Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ББК 67

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Занина Татьяна Митрофановна

профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел, к.ю.н., профессор,

Воронежский институт МВД России,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматривается юридическая ответственность государственных служащих с точки зрения общественных отношений между государством и государственным служащим.

Ключевые слова. Юридическая ответственность, общественные отношения, государство, государственный служащий.

 

В российской юридической науке можно выделить две концепции юридической ответственности. Господствующей является концепция, согласно которой юридическая ответственность понимается только в негативном (ретроспективном) аспекте как реакция государства на совершенное правонарушение. Однако некоторые юристы трактуют юридическую ответственность с более широких социальных и философских позиций и выделяют в ней, помимо негативной (ретроспективной), также позитивную (перспективную) составляющую [1].

На сегодняшний день сформировалось большое число различных определений понятия ответственности.

Так, С.Н. Братусь отмечал, что «юридическая ответственность это та же обязанность, но принудительно исполняемая» [2].

О. Э. Лейст юридическую ответственность понимает как применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке [3].

В.М. Баранов определяет юридическую ответственность как политико–правовое состояние, возникшее в результате лично совершенного правонарушения и предусмотренное юридической нормой, когда компетентный орган, должностное лицо или гражданин на основе закона или в специальной форме требуют от правонарушителя отчет в совершенном деянии, возлагают на него определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия нарушения юридической нормы [4].

Ответственность государственных служащих является одной из разновидностей юридической ответственности. Она имеет свою специфику, обусловленную особым положением данной категории лиц. Так, в п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] (далее – Закон о службе в ОВД) в числе первых названа обязанность сотрудника органов внутренних дел знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации [6], законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение.

Ответственность сотрудника ОВД наступает независимо от замещаемой должности (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [7].

Юридическая ответственность государственного служащего состоит в применении к нему в установленном порядке предусмотренных законом мер наказания (санкций).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что юридическая ответственность государственных служащих дел представляет собой регламентированную нормами права общественные отношения между государством в лице его специальных органов и государственным служащим - правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность государственного служащего состоит в применении к нему в установленном порядке предусмотренных законом мер наказания (санкций).

Как институт государственного управления государственная служба направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Государственные служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных (служебных) обязанностей несут юридическую ответственность перед государством, обществом и гражданами.

Правовая основа юридической ответственности госслужащих, в первую очередь, представлена Конституцией Российской Федерации, устанавливающей основные принципы действия исполнительной власти, очерчивающей приоритеты охраны прав человека (ст.ст. 32, 71, 97).

Источником правового регулирования юридической ответственности, руководствуясь п. 4 ст. 10 Закона о системе государственной службы, являются федеральные законы о видах государственной службы. В то же время эти законы содержат отсылочные нормы к соответствующим кодексам.

Так, ст. 68 Закона о государственной гражданской службе предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Норма эта является отсылочной, так как она не предусматривает непосредственно виды и порядок ответственности, санкции, а только отсылает к другим нормативным правовым актам, в частности непосредственно к данному Закону, а также другим федеральным законам.

Статья 15 Закона о службе в ОВД отсылает к Уголовному кодексу Российской Федерации [8] – за совершение преступлений. Что касается ответственности за совершение административного правонарушения, то ч. 2 указанной статьи отсылает к данному закону и Дисциплинарному уставу органов внутренних дел Российской Федерации [9], а за совершение административного правонарушения, не связанного со службой на общих основаниях в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со ст. 15 Закона о службе в ОВД нарушение служебной дисциплины влечет наложение на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарных взысканий в соответствии со статьями 47, 49-51 данного закона (ч. 3). Глава 6 Дисциплинарного устава ОВД устанавливает виды дисциплинарных взысканий, регламентирует порядок их наложения и исполнения.

Гражданско–правовая ответственность государственных служащих предусмотрена нормами Гражданского кодекса Российской Федерации [10].

Различают пять видов юридической ответственности военнослужащих: согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [11] военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. При этом по материальной ответственности принят специальный закон – Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» [12].

Таким образом, правовая основа юридической ответственности государственных служащих не образует единой системы, она представлена федеральными законами о соответствующем виде государственной службы, в которых, как правило, содержатся отсылочные нормы. Дисциплинарная ответственность урегулирована как в самих федеральных законах, так и ряде дисциплинарных уставов.

Механизм установления и реализации юридической ответственности государственных служащих должен оптимально обеспечивать эффективную деятельность органов государства. На наш взгляд, оптимизация этого механизма, обусловлена разрешением ряда важных проблем.

Существует необходимость в разработке понятия правонарушения государственного служащего как основания юридической ответственности. Правонарушения, совершенные госслужащими, отличаются от иных видов правонарушений своим многообразием, поскольку государственная служба регулируется большим им количеством нормативных актов, что обусловлено различными видами государственной службы.

Для реализации юридической ответственности государственных служащих в каждом конкретном случае должно быть установлено основание такой ответственности.

Основанием ответственности является правонарушение как виновное противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения [13].

Правонарушением государственного служащего является его виновное действие или бездействие, противоречащее требованиям нормативных правовых актов. В случае когда действия государственного служащего соответствуют требованиям закона, его действия не могут быть квалифицированы как правонарушение.

Правонарушения, совершаемые государственными служащими,  можно разделить на две основные группы:

1. Правонарушения, совершенные во внеслужебное время.

2. Правонарушения, связанные со служебной деятельностью государственных служащих.

За правонарушения, совершенные государственными служащими во внеслужебное время, они несут ответственность на общих основаниях и могут быть привлечены в полном объеме ко всем видам юридической ответственности.

К правонарушениям, связанным со служебной деятельностью государственных служащих, относятся противоправные деяния, выраженные в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих должностных обязанностей. За данную категорию правонарушений государственные служащие  могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

В настоящее время нормативная база не располагает кодифицированным нормативным правовым актом, который бы способствовал как урегулированию профессиональных управленческих отношений, связанных с выполнением государственными служащими своих должностных обязанностей, а с другой стороны помогал бы формированию  более зрелого, продуманного и положительного общественного мнения граждан о деятельности государственных служащих.

Автор полагает необходимым сформировать единую, логически согласованную правовую базу, регламентирующую дисциплинарную ответственность государственных служащих, основой которой должно послужить принятие федерального закона «О дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих». В указанном нормативном правовом акте необходимо обосновать и отразить, закрепив юридически, основания и порядок привлечения к ответственности государственных служащих, совершивших правонарушения, связанные со служебной деятельностью, а также полномочия органов и должностных лиц, ответственных за расследование данного рода правонарушений.

Разрешение вышеуказанных проблем в теории, служебном законодательстве и правоприменительной деятельности позволит разработать на более высоком уровне обобщения теоретическую модель юридической ответственности госслужащих, снимающей противоречия во взглядах на ее сущность, основания, установление и реализацию.

Список использованной литературы:

1. Кинсбурская В.А. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах / В.А. Кинсбурская. – М.: Юстицинформ, 2013. – С. 24.

2. Мерзликина Р.А. Особенности юридической ответственности (деликтоспособности) физкультурно-спортивных организаций /               Р.А. Мерзликина, А.В. Бычкова // Спорт: экономика, право, управление. 2014. № 1. С. 29.

3. Липинский Д.А. Концепции позитивной юридической ответственности в отечественной юриспруденции / Д.А. Липинский // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 38.

4. Королев И.И. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда / И.И. Королев. М.: Статут, 2014. С. 55.

5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 2011. – № 49. – Ч. 1. – Ст. 7020.

6. Конституция Российской [Текст]. – М. : Приор, [2001]. – 32 с.

7. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

9. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 (ред. от 07.04.2017) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 2012. – № 43. – Ст. 5808.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 1994. № 32. Ст. 3301.

11. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 22. Ст. 2331.

12. О материальной ответственности военнослужащих: федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собр. законодательства  Рос. Федерации. – 1999. № 29. Ст. 3682.

13. Болтанова Е.С. Юридическая ответственность за земельные правонарушения / Е.С. Болтанова // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 89.

 

Сведения об авторе:

Занина Татьяна Митрофановна – кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Воронежский институт МВД России, Россия, г. Воронеж

 

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LEGAL RESPONSIBILITY OF PUBLIC SERVANTS

Zanina T.M.

Abstract. In article legal responsibility of public servants in terms of the public relations between the state and the public servant is considered.

Keywords. Legal responsibility, public relations, state, public servant.

References:

1. Kinsburskaya V.A. Otvetstvennost' za narushenie zakonodatel'stva o nalogah i sborah / V.A. Kinsburskaya. – M.: YUsticinform, 2013. – S. 24.

2. Merzlikina R.A. Osobennosti yuridicheskoj otvetstvennosti (deliktosposobnosti) fizkul'turno-sportivnyh organizacij /               R.A. Merzlikina, A.V. Bychkova // Sport: ekonomika, pravo, upravlenie. – 2014. – № 1. – S. 29.

3. Lipinskij D.A. Koncepcii pozitivnoj yuridicheskoj otvetstvennosti v otechestvennoj yurisprudencii / D.A. Lipinskij // ZHurnal rossijskogo prava. – 2014. – № 6. – S. 38.

4. Korolev I.I. Grazhdansko-pravovaya otvetstvennost' za vred, prichinennyj nezakonnymi dejstviyami organov doznaniya, predvaritel'nogo sledstviya, prokuratury i suda / I.I. Korolev. – M.: Statut, 2014. – S. 55.

5. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 30 noyabrya 2011 g. № 342-FZ (red. ot 03.08.2018) // Sobr. zakonodatel'stva  Ros. Federacii. – 2011. – № 49. – CH. 1. – St. 7020.

6. Konstituciya Rossijskoj Tekst. – M. : Prior, 2001. – 32 s.

7. O policii: federal'nyj zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ (red. ot 03.08.2018) // Sobr. zakonodatel'stva  Ros. Federacii. – 2011. – № 7. – St. 900.

8. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 № 63-FZ (red. ot 03.10.2018) // Sobr. zakonodatel'stva  Ros. Federacii. – 1996. – № 25. – St. 2954.

9. O Disciplinarnom ustave organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 14 oktyabrya 2012 g. № 1377 (red. ot 07.04.2017) // Sobr. zakonodatel'stva  Ros. Federacii. – 2012. – № 43. – St. 5808.

10. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ (red. ot 03.08.2018) // Sobr. zakonodatel'stva  Ros. Federacii. – 1994. – № 32. – St. 3301.

11. O statuse voennosluzhashchih: federal'nyj zakon ot 27 maya 1998 g. № 76-FZ (red. ot 03.08.2018) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. – 1998. – № 22. – St. 2331.

12. O material'noj otvetstvennosti voennosluzhashchih: federal'nyj zakon ot 12 iyulya 1999 g. № 161-FZ (red. ot 18.07.2017) // Sobr. zakonodatel'stva  Ros. Federacii. – 1999. – № 29. – St. 3682.

13. Boltanova Е.S. YUridicheskaya otvetstvennost' za zemel'nye pravonarusheniya / Е.S. Boltanova // ZHurnal rossijskogo prava. – 2014. – № 12. – S. 89.