Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА

Костикова Галина Викентьевна

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент,

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия, Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям совершения нотариальных действий в малонаселённых районах частными нотариусами. Изучаются вопросы наделения глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления правом на совершение нотариальных действий.

Ключевые слова: частный нотариус, глава муниципального образования, нотариальные действия.

 

В настоящее время актуальными и спорными являются вопросы реформирования нотариата. Необходимость внесения изменений в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» вызвана переходом от государственного нотариата к частному. В настоящее время по данным Министерства юстиции из 159 государственных нотариусов действующими являются только 8 (Омская область, Московская область, Алтайский край, Хабаровский край (2), Чукотский автономный округ, Краснодарский край (2)), у остальных нотариусов полномочия прекращены. Частных нотариусов в Российской Федерации около 8 тысяч [7].

Если сравнивать государственных и частных нотариусов, то единственным различием между ними является источник финансирования (государственные нотариусы содержатся за счет бюджета, частные – за счет средств, полученных от граждан). Одинаковым остается объем полномочий и совершение нотариальных действий от имени государства, нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации (ст. 11 Основ законодательства о нотариате) [1].

Переход к частному нотариату порождает ряд проблем, одной из которых является осуществление нотариальных действий в труднодоступных, малонаселенных районах, где финансирование частного нотариуса будет весьма ограниченным. Для решения данного вопроса в 2014 году в Основы законодательства о нотариате была введена статья 11.2. «Поддержка нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях», в соответствии с которой материальная поддержка нотариуса может осуществляться за счет средств нотариальной палаты или (при недостаточности средств нотариальной палаты) за счет средств Федеральной нотариальной палаты. При этом средств, выделяемых нотариальной палатой, недостаточно для поддержания частного нотариуса (в основном нотариусу предоставляются беспроцентные займы, помещения для размещения нотариальной конторы, оплата курсов повышения квалификации).

Ввиду того, что в малонаселённых, труднодоступных районах постоянная деятельность нотариуса нецелесообразна в Основах законодательства о нотариате (абз. 3 ст. 11.2) закреплено положение об организации регулярных выездов нотариусов, работающих в других населенных округах (например, на полуострове Ямал нотариусы добираются до граждан на вертолетах, оленьих упряжках). Однако выездной нотариат не гарантирует своевременную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. По данным Федеральной нотариальной палаты в Магаданской области нотариусы выезжали в труднодоступные районы 10 раз, что не может удовлетворить потребностей граждан в оказании нотариальных услуг [6]. В связи с чем, считаем неоправданным и преждевременным отказ от государственного нотариата. На наш взгляд целесообразнее начинать реформирование нотариата с создания равных возможностей для граждан в сфере оказания нотариальных услуг.

Проблема, связанная с отсутствием нотариуса, также решается путем наделения глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления правом на совершение нотариальных действий в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса (ст. 37 Основ законодательства о нотариате). Аналогичная норма содержится в ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где к правам органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, отнесено совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (подп. 3 п. 1 ст. 14.1) [2].

В 2014 году в ст. 37 Основ внесены изменения, в соответствии с которыми количество нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций увеличилось с пяти до двенадцати, при этом перечень остается открытым. Названные усовершенствования вызваны стремлением законодателя повысить качество и доступность нотариальных услуг в том числе и в малонаселённых, труднодоступных районах.

В целях реализации положений ст. 37 Основ и ст. 14.1 ФЗ О местном самоуправлении во всех субъектах Федерации должностные лица поселений наделены соответствующими компетенциями. Так, по данным управления Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области практически во всех местных поселениях главы администраций, либо специалисты разного уровня, в том числе и второй категории, обладают полномочиями на совершение нотариальных действий [4]. Однако в связи с тем, что большинство глав администраций и специалистов муниципальных образований не имеют юридического образования, а также технических возможностей совершать нотариальные действия, качество оказываемых нотариальных услуг остаётся низким. В тоже время совершение нотариальных действий главами местных администраций является правом, а не обязанностью в отличие от нотариусов, которые не вправе отказать в совершении нотариальных действий любому гражданину, обратившемуся за оказанием услуг, за исключением случаев, указанных в законе (ст. 48 Основ законодательства о нотариате). Следовательно, если должностные лица муниципального образования не имеют возможности или не желают совершать нотариальные действия обязать их нельзя. При этом должностное лицо в этом случае не издает акт, который мог бы быть обжалован (в то время как нотариус выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия, подлежащее обжалованию в судебном порядке) [5].

Не урегулирована ситуация, когда должностные лица органов местного самоуправления приняли решение об осуществлении нотариальных действий на территории муниципального образования, но при обращении гражданина не нашли возможности осуществить данное нотариальное действие.

В тоже время законодательством установлено, что глава муниципального района или поселения имеет право совершать нотариальные действия только в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах. Данная регламентация направлена на пресечение обращения недобросовестных граждан, проживающих на густонаселенных территориях, к некоторым главам местных администраций за совершением нотариальных действий в обход закона.

При этом контроль за деятельностью должностных лиц местного самоуправления осуществляется только на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности (ст. 33.1 Основ законодательства о нотариате). Таким образом, регулярный контроль законодательно не предусмотрен.

В основном проверки выявляют недостатки как технического характера, так и правового. Так, по результатам внеплановой документарной проверки главы администрации Новогольского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области выявлены следующие недостатки: неправильно оформлен реестр регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, при удостоверении доверенностей не соблюдается форма удостоверительной надписи [8].

В целях улучшения ситуации приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2017 № 97 была утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений… [3]. В следствие чего повысилось качество оказываемых нотариальных услуг главами сельских администраций, но в тоже время сократилось количество.

Таким образом, проблемы совершения нотариальных действий в поселениях где отсутствуют нотариусы решаются путем предоставления частным нотариусам дотаций, организации выездного нотариата, а также наделения глав администраций нотариальными полномочиями. Не решенным вопросом остается низкое качество нотариальных услуг, оказываемых должностными лицами муниципальных образований, вследствие чего полагаем, что нотариальные действия должен совершать только нотариус.

Список использованной литературы:

1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 [Текст] : утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 10. – Ст. 357.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] : принят Гос. Думой 16 сент. 2003 г. ; одобрен Советом Федерации 24 сент. 2003 г. // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

3. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов [Текст] : Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2017 № 97 // Система ГАРАНТ : Режим доступа : http://base.garant.ru/ (дата обращения 12.11.2018)

4. Главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления по Воронежской области, обладающие правом на совершение нотариальных действий [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://to36.minjust.ru/ (дата обращения 12.11.2018)

5. Комментарий закона о нотариате [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://kommentarii.org/(дата обращения 12.11.2018)

6. Нотариат способен обеспечить граждан удаленных территорий квалифицированной юридической помощью [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://notariat.ru (дата обращения 12.11.2018)

7. Список нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://notaries.minjust.ru (дата обращения 12.11.2018)

8. Управление Министерства юстиции по Воронежской области [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://to36.minjust.ru/ (дата обращения 12.11.2018)

 

Сведения об авторе:

Костикова Галина Викентьевна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

TOPICAL ISSUES OF RUSSIAN NOTARIAT

Kostikova G.V.

Abstract. The article is devoted to peculiarities of notarial acts in sparsely populated areas by private notaries. Issues of vesting the heads of local administrations and specially authorized officials of local self-government with the right to perform notarial actions are being studied.

Keywords: private notary, head of the municipality, notarial acts.

References:

1. Osnovy` zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii o notariate ot 11 fevralya 1993 g. № 4462-1 [Tekst] : utv. Verxovny`m Sovetom RF 11.02.1993 № 4462-1 // Vedomosti S``ezda narodny`x deputatov RF i Verxovnogo Soveta RF. – 1992. – № 10. – St. 357.

2. Federal`ny`j zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ «Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» [Tekst] : prinyat Gos. Dumoj 16 sent. 2003 g. ; odobren Sovetom Federacii 24 sent. 2003 g. // Sobranie zakonodatel`stva RF. – 2003. – № 40. – St. 3822.

3. Instrukciya o poryadke soversheniya notarial`ny`x dejstvij glavami mestny`x administracij poselenij i special`no upolnomochenny`mi dolzhnostny`mi liczami mestnogo samoupravleniya poselenij, glavami mestny`x administracij municipal`ny`x rajonov i special`no upolnomochenny`mi dolzhnostny`mi liczami mestnogo samoupravleniya municipal`ny`x rajonov [Tekst] : Prikaz Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii ot 06.06.2017 № 97 // Sistema GARANT : Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/ (data obrashheniya 12.11.2018)

4. Glavy` mestny`x administracij i special`no upolnomochenny`e dolzhnostny`e licza mestnogo samoupravleniya po Voronezhskoj oblasti, obladayushhie pravom na sovershenie notarial`ny`x dejstvij [E`lektronny`j resurs] // Rezhim dostupa : http://to36.minjust.ru/ (data obrashheniya 12.11.2018)

5. Kommentarij zakona o notariate [E`lektronny`j resurs] // Rezhim dostupa : http://kommentarii.org/(data obrashheniya 12.11.2018)

6. Notariat sposoben obespechit` grazhdan udalenny`x territorij kvalificirovannoj yuridicheskoj pomoshh`yu [E`lektronny`j resurs] // Rezhim dostupa : https://notariat.ru (data obrashheniya 12.11.2018)

7. Spisok notariusov i licz, sdavshix kvalifikacionny`j e`kzamen [E`lektronny`j resurs] // Rezhim dostupa : http://notaries.minjust.ru (data obrashheniya 12.11.2018)

8. Upravlenie Ministerstva yusticii po Voronezhskoj oblasti [E`lektronny`j resurs] // Rezhim dostupa : http://to36.minjust.ru/ (data obrashheniya 12.11.2018)