Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


К ВОПРОСУ О СУВЕРЕНИТЕТЕ В ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Кистринова Ольга Викторовна

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент,

Центральный филиал «Российского государственного университета правосудия»,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье исследуются различные точки зрения ученых-правоведов  на вопрос суверенитета в федеративных государствах. Автор рассматривает данную проблему применительно к современной России.

Ключевые слова. Суверенитет, федерация, федеративное государство, субъект федеративного государства.

 

Суверенитет – это неотъемлемый признак любого государства независимо от формы государственно-территориального устройства. Суверенитет как один из признаков, присущий государству, рассматривали еще Аристотель и Цицерон, сами не зная этого термина. В дальнейшем многие философы посвятили принципу суверенитета свои научные труды. Если в унитарных государствах субъектом, обладающим суверенитетом является само государство как единое целое, то применительно к федерациям является дискуссионным до настоящего времени вопрос о том, кому принадлежит государственный суверенитет и в каком объеме. Проблема суверенитета в федеративных государствах имеет длительную историю развития и решения (сначала образования первых федеративных государств). В современной науке отсутствует единая концепция по этому вопросу.  Выделяют три основные теории суверенитета в федеративных государствах.

1. Теория делимости суверенитета (дуалистическая). Данная теория возникла в 18 веке в США и явилась первой серьезной попыткой понять юридическую природу суверенитета в федерации. Суть данной теории заключается в разделении суверенитета между федеральной властью и властью отдельных штатов. Она связана с именем А. Токвиля и господствовала почти до конца 19 века. При этом разделение суверенитета понималось им в духе разделения компетенции между федерацией и ее субъектами. Федеративное государство в его трактовке, - это своеобразная форма разделения суверенитета. А. Токвиль писал, что «… при создании США надо было поделить суверенитет, чтобы государства, составляющие союз, продолжали иметь самоуправление во всем, что относится к их внутреннему благосостоянию, а нация в целом,  представляемая союзом, не перестала бы при этом составлять одно органическое целое и удовлетворять свои общие потребности» [7, с.138]. Именно поэтому, по мнению А. Токвиля, в федерации американских штатов нет тех проблем, которые обычно свойственны многочисленным скоплениям людей. Союз по своей территории является большой республикой; однако его можно было бы в определенном смысле приравнять к маленькой республике потому, что в ведении его правительства сосредоточено весьма незначительное число вопросов. Его действия важны, но редко имеют место. А так как Союз обладает ограниченной и неполной верховной властью, то использование им этой власти не угрожает свободе и не порождает неуемных стремлений к всемогуществу и сенсациям, столь пагубным для больших республик.

Теорию делимости суверенитета пропагандировал немецкий ученый Г. Вайц, который, так же, как и А. Токвиль считал, что федеративное государство есть такое государство, в котором суверенитет не принадлежит в отдельности ни федерации, ни государствам – ее членам. Он принадлежит и федерации, и государствам – членам, каждому в своей сфере. Права государств-членов и федерации необходимо дополняют друг друга.

2. Теория унитарного (централистского) суверенитета. Согласно данной теории суверенитет в федеративном государстве принадлежит только федерации и отрицается обладание суверенитетом составных частей федерации (субъектов федерации). Унитарная (централистская) теория появилась на рубеже 19-20 веков. Она была разработана П. Лабандом. По его мнению, каждое государство, входящее в федерацию, в отдельности не суверенно, но оно совместно с другими государствами-членами образует федеральный суверенитет. Субъекты федерации, считал П. Лабанд, признаются государствами, несмотря на отсутствие суверенитета. Взгляды П. Лабанда развил Г. Еллинек. Он считал, что федеративное государство – это государство, в котором суверенная государственная власть так конституционно разделяет совокупность входящих в ее сферу функций, что она сама сохраняет лишь определенное их количество, остальные же государственные функции передаются несуверенным государствам – членам. Г. Еллиник отвергал теорию делимости суверенитета. Он писал, что «суверенитет логически представляет превосходную степень; он не поддается раздроблению и терпит рядом с собой только однородные величины того же вида. Поэтому может существовать рядом друг с другом много суверенных государств, но отнюдь не в качестве носителей одной и той же государственной власти. Не существует поэтому раздельного фрагментарного, уменьшенного, относительного суверенитета» [3, с. 358]. По мнению Г. Еллиника, федерация основывается на суверенитете центральной власти.

Не признавал суверенитета членов федерации и К.Маркс, который писал, что «две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок функционировать в одном государстве. Это нелепость вроде квадратуры круга» [5, с. 263]. 

3. Теория суверенитета субъектов федерации. Сторонники данной теории утверждают, что суверенитетом обладают только субъекты (государства – члены) федеративного государства. Данную теорию развивали М. Зейдель, Дж. Кэлхун и др.

Возникновение различных теорий суверенитета федеративных государств, связано, прежде всего, с отдельными историческими этапами и способами создания федераций.  Например, в федерациях, основанных на объединении самостоятельных государств в единое федеративное, суверенитет может принадлежать и федерации, и каждому из субъектов, так как государства-члены при объединении с другими, не утрачивают свой суверенитет, а передают федерации только его часть (определенные полномочия). Так создавались СССР, Югославия. А говорить о суверенитете субъектов федерации, созданной путем провозглашения таковой (конституционной) нельзя, так как они никогда не обладали суверенитетом и обладать им не будут (не имеют право выхода из состава федерации).

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет термин «суверенитет» как «полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики» [6, с. 691]. Субъекты федерации не обладают вышеназванным признаком. Так как в ведении внутренней политики исходят из ориентиров и основных принципов, установленных федерацией, а в ведении внешней политики практически не принимают участия. Ни в одной стране в настоящее время субъекты федерации не являются субъектами международного публичного права. Есть факты, когда субъекты (Квебек в Канаде, земли в Германии) вступали в международные отношения с другими государствами, но такие соглашения относятся преимущественно к сфере культуры и не имеют политического или публично-правового характера. Суверенитет – это независимость и неподотчетность. Что не является признаками субъектов федерации. Особенно в свете того, что практически все конституции мира исключили в своем тексте право одностороннего выхода субъектов из состава федерации. Таким образом, применительно к современным федеративным государствам чаще применяется унитарная теория суверенитета, согласно которой им обладает только федерация.

Почти все дореволюционные российские юристы придерживались теории унитарного суверенитета, признавая его лишь за федерацией и отрицая государственность субъектов федерации. Исторический процесс суверенизации Российской Федерации в рамках Советского Союза и порожденная им суверенизация республик в составе России, распад Советского Союза обострили проблему суверенитета в нашей стране и активизировали научные исследования в этой области. В итоге ученые пришли к широкому спектру подходов от полярных противоположностей (единый и неделимый государственный суверенитет – полный суверенитет республик) до различных промежуточных форм (разделенный, ограниченный суверенитет, суверенность, суверенная государственность субъектов федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая возможность обладания суверенитетом субъектов России, придерживается данной теории. В Постановлении № 10-П от 07.06.2000 года он устанавливает, что «Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации» [2]. Следовательно, в Российской Федерации реализуется теория унитарного суверенитета. У данной теории среди современных российских ученых много как сторонников (например, В.Е. Чиркин, В.О. Лучин и др.), так и противников. Такие исследователи как Э.В. Тадевосян, Р.В. Енгиборян, В.А. Черепанов, Д. Тэпс и ряд других выступили с жесткой критикой Постановления Конституционного Суда по вопросу категорического непризнания за субъектами Российской Федерации суверенитета. Они утверждают, что на территории России одновременно действуют и реализуются как суверенитет федерации, так и суверенитет ее субъектов, не исключая, а дополняя друг друга. Данная точка зрения находит отражения в Конституциях ряда республик Российской Федерации (несмотря на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации). Так, например, в Конституции Чеченской Республика закреплено, что «суверенитет Чеченской Республики выражается в обеспечении всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики является неотъемлемым состоянием Чеченской Республики. … Единственным источником власти в Чеченской Республике в пределах компетенции Республики является ее многонациональный народ» [1].  Подобные положения можно встретить и в Конституциях иных республик.

Таким образом, официально признанной в Российской Федерации является теория унитарного суверенитета, на практике в нашей стране реализуется теория делимости государственного суверенитета между федерацией и ее субъектами.

Список использованной литературы:

1. Конституция Чеченской Республики // www.roszakon/narod/ru.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// СПС «Консультант плюс» «Законодательство»

3. Еллиник Г. Право современного государства / Г. Еллиник. – М., 1988. – 532 с.

4. Кистринова О.В. Перспективы развития федерализма в России/ О.В. Кистринова // Право и политика. 2007. № 5. С. 5-10.

5. Маркс К. Сочинения. Т. 6. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1978. - 418 с.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1981. – 736 с.

7. Токвиль А. Отличие Конституции Соединённых Штатов Америки от всех прочих федеральных конституций / А. Токвиль // Федерализм. - 1997. - № 3. - С. 138-139.

 

Сведения об авторе:

Кистринова Ольга Викторовна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

ON THE QUESTION OF SOVEREIGNTY IN FEDERAL STATES

Kistrinova О.V.

Abstract. The article examines the different points of view of legal scholars on the issue of sovereignty in Federal States. The author considers this problem in relation to modern Russia.

Keyword. Sovereignty, Federation, Federal state, subject of Federal state.

 

References:

1.      Konstituciya Chechenskoj Respubliki // www.roszakon/narod/ru

2.      Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 7 iyunya 2000 g. № 10-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel`ny`x polozhenij Konstitucii respubliki Altaj i Federal`nogo zakona «Ob obshhix principax organizacii zakonodatel`ny`x (predstavitel`ny`x) i ispolnitel`ny`x organov gosudarstvennoj vlasti sub``ektov Rossijskoj Federacii»// SPS «Konsul`tant plyus» «Zakonodatel`stvo»

3.      Ellinik G. Pravo sovremennogo gosudarstva / G. Ellinik. – M., 1988. – 532 s.

4.      Kistrinova O.V. Perspektivy` razvitiya federalizma v Rossii/ O.V. Kistrinova // Pravo i politika. 2007. № 5. S. 5-10.

5.      Marks K. Sochineniya. T. 6. / K. Marks, F. E`ngel`s. – M., 1978. - 418 s.

6.      Ozhegov S.I. Slovar` russkogo yazy`ka / S.I. Ozhegov. – M., 1981. – 736 s.

7.      Tokvil` A. Otlichie Konstitucii Soedinyonny`x Shtatov Ameriki ot vsex prochix federal`ny`x konstitucij / A. Tokvil` // Federalizm. - 1997. - № 3. - S. 138-139.