyj zakon ot 24.05.1999 № 99-FZ [Elektronnyj resurs] // Spravochnaya sistema «Konsul'tant plyus». – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23178/ (data obrashcheniya: 20.10.2018).

2.      O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019 - 2025 gody: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.10.2018 № 622  [Elektronnyj resurs] // Spravochnaya sistema «Konsul'tant plyus». – Rezhim dostupa:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139 (data obrashcheniya: 31.10.2018).

3.      O realizacii Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom: Ukaz Prezidenta RF ot 14.09.2012 № 1289 (red. ot 15.03.2018) (vmeste s «Gosudarstvennoj programmoj po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom») [Elektronnyj resurs] // Spravochnaya sistema «Konsul'tant plyus». – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135348/ (data obrashcheniya: 12.10.2018).

4.      O soglasovanii proekta programmy Voronezhskoj oblasti po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom [Elektronnyj resurs]: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 01.06.2009 № 756-r // Rezhim dostupa:  http://docs.cntd.ru/document/902159559 19 (data obrashcheniya: 12.10.2018).

5.      Ob utverzhdenii programmy Voronezhskoj oblasti po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom: Rasporyazhenie  Pravitel'stva RF ot 24 yanvarya 2018 goda №76-r [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/31166/ (data obrashcheniya: 22.10.2018).

6.      Predpolozhitel'naya chislennost' naseleniya Rossijskoj Federacii do 2035 goda // Statisticheskij byulleten' Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki (obnovlen 22.06.2018g.) [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095525812 (data obrashcheniya: 25.09.2018).

7.      Monitoring realizacii Gosprogrammy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom, na territoriyah vseleniya sub"ektov Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/compatriots/monitoring (data obrashcheniya: 02.09.2018).

8.      Migracionnye potoki za yanvar'-avgust 2018 goda: Oficial'naya statistika Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Voronezhskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://voronezhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/voronezhstat/ru/statistics/population (data obrashcheniya: 03.10.2018).

9.      Ob itogah sluzhebnoj deyatel'nosti UFMS Rossii po Voronezhskoj oblasti za 2015 god i zadachah po sovershenstvovaniyu raboty Upravleniya v 2016 godu: Po materialam zasedaniya kollegii UFMS Rossii po Voronezhskoj oblasti // Bez formata.RU [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://voronej.bezformata.ru/listnews/deyatelnosti-ufms-rossii-po-voronezhskoj/43755706/ (data obrashcheniya: 03.10.2018).

10.    Voronezhskaya oblast' stala liderom po priemu sootechestvennikov v 2015 godu // Russkij vek. Portal dlya rossijskih sootechestvennikov [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: // http://www.ruvek.ru/?module=news&action=view&id=18150®ion=19 (data obrashcheniya: 03.10.2018).

Press-konferenciya zamestitelya nachal'nika upravleniya migracii MVD Rossii po Voronezhskoj oblasti A.Lushpaeva // Interfaks [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.interfax-russia.ru/Center/report.asp?id=844897&sec=1674 (data obrashcheniya: 15.10.2018).