Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ПонятиЕ административно-правовых мер обеспечения безопасности в сфере информации

Михайлова Людмила Сергеевна

Старший преподаватель кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин,

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятий «мера безопасности» и «административно-правовые меры обеспечения безопасности в сфере информации». Приводится классификация мер обеспечения безопасности в сфере информации.

Ключевые слова: мера безопасности, административно-правовые меры обеспечения безопасности в сфере информации, понятие административно-правовых мер обеспечения безопасности в сфере информации, административно-правовое обеспечение безопасности в сфере информации.

 

Механизм обеспечения безопасности в сфере информации является сложным комплексным явлением, которое представляет собой единство правовых, организационных, инженерно-технических, воспитательных и других средств и способов обеспечения данного вида безопасности [5].

Все меры по обеспечению информационной безопасности, принимаемые на уровне Российской Федерации и её субъектов, тесно взаимосвязаны и носят многоплановый характер. Они направлены на предотвращение или хотя бы снижение негативных последствий воздействия внутренних и внешних угроз безопасности в инфосфере. От их эффективности в конечном итоге зависит жизнь и благополучие граждан России, надежное существование и устойчивое развитие информационного общества и государства.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, описывая значение слова «мера», содержит различные его толкования. В соответствии с одним из них, «мера» определяется как «средство для осуществления чего-нибудь,  мероприятие» [6].

По мнению Д.В. Осинцева, мера безопасности в общем виде - это мероприятие или средство защиты, охраны, ограждения, предохранения от посягательств, враждебных действий, опасности, чего-нибудь плохого, какого-нибудь несчастья [7].

Действующее российское законодательство не содержит легального определения понятия «мера безопасности». Однако  в Федеральном законе от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О пожарной безопасности» используется дефиниция «меры пожарной безопасности». Согласно ст. 1 данного закона «меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности» [9].  

В Постановлении N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами-участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018) раскрывается содержание термина «меры безопасности при несении службы пограничных нарядов». В данном нормативно-правовом акте под «мерами безопасности при несении службы пограничных нарядов» понимается «комплекс мероприятий по обеспечению безопасности военнослужащих (сотрудников пограничного ведомства) или личного состава и сохранности ВВСТ при несении службы пограничных нарядов».

Правовые меры являются основой реализации организационных, инженерно-технических и других мер информационной безопасности. Они предполагают создание эффективно действующего правового поля на всей территории  страны,  по  всем  аспектам  безопасности в сфере информации [10].

Как правило, меры безопасности носят принудительно-государственный и правоограничивающий характер, применяются по инициативе компетентных государственных органов, не имеют своей задачей восстановление нарушенного права [1].

В зависимости от соответствующих отраслей права в системе правовых мер по обеспечению информационной безопасности могут быть выделены конституционно-правовые меры, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и иные меры обеспечения безопасности в области информации [3].

Предмет нашего исследования предполагает уяснения содержания дефиниции «административно-правовые меры обеспечения безопасности в сфере информации». Но прежде чем раскрывать содержание данного понятия, считаем целесообразным рассмотреть содержание такой дефиниции как «административно-правовое обеспечение безопасности в сфере информации».

Административно-правовое обеспечение безопасности в сфере информации – это подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая совместно с общественностью, состоящая в организации и практическом обеспечении безопасности в информационной сфере административно-правовыми методами. Органы исполнительной власти, создающие и обеспечивающие благоприятные условия для деятельности и защищенности личности, общества и государства от противоправных посягательств в инфосфере, обладают большим кругом административных полномочий, в частности, в сфере назначения административных наказаний [4, 5].

В своих научных трудах А.И. Стахов обосновал позицию о том, что мерами административно-публичного обеспечения безопасности можно назвать однородные нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы властного воздействия органов административно-публичного обеспечения безопасности на поведение физических и юридических лиц [8].

Полагаем, что под административно-правовыми мерами обеспечения безопасности в сфере информации можно понимать совокупность определенных законодательством и применяемых специально уполномоченными субъектами (преимущественно органами исполнительной власти) в установленном порядке методов и средств в целях обеспечения информационной безопасности.

Следует согласиться с мнением А.С. Галанова, о том, что для определения эффективности обеспечения безопасности (в частности безопасности в инфосфере) необходимо анализировать следующие факторы [2]:

-  состояние данного общественного отношения, складывающегося в сфере административно-правового регулирования информационной безопасности, до применения административно-правовых мер по обеспечению безопасности (исходное состояние или состояние спокойствия);

-  ожидаемое состояние;

-  состояние этого общественного отношения после применения принудительного воздействия (достигнутого состояния); социальные издержки от применения данных мер.

На наш взгляд важнейшей мерой обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы информационной безопасности.

Обратим внимание на то, что административно-правовые меры обеспечения безопасности не всегда связаны с совершенным административным правонарушением. Они различны по своему назначению и содержанию. Так, в зависимости от целевой направленности А.И. Стахов выделяет три группы мер обеспечения безопасности [8]:

1.        Административно санкционирующие меры обеспечения безопасности – меры, которые применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности на основании обращений физических и юридических лиц, которые намерены осуществлять либо осуществляют подлежащую административному санкционированию (одобрению, разрешению, признанию законными, правильными) правомерную деятельность, связанную с использованием предметов, явлений и процессов – источников опасности для конституционных и иных законных интересов.

На наш взгляд к административно санкционирующим мерам обеспечения безопасности в инфосфере можно отнести: сертификацию средств связи, выдачу разрешения на оказание услуг в области шифрования информации, выдачу разрешения на разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем и др. Применение таких мер никак не связано с административными правонарушениями и административно-правовыми казусами.

2.        Административно-юрисдикционные меры обеспечения безопасности - меры, связанные с административными правонарушениями. А.И. Стахов предлагает их подразделить на: контрольно-надзорные (направленны на выявление административных правонарушений), восстановительные, аксессорные, компенсационные (административные наказания) и превентивные.

3.        Административно-казуальные меры обеспечения безопасности (предупредительные, ограничительные, поисково-спасательные и меры административно-казуального расследования, связанные с чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера; предупредительные, ограничительные, поисково-спасательные и меры административно-казуального расследования, связанные с иной общественно опасной ситуацией природного и техногенного характера).

На основе проведенного анализа нормативно-правовых актов и научной литературы, посвященной исследованию проблем информационной безопасности, можно сделать следующие выводы:

1.   Отсутствие определения административно-правовых мер безопасности в сфере информации на законодательном уровне следует характеризовать как пробел в законодательстве, который препятствует единообразному пониманию этой дефиниции субъектами правовых отношений в области информации.

2.   В законодательстве Российской Федерации следует четко сформулировать меры, применяемые органами государственной власти (в частности, органами исполнительной власти) по обеспечению информационной безопасности страны и её регионов; требуется раскрыть их содержание и систематизировать.

3.   Административно-правовые меры обеспечения безопасности должны применяться системно (т.е. главным принципом обеспечения безопасности в сфере информации должен стать принцип системности, определяющий комплексный подход к проблеме). Эффективность обеспечения рассматриваемого вида безопасности достигается только реализацией всей системы мер безопасности.

Список использованной литературы:

1.        Ведяхин В.М. Меры защиты как правовая категория [Текст] / В.М. Ведяхин // Право и политика, 2005. - № 5.

2.        Галанов А.С. Административно-правовые меры обеспечения экологической безопасности, применяемые милицией [Текст] :  автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / А.С. Галанов ; Московская академия МВД России. - М., 2001.

3.        Маслов К.В. Соотношение уголовно-правовых и административно-правовых мер обеспечения налоговой безопасности государства [Текст] / К.В. Маслов // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2016. – № 2 (47). – С. 178-181.

4.        Михайлова Л.С. О системе субъектов информационной безопасности в России [Текст] / Л.С. Михайлова // Общество, право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУВО «РГУП», Центральный филиал. – Воронеж. 2016. - С. 141 – 156.

5.        Мышко Ф.Г. Административно-правовые и организационные проблемы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации [Текст] : автореф. дис. … доктора юрид. наук : 12.00.14 / Ф. Г. Мышко. - М., 2004. - 47 с.

6.        Ожегов С.И. Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

7.        Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия [Текст] / Д. В. Осинцев. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

8.        Стахов А.И. Право безопасности как подотрасль административного права [Текст] : учебное пособие для студентов вызов / А.И. Стахов. – М.: Юнити : Закон и право, 2008. – С. 156.

9.        Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О пожарной безопасности» // Российская газета. - N 3. - 1995.

10.   Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности [Текст] : монография / В.У. Хатуаев. – Воронеж : Воронежский  государственный университет, 2004. – 216 с.

 

Сведения об авторе:

Михайлова Людмила Сергеевна - старший преподаватель кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

The definition of the administrative legal measures to ensure information security

Mikhailova L.S.

Abstract. The paper considers the content of definitions of «the security measure» and «the administrative legal measures to ensure information security». The author considers a classification of information security measures.

Key words: security measure, administrative legal measures to ensure information security, the definition of the administrative legal measures to ensure information security, administrative legal support of information security.

References:

1.        Vedyahin V.M. Mery zashchity kak pravovaya kategoriya [Tekst] / V.M. Vedyahin // Pravo i politika, 2005. - № 5.

2.        Galanov A.S. Administrativno-pravovye mery obespecheniya ehkologicheskoj bezopasnosti, primenyaemye miliciej [Tekst] :  avtoref. dis. … kand. yurid. nauk : 12.00.14 / A.S. Galanov ; Moskovskaya akademiya MVD Rossii. - M., 2001.

3.        Maslov K.V. Sootnoshenie ugolovno-pravovyh i administrativno-pravovyh mer obespecheniya nalogovoj bezopasnosti gosudarstva [Tekst] / K.V. Maslov // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». – 2016. – № 2 (47). – S. 178-181.

4.        Mihajlova L.S. O sisteme sub"ektov informacionnoj bezopasnosti v Rossii [Tekst] / L.S. Mihajlova // Obshchestvo, pravo, pravosudie : sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii / FGBOUVO «RGUP», Central'nyj filial. – Voronezh. 2016. - S. 141 – 156.

5.        Myshko F.G. Administrativno-pravovye i organizacionnye problemy obespecheniya ehkologicheskoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii [Tekst] : avtoref. dis. … doktora yurid. nauk : 12.00.14 / F. G. Myshko. - M., 2004. -   47 s.

6.        Ozhegov S.I. SHvedova I.YU. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Tekst] / S.I. Ozhegov, I.YU. SHvedova. – M.: Azbukovnik, 1999. - 944 s.

7.        Osincev D.V. Metody administrativno-pravovogo vozdejstviya [Tekst] / D. V. Osincev. - SPb.: Izd-vo R. Aslanova «YUridicheskij centr Press», 2005.

8.        Stahov A.I. Pravo bezopasnosti kak podotrasl' administrativnogo prava [Tekst] : uchebnoe posobie dlya studentov vyzov / A.I. Stahov. – M.: YUniti : Zakon i pravo, 2008. – S. 156.

9.        Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 g. N 69-FZ (red. ot 30.10.2018) «O pozharnoj bezopasnosti» // Rossijskaya gazeta. - N 3. - 1995.

10.   Hatuaev V.U. Administrativno-pravovaya sistema obespecheniya imushchestvennoj bezopasnosti [Tekst] : monografiya / V.U. Hatuaev. – Voronezh : Voronezhskij  gosudarstvennyj universitet, 2004. – 216 s.