Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


УДК 342

Некоторые вопросы правового регулирования деятельности учреждений временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного опыта)

  Герасимова Евгения Валериевна

Старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел,

Воронежский институт МВД России,

Россия, г. Воронеж

Жидконожкина Ольга Николаевна

Старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел,

Воронежский институт МВД России,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматривается российский и зарубежный опыт правового регулирования деятельности учреждений предназначенных для временного содержания несовершеннолетних нуждающихся в контроле и помощи со стороны государства.

Ключевые слова: профилактика безнадзорности, профилактика правонарушений, несовершеннолетние правонарушители, временное содержание, исправительно-воспитательные заведения,  приемники-распределители, ЦВСНП.

 

Изучая генезис учреждений для временного содержания несовершеннолетних вступивших в конфликт с законом нельзя не отметить, что на разных  этапах формирования общества и государства их деятельность трансформировалась и совершенствовалась.

Первые эксперименты создания государственных учреждений для перевоспитания юных правонарушителей относятся к веку Екатерины II, когда были учреждены губернские совестные суды для разбора отдельных категорий дел, в том числе в отношении малолетних обвиняемых и приказы общественного призрения. Суды осуществляли контроль за законностью заключения обвиняемых под стражу, производили примирение сторон по путанным делам, а также по преступлениям не представлявшим особой общественной опасности. Приказы управляли школами, исправительными и сиротскими домами, богадельнями, больницами.

Однако, определяющая фаза становления и развития детских специальных исправительных заведений приходится на XIX век. В 1819 г. в гомельском имении графа С. П. Румянцева впервые в России была устроена земледельческая колония для малолетних бродяг. Специализированные заведения для нравственно испорченных и нищенствующих детей открылись в Риге (1839 г.), Нарве (1848 г.), Ревеле (1850 г.), Москве (1863 г.), Санкт-Петербурге (1864 г.). Создавались они по частно-общественной инициативе, надлежащих законодательных основ на тот момент не существовало.

С принятием Александром II в 1866 г. закона «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» были заложены правовые основы регулирующие работу указанных организаций, судебный порядок и сроки помещения в них. Учреждать «богоугодные общественные учреждения» для содержания приговоренных судом детей могли правительство, земство, различные общества, духовные установления и даже частные лица. Отдельно образовывались приюты для мужского и женского пола, в их задачи входило содержание, обучение и патронирование воспитанников. В исправительно-воспитательных учреждениях пребывали «дети в возрасте от 10 до 17 лет:

     признанные виновными в совершении какого-либо преступного деяния – по определениям и приговорам суда;

     обвиняемые и подсудимые, относительно которых окажется необходимым принять мерою пресечения способов уклонения от следствия и суда взятие их под стражу – по постановлению судебной или следственной власти;

     нищенствующие бродяжничающие и вообще бесприютные и беспризорные – по постановлениям комитетов, правлений или советов обществ, заведующих воспитательно-исправительными заведениями;

     отдаваемые для исправления родителями – по соглашения с учреждениями заведующими сими заведениями» [1]. 

         Сведения о помещении в учреждения несовершеннолетних двух последних категорий, в трехдневный срок сообщались местному Мировому или Городскому Судье либо Земскому Начальнику, по принадлежности для решения о правомерности задержания. Срок содержания воспитанников в приютах назначался судом на конкретное время или до их восемнадцатилетия. Детские заведения того времени, имея внешний характер сиротских домов, специальных воспитательных учреждений, мест заключения по сути являлись воспитательными.

Как часть цельной государственной политики охраны детства, борьба с детской беспризорностью и правонарушениями стала рассматриваться только в советский период. Распоряжением Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР от 14 июня 1919 г. № 1722/б были созданы детские приемные пункты и введен институт братьев и сестер социальной помощи [2]. Пункты служили для кратковременного (не более трех суток) пребывания задержанных несовершеннолетних, после чего они возвращались в семью либо их устройством занималась комиссия по делам несовершеннолетних. Братья и сестры социальной помощи занимались попечением всех категорий беспризорных.

В декабре 1919 г. в Петрограде Народным комиссариатом просвещения был организован Центральный карантинно-распределительный детский пункт – первое учреждение для временного содержания беспризорных и нуждающихся несовершеннолетних, где они получали доврачебную и социальную помощь. Несовершеннолетние содержались в течение месяца, по результатам наблюдения за  воспитанниками  составлялись характеристики, после чего они направлялись в детские дома, [3]. Через несколько лет в областных центрах, крупных городах и на больших узловых станциях были открыты детские приемники-распределители. Приемники рассчитывались на прием  100 человек, распределители – на 50. Они делились на две ступени: для детей 8-14 лет и для подростков 14-17 лет. Отличительной особенностью указанных учреждений было то, что в них на основе изучения личности детей определялся перечень необходимых мер. Функцию содержания и обучения детей-сирот выполняли учреждения интернатного типа.

Новой ступенью формирования системы органов и учреждений превенции стало Постановление Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» установившее типы детских учреждений и передавшим  в ведение народных комиссариатов просвещения республик – «детские дома нормального типа для детей, лишенных средств к существованию, а также детские дома, содержащиеся на средства родителей, и детские дома для трудновоспитуемых», Народного комиссариата внутренних дел – изоляторы для несовершеннолетних, трудовые колонии и детские приемники-распределители (ДПР) [4]. В ДПР несовершеннолетние находились в течение месяца,  после чего направлялись в одно из детских учреждений. В детских домах и колониях несовершеннолетние получали профессиональные навыки. Во всех учреждениях  поддерживалась жесткая дисциплина.

         В июне 1943 г. НКВД СССР в дополнение к  имеющимся трудовым колониям для осужденных несовершеннолетних, было разрешено «организовать трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а так же детей и подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях» [5]. В них направлялись «подростки в возрасте от 11-16 лет:

     беспризорные дети, не имеющие родителей вовсе или длительное время живущие без родителей и не имеющие определенного места жительства;

     задержанные за хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, возбуждение уголовного преследования против которых было признанно нецелеобразным;

     воспитанники детских домов, систематически нарушающие внутренний распорядок и дезорганизующие нормальную постановку учебы и воспитания в детском доме» [5].

В 1964 году трудовые воспитательные колонии были преобразованы в учебные заведения для подростков с девиантным поведением и перешли в ведение органов образования.

В 1977 году ДПР переименованы в приемники-распределители для несовершеннолетних и наделены полномочиями по временному (до 30 суток) содержанию детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет.

В ПРН могли быть помещены «несовершеннолетние:

     подкинутые и заблудившиеся;

     оставшиеся в возрасте до шестнадцати лет без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае необходимости оказания им помощи со стороны государства и общества;

     направляемые в специальные общеобразовательные школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, или в специальные профессионально-технические училища, либо в лечебно-воспитательные профилактории;

     самовольно оставившие семью в возрасте до 16 лет, а также оставившие семью в возрасте от 16 до 18 лет, личность которых не установлена и которые нуждаются в надзоре и помощи;

     самовольно ушедшие из специальных общеобразовательных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных профессионально-технических училищ, лечебно-воспитательных профилакториев, а также из других детских учреждений;

     совершившие в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасные действия при необходимости немедленной изоляции» [6].

ПРН были обязаны принимать меры к  устройству несовершеннолетних, возвращению  их в   семью,   детское   учреждение   или учебно-воспитательное учреждение.

Перевоспитание и исправление детей и подростков, их обучение и профессиональную подготовку, осуществляли специальные учебно-воспитательных учреждения: специальные   общеобразовательные   школы и профессионально-технические  училища органов народного образования.

Именно в советский период были созданы и опробованы на практике основные организационно-правовые формы борьбы с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, которые во многом обусловили дальнейшее развитие системы профилактики. Советское законодательство отдавало приоритет превентивным и воспитательным мерам над мерами уголовного воздействия.

После распада СССР основными нормами, устанавливающими правоотношения,  возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются соответствующие законы государств – участников СНГ.

С принятием федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7] часть обязанностей  по временному содержанию, оказанию социальной помощи, дальнейшему устройству несовершеннолетних были переданы специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации органов социальной защиты населения.

Основания и перечень несовершеннолетних направляемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел регламентируются статьей 22 Федерального закона, неоднократно исследовались  различными авторами, и в настоящей публикации авторами не приводятся.

Аналогичным образом к регулированию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей подходит  белорусский законодатель. Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлены основные задачи приемников-распределителей для несовершеннолетних: обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и информирование об этом заинтересованных органов, учреждений и иных организаций; доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществление иных мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях [8].

Закон Украины от 24 января 1995 года № 20/95-ВР «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждений для детей» содержит ссылку на положение о приемниках-распределителей для детей утвержденное Министерством внутренних дел Украины дающее следующую формулировку их основных задач: проведение индивидуальной профилактической и воспитательной работы с детьми, предотвращения совершения ими противоправных действий; выявление причин и условий, приводящих к совершению детьми преступлений и правонарушений; соблюдение прав детей; взаимодействие с органами государственной власти, учебными заведениями и общественными организациями по вопросам проведения профилактической и воспитательной работы с детьми, помещенными в ПРД; обеспечение надлежащих, безопасных и здоровых условий пребывания детей и работников ПРД, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний [9].

Отдельную позицию по данному вопросу занимает казахский законодатель. В отличие от учреждений России, Украины, Республики Беларусь, являющихся структурными подразделениями органов внутренних дел, в Республике Казахстан центры адаптации несовершеннолетних находятся в ведении органов образования.

Их основными задачами являются: оказание социальной и психологической помощи несовершеннолетним, их родителям или другим законным представителям в преодолении трудной жизненной ситуации; разработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной адаптации несовершеннолетних, включающих в себя компоненты профессионально-трудовой, учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной направленности; восстановление социального статуса несовершеннолетних; организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних; взаимодействие с органами опеки или попечительства, для дальнейшего устройства несовершеннолетних; содействие в возвращении несовершеннолетних в семьи; предупреждение безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в центре [10].

В центры принимаются задержанные в ходе деятельности органов внутренних дел:

     безнадзорные и беспризорные дети;

     дети, отобранные при непосредственной угрозе их жизни и здоровью органом у родителей или других лиц, на попечении которых они находились;

     несовершеннолетние, направляемые в специальные организации образования;

     дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вследствие жестокого обращения.

         При этом несовершеннолетние, не достигшие возраста с которого наступает уголовная ответственность, и совершившие уголовные правонарушения, а также направляемые в организации образования с особым режимом содержания, до вступления решения суда в законную силу передаются родителям, опекунам, попечителям и иным лицам на которых законом возложены обязанности по их воспитанию [11].

         Национальное законодательство по-разному определяет нижнюю границу возраста детей содержащихся в центрах и приемниках-распределителях. На Украине он определен в 11 лет. В Республике Казахстан от трех лет для безнадзорных и беспризорных. В законах  России и Республике Беларусь возрастные пределы несовершеннолетних правонарушителей не оговариваются. В спорных случаях сотрудники органов внутренних дел руководствуются комментарием к статье 2.2 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [12], разъясняющим что, понятие «несовершеннолетний» охватывает широкий возрастной диапазон с 7 до 18 лет, следовательно, возможно помещение в ЦВСНП и ПРН несовершеннолетних с семилетнего возраста.

         Сроки содержания несовершеннолетних в премниках- распределителях как правило, не превышают 30 суток, исключения составляют несовершеннолетние имеющие постоянное место жительства в постоянно проживающие в других государствах. В центрах адаптации Республики Казахстан несовершеннолетние могут находиться до трех месяцев. Кроме того в приемники-распределители для детей Украины могут быть помещены дети и подростки занимающиеся бродяжничеством, до передачи их уполномоченному подразделения органов Национальной полиции, который инициировал розыск, но не более 36 часов.

Таким образом, изучая историю создания и дальнейшего развития учреждений, предназначенных для временного нахождения несовершеннолетних требующих особого контроля и помощи государства нельзя не заметить, что перечень лиц направляемых в них существенно изменился. Сравнительно-правовой анализ норм Российской Федерации, Республики Беларусь, Украины, и Республики Казахстан позволяет сделать вывод о сходствах их структуры и общих положений, но различиях в подходе к правовому регулированию деятельности учреждений для временного содержания несовершеннолетних.

Список использованной литературы:

1.   Положение о воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних // Свод законов Российской Империи Т.XIV / Под ред. Ф. Волкова, Ю.Д. Филипова. [Электронный ресурс] – Изд. 3-е пересм. и доп. СПб.: Издание товарищества «Общественная польза». – 1900. – URL : http://civil.consultant.ru/reprint/books/226/263.html#img264 (дата обращения: 01.11.2018).

2.   Новик В. И. / Становление и организация органов предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в дореволюционной России и СССР / В. И. Новик // История государства и права : научно-правовой журнал. – 2011. – №15 – С.36-39.

3.   Цедилина Г.Я. История создания и деятельность Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей / Г.Я. Цедилина // Материалы научно-практическая конференция «Беспризорность и безнадзорность в России. История и современность» (28 октября 2008 года). – Санкт-Петербург. [Электронный ресурс] – URL : https://spbarchives.ru/conferences_2//asset_publisher/pM3V/content/ (дата обращения: 01.11.2018).

4.   О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности : постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 // СЗ СССР. – 1935. – 32. – Ст. 252.

5.   Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством : постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. № 659 // СПС КонсультантПлюс.

6.   Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : указ Президиума ВС СССР от 15 февраля 1977 г. // Свод законов СССР. – 1990. – Т. 10 – С. 263.

7.   Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24.06.99 г. № 120-ФЗ / «Собрание законодательства РФ». – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

8.   Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года №200-З. [Электронный ресурс] – URL:https://belzakon.net (дата обращения: 01.11.2018).

9.   Об организации деятельности приемников распределителей для детей органов Национальной полиции Украины : приказ МВД Украины от 03.07.2017 № 560. [Электронный ресурс] – URL:http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE30794.html (дата обращения: 01.11.2018).

10.            Об утверждении типовых правил деятельности видов организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 229. [Электронный ресурс] – URL:http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31420702 (дата обращения: 01.11.2018).

11.            О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности: закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года №591-II. [Электронный ресурс] – URL:http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1049318 (дата обращения: 01.11.2018).

12.            Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года [Электронный ресурс] – URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml (дата обращения: 01.11.2018).

 

Сведения об авторах:

Герасимова Евгения Валериевна – старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Воронежский институт МВД России, Россия, г. Воронеж

Жидконожкина Ольга Николаевна - старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Воронежский институт МВД России, Россия, г. Воронеж

 

Some of the issues of legal regulation of the activities of the agencies of the temporary detention of juvenile offenders (comparative-legal analysis of domestic and foreign experience)

Gerasimova E.V.

Zhidkonozhkina O. N.

Abstract. This article deals with Russian and foreign experience of legal regulation of institutions designed for the temporary detention of juveniles in need of supervision and assistance from the State.

Keywords: prevention of the neglect, prevention of the delinquency, juvenile offenders, temporary maintenance, corrective educational institutions, transit centres, CVSNP.

References:

1. Polozhenie o vospitatel'no-ispravitel'nyh uchrezhdeniyah dlya nesovershennoletnih // Svod zakonov Rossijskoj Imperii T.XIV / Pod red. F. Volkova, YU.D. Filipova. [Elektronnyj resurs] – Izd. 3-e peresm. i dop. SPb.: Izdanie tovarishchestva «Obshchestvennaya pol'za». – 1900. – URL : http://civil.consultant.ru/reprint/books/226/263.html#img264 (data obrashcheniya: 01.11.2018).

2. Novik V. I. / Stanovlenie i organizaciya organov preduprezhdeniya besprizornosti i prestupnosti nesovershennoletnih v dorevolyucionnoj Rossii i SSSR / V. I. Novik // Istoriya gosudarstva i prava : nauchno-pravovoj zhurnal. – 2011. – №15 – S.36-39.

3. Cedilina G.YA. Istoriya sozdaniya i deyatel'nost' Centra vremennogo soderzhaniya dlya nesovershennoletnih pravonarushitelej / G.YA. Cedilina // Materialy nauchno-prakticheskaya konferenciya «Besprizornost' i beznadzornost' v Rossii. Istoriya i sovremennost'» (28 oktyabrya 2008 goda). – Sankt-Peterburg. [Elektronnyj resurs] – URL : https://spbarchives.ru/conferences_2//asset_publisher/pM3V/content/ (data obrashcheniya: 01.11.2018).

4. O likvidacii detskoj besprizornosti i beznadzornosti : postanovlenie SNK SSSR, CK VKP(b) ot 31.05.1935 // SZ SSSR. – 1935. – № 32. – St. 252.

5. Ob usilenii mer bor'by s detskoj besprizornost'yu, beznadzornost'yu i huliganstvom : postanovlenie SNK SSSR ot 15 iyunya 1943 g. № 659 // SPS Konsul'tantPlyus.

6. Ob osnovnyh obyazannostyah i pravah inspekcij po delam nesovershennoletnih, priemnikov-raspredelitelej dlya nesovershennoletnih i special'nyh uchebno-vospitatel'nyh uchrezhdenij po preduprezhdeniyu beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 15 fevralya 1977 g. // Svod zakonov SSSR. – 1990. – T. 10 – S. 263.

7. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih : Federal'nyj zakon ot 24.06.99 g. № 120-FZ / «Sobranie zakonodatel'stva RF». – 1999. – № 26. – St. 3177.

8. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih: zakon Respubliki Belarus' ot 31 maya 2003 goda №200-Z. [Elektronnyj resurs] – URL:https://belzakon.net (data obrashcheniya: 01.11.2018).

9. Ob organizacii deyatel'nosti priemnikov raspredelitelej dlya detej organov Nacional'noj policii Ukrainy : prikaz MVD Ukrainy ot 03.07.2017 № 560. [Elektronnyj resurs] – URL:http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE30794.html (data obrashcheniya: 01.11.2018).

10.    Ob utverzhdenii tipovyh pravil deyatel'nosti vidov organizacij obrazovaniya dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej: Prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazahstan ot 18 iyunya 2013 goda № 229. [Elektronnyj resurs] – URL:http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31420702 (data obrashcheniya: 01.11.2018).

11.    O profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih i preduprezhdenii detskoj beznadzornosti i besprizornosti: zakon Respubliki Kazahstan ot 9 iyulya 2004 goda №591-II. [Elektronnyj resurs] – URL:http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1049318 (data obrashcheniya: 01.11.2018).

12.    Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob"edinennyh Nacij, kasayushchiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnih (Pekinskie pravila). Prinyaty rezolyuciej 40/33 General'noj Assamblei ot 29 noyabrya 1985 goda [Elektronnyj resurs] – URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml (data obrashcheniya: 01.11.2018).