Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗе

Канищев Валерий Петрович

заведующий кафедрой теории и истории права и государства, к.ю.н., доцент,

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты преподавания юридических дисциплин в вузе; некоторые методологические особенности и требования к проведению занятий.

Ключевые слова: юридические дисциплины, преподавание, обучение, воспитание.

 

Реформирование российского общества на основе утверждения рыночных отношений и цивилизованного интегрирования в мировое сообщество актуализировало проблему подготовки специалистов с высшим юридическим образованием.

Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов [1].

Психологи и педагоги считают, что обучение должно быть воспитывающим, развивающим. Развивающее обучение – это собирательное понятие, включающее воспитание и формирование личности студента-юриста как специалиста-профессионала, начиная от мировоззрения, нравственных идеалов, профессиональных умений и навыков, профессионального мышления и кончая характером. При этом задача состоит прежде всего в формировании соответствующей мотивации – положительного отношения к познаваемому содержанию, потребности в постоянном расширении и углублении знаний.

Обучение и воспитание органически связаны между собой. Поэтому еще в 60-х годах XIX столетия К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и Н.А. Добролюбов сформировали эту проблему как аксиому: «Нельзя воспитывать, не обучая чему-нибудь, и нельзя обучать, не воспитывая в то же время».

К числу приоритетных воспитательных функций в современных условиях, можно отнести, скажем, такие, как: формирование у студентов естественных патриотических и нравственных основ, психологической установки всегда следовать требованиям служебной этики, быть профессионально состоятельным.

С учетом вышеизложенного, в преподавании юридических дисциплин следует руководиться следующими требованиями методического характера:

Необходимо последовательно проводить в жизни курс по решительному искоренению из педагогической практики схоластического теоретизирования, догматических методов преподавания. С этой целью требуется активный переход от традиционного (объяснительно-иллюстративного) обучения, ориентированного на заучивание общих положений, на проблемное обучение как специфическую форму реализации принципов диалектики и педагогики [2].

Проблемное обучение должно зиждиться на соответствующей методологической основе, усвоения студентами основных закономерностей и взаимосвязей изучаемых научных понятий и явлений практики, критическом и конструктивном их осмыслении. Отсутствие в настоящее время официально выработанной и общепризнанной российской общенациональной, государственной идеологии насколько затрудняет это задачу. Ибо, как известно, методология – понятие сложное и не сводится лишь к совокупности методов, способов и средств освоения действительности. Очень важным является ее мировоззренческий аспект. Мировоззрение – это система убеждений, взглядов человека на мир, окружающую его действительность и в качестве субъектного фактора во многом предопределяет отношение студентов к рассматриваемым на учебных занятиях проблемам. Соответственно, проблемное обучение непосредственно связанно с задачей формирования таких личностных качеств у курсантов, какие характерны для членов «гражданского общества». Проводимые в настоящее время в России реформы ориентированы на формирование гражданского общества.

В образовательном процессе, в том числе в проведении лекций по гуманитарным дисциплинам (в том числе юридических) используются следующие методы познания [3]:

·        всеобщие;

·        общенаучные;

·        частнонаучные (специальные).

Всеобщие методы познания:

1. Метафизический – суть в разложении исследуемого объекта на составные части и изучений каждой из них в отдельности вне их связи и взаимообусловленности, вне из изменения и развития.

2. Диалектический – все правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и с общественной жизнью, а в их взаимообусловленности.

3. Метод синергетики исходит из того, что любая открытая система (т.е. система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей средой) живой и неживой природы (значит, и международная правовая система) формируется из нелинейного, многовариантного развития, открывая множество возможных путей эволюции международной правовой системы.

Общенаучные методы познания:

1. Метод системно-структурного анализа – его суть в том, что вычленяются (обособляются) элементы исследуемого явления, устанавливается специфика их содержания. Основные подходы данного метода применительно к отдельным юридическим дисциплинам состоят в том, что, прежде всего, определяется ее место и значение в правовой системе России, соотношение и взаимосвязь с конституционным правом, а также с международным публичным правом.

2. Функциональный метод состоит в выявлении связей между элементами системы, которые придают структурно организованному объекту единство, целостность. Главное место отводится функциональной характеристике институтов изучаемой отрасли права, их разграничению и взаимоувязке.

3. Метод живого познания обязывает «вжиться», «вчувствоваться» в исследуемую категорию, понять внутренний мир и назначение. Новое знание получается посредством свободного погружения субъекта в познаваемый объект, объединения с ним, осмысления объекта с тех позиций, которые представляются наиболее приемлемыми для отыскания истины.

4. Социологический метод – суть в раскрытии тех общественных условий, которые вызвали к жизни существование другого правового института или норм и при повторении которых институт всегда появился вновь.

5.. Метод обращения к другим наукам – его суть в том, что изучаемая отраслевая юридическая наука при анализе различных правовых явлений широко использует положения и выводы, разработанные другими (не только юридическими) науками.

Частнонаучные методы познания:

1. Специально-юридический (формально-догматический, формально-юридический, юридико-технический, догматический) метод исходит из того, что значение правовых норм такое же, какое придается аксиомами в естественных науках: они не подлежат обоснованию, а являются исходными моментами для исследования.

2. Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление правовых объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Состоит виз нескольких стадий: 1) исследование каждого сравниваемого правового явления в отдельности с целью выявления их существенных признаков и характеристик; 2) сравнение выявленных признаков и характеристик с целью установления признаков сходства (общих признаков) и признаков различия; 3) оценка выявленных признаков сходства и различия с точки зрения потребностей проводимого исследования.

3. Критический метод – его суть в том, чтобы выяснить, насколько действующее законодательство отвечает потребностям времени и места, какие изменения следовало бы внести.

4. Историко-правовой (сравнительно-исторический) метод раскрывает исторические особенности и условия появления исследуемого правого явления, служит инструментом для систематического изучения действующего права, так как предупреждает возможность повторения ошибок.

Важнейшие требования, предъявляемые к лекциям – это высокий идейно-теоретический уровень, умелое сочетание научного и учебного подхода, аргументированное изложение наиболее сложных проблем курса, тесная связь с современностью, логическая стройность и убедительность, простота и доходчивость изложения.

Темы лекций определяются учебной программой и тематическим планом. Перед преподавателем стоит задача наметить учебные, развивающие на воспитательные цели лекции, осмыслить ее логическую структуру, сформулировать проблемные вопросы и задачи для ориентации обучаемых курсантов на плодотворную самостоятельную работу и составить развернутый план. Уяснение целевой установки включает определение теоретико-познавательных, научно-методических и воспитательных задач.

Теоретико-познавательная цель предусматривает необходимость вооружить обучаемых новыми знаниями по данной теме, рассмотрев их методологическое значение и место в системе учебного курса.

Учитывая преподавание в институте комплекса различных юридических дисциплин, а также определенного фонда учебников и учебных пособий, в лекциях рассматриваются не все вопросы программы, а лишь наиболее сложные и фундаментальные, нередко дискуссионные проблемы, которые имеют первостепенное значение для формирования правового сознания, научного мировоззрения, профессиональной подготовленности работника судебной системы России.

В лекции обязательно отражаются вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, гражданственности, воинского долга, укрепления дисциплины и правопорядка. Тем самым реализуя воспитательные цели лекции.

Целевая установка определяет целостность и внутреннюю структуру лекции. Исходя из нее, составляется план лекции. Двухчасовая лекция (90 минут), как правило, содержит вступление (3-5 минут), два-три вопроса и заключение или вывод (3-5 минут).

Во вступлении кратко напоминаются итоги по теме прошлой лекции, раскрывается взаимосвязь изучаемой темы с ранее пройденным материалом, и место данной темы в общей структуре курса международного права. Обязательно акцентируется внимание на актуальность изучаемого материала курса и взаимосвязь его будущей профессиональной деятельностью, определяется цель лекции, ее теоретическое, методологическое и практическое значение. Основная задача вступления вызвать интерес к теме, настроить обучаемых студентов на активное воспитание и фиксацию материала.

Вопросы лекции не дублируют учебник, в них отражают наиболее фундаментальные, сложные и актуальные проблему рассматриваемой темы. Несмотря на то, что вопросы лекции относятся к раскрытию государственно-правовых явлений, все же одни из важнейших критериев качества лекции является степень современности и новизны материала, то есть отражения в ней последних достижений юридической науки, а также текущее состояние нормативно-правовой базы по вопросам международно-правовой деятельности. Вместе с тем, излагая материал лекции, преподаватель учитывает текст и структуру рекомендованного по предмету учебника, а также наличие нормативно-правовых актов в библиотеке и в методическом кабинете кафедры. При необходимости он ссылает студентов к материалам учебников или учебных пособий, сосредоточив внимание на новых проблемах, которые слабо или совсем в учебнике не отражены. Это касается, прежде всего, вопросов, затрагивающих профессиональною специфику юридического вуза.

Качество лекции в значительной степени зависит от полноты реализации преподавателем учебно-методических целей, призванных нацелить курсантов на самостоятельную творческую работу. Так, излагая и разъясняя теоретические положения, лектор добивается того, чтобы его аргументация была четкой и доходчивой, опираясь на правовую базу, работы видных правоведов отечественной и зарубежной юриспруденции.

Убедительность и доказательность лекции во многом зависит от умелого подбора и правильного использования фактического материала. Использование фактического материала в лекции, позволяет преподавателю решить такую важную задачу, как обучение курсантов и слушателей навыкам обобщать факты, делать из них правильные выводы.

Темп изложения основного материала в лекции должен позволять обучаемым курсантам творчески осмысливать важнейшие положения, кратко и своими словами записать содержание лекции. Плодотворно влияет на качеств чтения лекции умелое использование изменения темпа излагаемого материала, интонации голоса, жестикуляция преподавателя, применение паузы и т.д. Важнейшие положения и выводы по блоку фактов, по вопросам подчеркиваются лектором замедлением темпа, повторением, изменением интонации. При необходимости преподаватель выделяет: «запишите это, особенно важно» и т.п. Определения основных понятий, которыми оперирует курс международного права, конкретные юридические факты, даются обучаемым курсантам и слушателям под запись.

Иллюстративный материал обычно дается в более быстром темпе, так как он не требует больших усилий для понимания и может быть зафиксирован в конспекте краткими пометками.

Методический уровень чтения лекции повышает умелое использование преподавателем доски. На доске записывается название лекции, новые термины и понятия, необходимые расчеты и пояснения, а также при необходимости номера статей изучаемых нормативных актов. При чтении первой лекции курса целесообразно на доске записать фамилии авторов рекомендуемых учебников и учебных пособий.

Активизирует творческое мышление студентов постановка преподавателем проблемных вопросов перед аудиторией.

Лекция заканчивается за 2-3 минуты до звонка. Это время выделяется для вопросов студентов по теме лекции. Если вопросов не поступило или их было мало и остается время, то оно используется на методические рекомендации по изучению темы, доработке лекции, изучение литературы, подготовке к семинару.

Реформирование высшего образования в России призвано обеспечить его методологическую концептуальность, и, на основе преодоления известного отрыва российской высшей школы от науки и потребностей специалистов высшей квалификации. Это в полной мере, если не более, относится к подготовке вузами страны специалистов-юристов.

Список использованной литературы:

1.        Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст]: от 1 марта 2018 года // «Российская газета». - 02. 03.2018. – № 46.

2.        Колташов А.И. Методы и приемы активизации творческого мышления курсантов на всех видах занятий [Текст]/ А.И. Колташов // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России: ДВЮИ МВД России. – 2017. - № 1(12). – С. 99-104.

3.        Колташов А.И. Обеспечение научного подхода в преподавании юридических дисциплин в условиях проведения реформы высшего профессионального образования в России [Текст]/ А.И. Колташов // Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях: материалы научно-практической конференции 15-16 ноября 2005. // ДВИМБП. -2006. – С. 50-58.

 

Сведения об авторе:

Канищев Валерий Петрович – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории права и государства, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», Россия, г. Воронеж

 

SOME ASPECTS of TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Kanishchev V.P.

Abstract. In article aspects of teaching legal disciplines in higher education institution are considered; some methodological features and requirements to training.

Keywords: legal disciplines, teaching, training, education.

References:

1.   Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii [Tekst]: ot 1 marta 2018 goda // «Rossijskaya gazeta». - 02. 03.2018. – № 46.

2.   Koltashov A.I. Metody i priemy aktivizacii tvorcheskogo myshleniya kursantov na vsekh vidah zanyatij [Tekst]/ A.I. Koltashov // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii: DVYUI MVD Rossii. – 2017. - № 1(12). – S. 99-104.

3.   Koltashov A.I. Obespechenie nauchnogo podhoda v prepodavanii yuridicheskih disciplin v usloviyah provedeniya reformy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Tekst]/ A.I. Koltashov // Aktual'nye voprosy pravovoj politiki v sovremennyh usloviyah: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii 15-16 noyabrya 2005. // DVIMBP. -2006. – S. 50-58.