Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ – ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Анисимова Ольга Евгеньевна

к.и.н., доцент,

ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,

Россия, г. Воронеж

 Анисимов Владимир Петрович

ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос духовно-нравственного воспитания личности, осуществляемого в процессе социализации. Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ключевые слова: общество, способы поведения, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воспитание личности.

 

Нравственность есть условие выживания человеческой цивилизации - не больше и не меньше.

Патриарх Кирилл

Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе.

Владимир Путин

Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую.

Дмитрий Лихачев

 

Духовно-нравственные ценности занимают особое место в сознании людей, поскольку аккумулируют в себе основу принятых в данном обществе способов поведения, представляют собой важнейший ресурс общества и государства.

Процесс формирования и усвоения духовно-нравственных ценностей - это процесс, присущий человеческому обществу изначально и обусловленный общественным характером отношений. Необходимо помнить, что основной задачей государства, как макросоциального института, является самосохранение и целенаправленное воздействие на формирование моральных ценностей. Это воздействие государства, как политического института, проявляется прежде всего в его законотворческой деятельности, направленной на создание благоприятных экономических, политических и социальных условий формирования нравственной личности.

Духовность – одно из ключевых понятий общечеловеческой истории. Подлинный кризис общества характеризуется в угасании нравственности, подмене духовных ценностей. Вследствие этого наблюдаются признаки деградации у значительной части молодежи: агрессия, страх, эгоизм, национальная и религиозная нетерпимость.

Духовно-нравственное воспитание способствует развитию интеллектуальных и моральных сил, образованию характера. Цель духовно-нравственного воспитания - создать личность, наилучшим образом приспособленную к социальной борьбе за существование и к активному взаимодействию с окружающей средой. Венцом духовного воспитания является образование характера, основанного на координации интеллектуальных и нравственных сил с помощью воли [1].

Российское общество и особенно молодое поколение сегодня продолжают переживать глубокий духовно-нравственный кризис. Снижается возраст, когда начинают употреблять наркотики (с 18 лет - до 14). Наша страна занимает одно из первых мест в мире по уровню самоубийств среди подростков, по числу абортов женщинами, не достигшими 19 лет, по уровню потребления алкогольных напитков. Из социологических опросов, становится ясно, что около 55% молодых людей высказывают готовность нарушить моральные нормы для того, чтобы достигнуть личного успеха [2,3,4]. Причина всех этих явлений - нравственный кризис.

Нравственное воспитание личности является функцией семьи, школы, различных общественных институтов и государства. Защита нравственности - конституционная обязанность российского государства, что закреплено в ст. 55 Конституции Российской Федерации [5].

Духовно-нравственное развитие личности, осуществляемое в процессе социализации, последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Государственная образовательная политика – особая область политики государства, местного самоуправления. В узком смысле политика в области образования понимается как система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования (ст. 1,2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [6]. В более широком плане государственная политика включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации.

21 июля 2009 г. Д. Медведев, будучи Президентом РФ, на встрече с лидерами традиционных российских конфессий указал на актуальность «духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения» и сообщил о своём решении поддержать «идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики». Он подчеркнул, что этот курс должен носить светский характер и что он не открывает двери учебных заведений клерикальным кругам [7].

Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования является духовно-нравственное воспитание личности. В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации еще в 2007 году подчеркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних десятилетий. Так, еще в декабре 2007г. в Федеральный закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения, согласно которым образование, в числе прочих задач, должно обеспечивать «формирование духовно- нравственной личности».

Также, с учетом большой роли Русской православной церкви в процессе историко - культурного развития и становления духовно - нравственного потенциала у молодого поколения в течение последних лет строится и развивается сотрудничество образования и науки с епархиальным управлением. Сегодня православие признается неотъемлемой частью духовной культуры России, воздействует на образование. Православные же традиции оказывают влияние и на культурно-нравственное воспитание в семье, где на первый план выступает формирование моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости. Одной из важнейших функций православного образования является мировоззренческая.

Религиозное православное сознание позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реального мира, его организации в сознании, в результате чего вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы, что составляет основные компоненты мировоззрения, то есть совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Православие формирует у человека особое отношение к природной и социальной среде, к окружающему миру, к православным представлениям, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений его духовного становления. В православной традиции речь идет о духовном образовании истинных знаний человека по мере подготовленности его к получению этих знаний, что и составляет его личностный рост [8].

Важное значение имеет связь между духовностью и нравственностью. В религиозном понимании эта связь неразделима, так как «в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии» [9]. В светском мировосприятии вполне возможно рассматривать духовность и нравственность как самостоятельные и вполне самодостаточные величины, хотя их взаимодействие подтверждается [10].

Таким образом, воспитание гражданина связано с духовно-нравственными основами жизни человека, воспитания любви к малой Родине, к Отечеству. Содержание образования должно опираться на российскую национальную идею, способной сплотить людей и на ее основе противостоять внешним и внутренним вызовам и угрозам.

Список использованной литературы:

1          Энциклопедический словарь русского библиографического института «ГРАНАТ» [Текст] / под ред. проф. Ю.С. Гамбарова, проф. В.Я. Железнова, проф. М.М. Ковалевского, проф. С.А. Муромцева, проф. К.А. Тимирязева. - М.: Изд-во русского библиографического института «ГРАНАТ», 1937. - Т. 11. - 738 с.

2          Матвиенко В. Право на детство [Текст] // Российская газета. - 2016. - 3 марта.

3          Лиханов А. Система образования против Конвенции ООН о правах ребенка[Текст] // Аргументы недели. - 2014. - №44.

4          Лиханов А. «Зыбь» детства[Текст] // Аргументы недели. - 2015. - №34.

5          Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

6          Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. - 2012. -     31 декабря.

7          Григоренко А.Ю. Подготовка учителя к духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=924

8          Зеньковский В.В. Основы христианской философии [Текст]. - М.: Изд-во «Канон», 1996. - 557 с.

9          Сушанский А.С. Духовно-нравственное воспитание в военно-учебных заведениях России XVIII – начала ХХ вв. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 14.06.2002 / Сушанский Артур Сергеевич. - М: Военный университет, 2002. - 306 с.

10     Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь[Текст] . - М.: АСАDЕМА, 2000. - 176 с.

 

Сведения об авторах:

Анисимова Ольга Евгеньевна – кандидат исторических наук, доцент,  ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Россия, г. Воронеж

Анисимов Владимир Петрович – преподаватель ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Россия, г. Воронеж

 

 

PRIORITY DIRECTION OF STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EDUCATION – SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Anisimov O.E.

Anisimov V.P.

Abstract. In article the question of the spiritual and moral education of the personality which is carried out in the course of socialization is considered. Consecutive expansion and strengthening of the valuable and semantic sphere of the personality, formation of ability of the person to estimate and to consciously build on the basis of traditional moral standards and moral ideals the attitude towards itself, people, society, state, the Fatherland, world in general.

Keywords: society, ways of behavior, spiritual and moral values, spiritual and moral education of the personality.

References:

1 . Enciklopedicheskij slovar' russkogo bibliograficheskogo in-stituta «GRANAT» [Tekst] / pod red. prof. YU.S. Gambarova, prof. V.YA. ZHeleznova, prof. M.M. Kovalevskogo, prof. S.A. Muromceva, prof. K.A. Timiryazeva. - M.: Izd-vo russkogo bibliograficheskogo instituta «GRANAT», 1937. - T. 11. - 738 s.

2.   Matvienko V. Pravo na detstvo [Tekst] // Rossijskaya gazeta. - 2016. - 3 marta.

3 . Lihanov A. Sistema obrazovaniya protiv Konvencii OON o pravah rebenka[Tekst] // Argumenty nedeli. - 2014. - №44.

4 . Lihanov A. «Zyb'» detstva[Tekst] // Argumenty nedeli. - 2015. - №34.

5 . Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.) s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2008 g. № 6-FKZ i ot 30 dekabrya 2008 g. № 7-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2009. - № 4. - St. 445.

6 . Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 29.07.2017) // Rossijskaya gazeta. - 2012. -     31 dekabrya.

7 . Grigorenko A.YU. Podgotovka uchitelya k duhovno-nravstvennomu razvitiyu i vospitaniyu uchashchihsya [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: URL: http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=924

8 . Zen'kovskij V.V. Osnovy hristianskoj filosofii [Tekst]. - M.: Izd-vo «Kanon», 1996. - 557 s.

9 Sushanskij A.S. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v voenno-uchebnyh zavedeniyah Rossii XVIII – nachala HKH vv. [Tekst]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01: zashchishchena 14.06.2002 / Sushanskij Artur Sergeevich. - M: Voennyj universitet, 2002. - 306 s.

10  Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskij slovar'[Tekst] . - M.: ASADЕMA, 2000. - 176 s.