Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ББК 67

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ИНЫХ ВИДОВ

Копытина Ольга Игоревна

Заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел, к.п.н.,

Воронежский институт МВД России,

Россия, г. Воронеж

Шебанова Ольга Анатольевна

Адъюнкт,

Воронежский институт МВД России,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы эффективного реформирование организационно-правового механизма регулирования государственной службы. Особое внимание уделено таким видам государственной службы как, гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Ключевые слова. Государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

 

Большинство отечественных ученых-правоведов подчеркивают, что основой успешного государственного строительства является эффективное реформирование организационно-правового механизма регулирования государственной службы [1‒2]. В современных условиях (негативное влияние последствий мирового финансового кризиса, проводимой санкционной политики Запада, расширения географии военно-политических и межнациональных конфликтов в ряде стран, которые привели к росту миграции) от этого во многом зависит не только результативность проводимых в России социально-экономических преобразований, но и уровень обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом от внутренних и внешних угроз. Речь, в первую очередь, идет о реализации приоритетных задач развития нашей страны, перечисленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».  Причем спектр проблем, связанных с организационно-правовым регулированием государственной службы, достаточно обширен: от вопросов закрепления понятия и видов государственной службы, до юридических основ приема граждан России на государственную службу, а также реализации на практике социальных гарантий их защиты после увольнения. Каждый аспект проблемы регулирования государственной службы в своем роде уникален, и по этой причине требует детального научно-практического изучения. Но безусловно, первым должен рассматриваться вопрос законодательного регулирования понятия и видов государственной службы в России.

Рассматривая вопрос о государственной службе иных видов, необходимо вспомнить, что же собой представляет государственная служба Российской Федерации в целом. Данный вид деятельности регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». П.1 ст.1 указанного нами Федерального закона закрепляет понятие государственной службы. Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий: РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Следует отметить, что в систему государственной службы входили следующие ее виды (в соответствии со ст. 2 п. 1 вышеназванного Федерального закона):

1)  «Государственная гражданская служба», которая состоит из подвидов: «федеральная государственная гражданская служба» и «государственная гражданская служба субъектов РФ»;

2)  «Военная служба»;

3)  «Правоохранительная служба».

Гражданская служба – это один из видов «государственной гражданской службы», профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Военная служба – это один видов «федеральной государственной службы», представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Правоохранительная служба представляла собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. В ст. 19 вышеназванного Федерального закона было закреплено, что определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы может применяться со дня вступления в силу Федерального закона о правоохранительной службе (данная норма утратила силу). Над проектом закона о правоохранительной службе работали более 10 лет, но он так и не был принят. На наш взгляд, отсутствие такого закона было связано с тем, что при работе над ним начали возникать противоречия о его целесообразности, так как в этот период были приняты такие Федеральные законы как от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с этим, был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 262ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который внес изменения в части, касающиеся правоохранительной службы, а именно заменил данную службу на государственную службу иных видов.

Но даже с внесением изменений в Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в части касающейся правоохранительной службы, уйти от данного понятия не удалось. А именно, в Федеральном законе от 13 июля 2015 года № 262-ФЗ вместо понятия правоохранительная служба несколько раз употребляется словосочетание «федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью».

Опираясь на вышесказанное, мы полагаем, основополагающим признаком государственной службы иных видов является прохождение службы в государственном органе, который связан с правоохранительной деятельностью. Рассматривая данный вопрос, мы изучили труды ученых-административистов, занимающихся обозначенным нами вопросом. Так в своих научных трудах Д.Н. Бахарах предлагал выделить государственную гражданскую службу и государственную милитаризованную службу, в свою очередь милитаризованную службу он подразделял на военную и военизированную (т. е. имеющую отдельные черты военной, но военной не являющуюся). Именно ко второму подвиду милитаризованной службы он предлагал отнести милицейскую, таможенную, внутреннюю службу в системе МВД России, горноспасательную службу и др. [3‒4]

Несомненно, можно говорить, о том, что существуют объективные различия в прохождении службы в государственных органах на должностях, связанных с осуществлением правоохранительной деятельности, но в то же время у всех этих видов служебной деятельности есть общие черты, такие как:

– защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств;

– деятельность вышеназванных служб осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, а также четкий порядок совершения отдельных действий;

– осуществляется специально уполномоченными органами;

– особый режим несения службы;

– повышенный риск осуществления служебной деятельности;

– наличие у сотрудников права на применение мер административного принуждения, в том числе на использование спецсредств и огнестрельного оружия;

– особый режим конфиденциальности и др.

Авторы полагают, что в настоящее время существует серьезная проблема в применении самого понятия «государственная служба иных видов». В связи с этим, необходимо на законодательном уровне дать определение государственной службы иных видов, а также определить и утвердить конкретный перечень должностей рассматриваемого нами вида государственной службы. Успешная реализации данных организационно-правовых мер может оказать существенную помощь в разрешении существующих в настоящий момент законодательных противоречий и проблем практического деятельности, связанные с регулированием государственной службой иных видов в современной России. Без принятия вышеуказанных изменений в нормах российского законодательства весьма затруднительно говорить о самой возможности достижения серьезных успехов в социально-экономическом и политическом преобразовании нашей страны в среднесрочной и долгосрочных перспективах. Особенно это касается вопроса качества обеспечения правопорядка как основы одной из ключевых составляющих комплексной безопасности.

Список использованной литературы:

1. Административное право России: учебник / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С. В. Тихомиров. – М.: Юрайт, 2018. – С. 32.

2. Административное право: учебник / А.Б. Агапов. – М.: Юрайт, 2016. С. 45.

3. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. – М.: Норма, 1996. – С. 121.

4. Бахрах Д. Н. Милитаризованная служба России // Российский юридический журнал. – 2005. – № 1. – С. 27.

 

Сведения об авторах:

Копытина Ольга Игоревна – кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Воронежский институт МВД России, Россия, г. Воронеж.

Шебанова Ольга Анатольевна - адъюнкт, Воронежский институт МВД России, Россия, г. Воронеж.

 

TO THE QUESTION OF PUBLIC SERVICE OF OTHER TYPES

Kopytina O.I.

Shebanova O.A.

Abstract. In article questions effective reforming of an organizational legal mechanism of regulation of public service are considered. Special attention is paid to such types of public service as, civil service, military service, law-enforcement service.

Keywords. Public civil service, military service, law-enforcement service.

References:

1. Administrativnoe pravo Rossii: uchebnik / YU.I. Migachev, L.L. Popov, S. V. Tihomirov. – M.: YUrajt, 2018. – S. 32.

2. Administrativnoe pravo: uchebnik / A.B. Agapov. – M.: YUrajt, 2016. S. 45.

3. Administrativnoe pravo: uchebnik / D.N. Bahrah. – M.: Norma, 1996. – S. 121.

4. Bahrah D. N. Militarizovannaya sluzhba Rossii // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. – 2005. – № 1. – S. 27.