Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДВИЖЕНИЕ ПО РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЕ

Зубков Алексей Федорович

преподаватель 21 кафедры (автомобильной подготовки),

Военный Учебно-научный Центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная Академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина,

Россия, г. Воронеж

Заварзин Андрей Тимофеевич

доцент 21 кафедры (автомобильной подготовки), к.т.н., доцент,

Военный Учебно-научный Центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная Академия» имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Рассматривается право водителей транспортных средств на движение по разделительной полосе, виды административной ответственности за нарушение установленного правила. 

Ключевые слова. Дорожное движение, разделительная полоса, штраф, лишение права управления.

 

В крупных городах в часы пик при интенсивном движении зачастую можно наблюдать ситуацию, когда водители для объезда затора используют разделительную полосу. Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств [1]. Чаще водителями используются разделительные полосы, которые выделены исключительно линиями разметки (рисунок 1), т.е. не создают препятствия для движения автомобилей, однако водители внедорожников выезжают даже на полосы, выделенные конструктивно (в виде газона), повреждая при этом травяной покров.

Рис. 1. Ограничение на движение по разделительной полосе.

 

Правила использования разделительной полосы регламентируются пунктом 9.9 [1]:

- запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 [1]), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

Значит движение по разделительной полосе само по себе является нарушением правил дорожного движения (ПДД). Кроме того, нарушением является и пересечение сплошной линии разметки 1.2 [1] при въезде на разделительную полосу:

- линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. В остальных случаях линию 1.2 пересекать запрещается.

Кто же имеет право двигаться по разделительной полосе?

Рассмотрим пункт 3.1 ПДД [1]:

Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 - 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения. Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

Таким образом, по разделительной полосе могут ехать без нарушения правил:

- автомобили с включенными синими проблесковыми маячками. При этом не обязательно должны быть включены специальные звуковые сигналы. Т.е. водитель автомобиля с включенным синим проблесковым маячком имеет право ехать по разделительной полосе бесшумно и это не будет нарушением правил.

- автомобили с включенными одновременно синим и красным проблесковым маячками, специальными звуковыми сигналами, имеющие цветографические схемы оперативных служб, а также сопровождаемые этими автомобилями транспортные средства. Так что если по разделительной полосе едет автомобиль ГИБДД с включенными маячками и сиреной, то это означает, что за ним могут двигаться и другие автомобили (без спецсигналов). При этом они также находятся на разделительной полосе без нарушения правил.

Следовательно, использование разделительной полосы водителями, не имеющими на это права, приводит к задержке движения автомобилей оперативных служб и даже к дорожно-транспортным происшествиям с их участием. Например, водитель решил объехать пробку по разделительной полосе и начал перестроение. При этом не убедился в безопасности маневра и произошло столкновение. Второй автомобиль ехал по разделительной полосе без нарушения, т.к. на нем был включен синий проблесковый маячок. Виновником ДТП будет признан водитель, который перестраивался на разделительную полосу с нарушением.

Наказание за езду по разделительной полосе определено Кодексом [2].

Статья 12.15, часть 1 [2]:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Статья 12.16, часть 1 [2]:

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Значит, штраф может быть наложен и за пересечение сплошной линии разметки при выезде на разделительную полосу – 500 рублей или предупреждение.

Если водитель въехал на разделительную полосу через сплошную линию разметки и после этого продолжил движение по этой полосе, то он может получить 2 штрафа на общую сумму 2000 рублей.

Размер суммарного штрафа не пугает нарушителей, поэтому некоторые недобросовестные водители продолжают выезжать на разделительную полосу для объезда заторов.

Существует практика, когда сотрудники ГИБДД провоцируют дорожную ситуацию, в которой наказанием для нарушителя может стать лишение права управления транспортным средством.

Автомобиль ГИБДД стоит в заторе вместе со всеми (в левой полосе движения). Как только находится водитель, желающий объехать затор по разделительной полосе, полицейские включают спецсигналы и выезжают на разделительную полосу. Патрульный автомобиль догоняет нарушителя, который при этом должен уступить дорогу полицейским в соответствии с пунктом 3.2 [1]. Однако сделать этого он не может, т.к. все полосы для движения в попутном направлении заняты. При таком развитии событий водитель может получить наказание по части 3 статьи 12.17 [2] (500 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев).

В данном случае сотрудники ГИБДД искусственно создают ситуацию, в которой водитель нарушает требования правил. Это не очень распространенная практика, однако пред тем как выезжать на разделительную полосу, полезно вспомнить о возможности лишения прав.

Список использованной литературы:

1. Правила дорожного движения Российской Федерации. – Москва : ООО «Запчасти», 2018. – 64 с.: ил.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ : принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г. — М. : ИНФРА-М, 2008 .— 383, [1] с. — (Библиотека кодексов ; Вып. 4(142)) 9.

 

Сведения об авторах:

Зубков Алексей Федорович – преподаватель 21 кафедры (автомобильной подготовки), ВУНЦ ВВС «ВВА» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Россия, г. Воронеж

Заварзин Андрей Тимофеевич – кандидат технических наук, доцент, доцент 21 кафедры (автомобильной подготовки), ВУНЦ ВВС «ВВА» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, Россия, г. Воронеж

 

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR MOVING ALONG THE DIVIDING STRIP

Zubkov A.F.

Zavarzin A.D.

Abstract. The right of drivers of vehicles to move along the dividing strip, types of administrative responsibility for violation of the established traffic rules are considered.

Keywords. Traffic, dividing strip, penalty charge, driver's license revocation .

References:

1. Pravila dorozhnogo dvizheniya Rossijskoj Federacii. – Moskva : OOO «Zapchasti», 2018. – 64 s.: il.

2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah : Federal'nyj zakon ot 30 dekabrya 2001 goda № 195-FZ : prinyat Gos. Dumoj 20 dekabrya 2001 g. : odobr. Sovetom Federacii 26 dekabrya 2001 g. — M. : INFRA-M, 2008 .— 383, [1] s. — (Biblioteka kodeksov ; Vyp. 4(142)) 9.