ВОПРОСЫ
ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Эльперина Янина
Александровна
Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия»
г. Краснодар
Волкова Виктория
Владимировна
Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия»
г. Краснодар
Аннотация. Рост числа правонарушений в области финансов
актуализирует проблемы совершенствования законодательства в области
финансовых правоотношений и, как одного из направлений – оптимизации системы
профилактики. Противодействие
совершению правонарушений в сфере финансов, а также профилактическая работа в
данной сфере должны осуществляться на основе комплекса мероприятий социального,
юридического, финансового характера.
Ключевые слова: правоохранительные органы,
профилактика, профилактический учет, финансово-правовая норма, финансовое правонарушение, финансовые
правоотношения
Актуальность проблемы. В настоящее время отмечается рост числа правонарушений в финансовой сфере, что вызвано целым рядом политических, социальных, юридических, финансовых факторов развития Российской Федерации. Усугубляет ситуацию отсутствие стабильности и дисбаланс в экономике, проблемы социального характера: кризис потребительского рынка, инфляция, усиление неравенства в уровне жизни между отдельными слоями населения, снижение доходов у большинства населения, рост безработицы. Еще одной причиной увеличения количества правонарушений в области финансов является наличие противоречий между государством и частными экономическими структурами.
В этих условиях актуализируется проблемы оптимизации
законодательства в области финансовых правоотношений. Одним из направлений
совершенствования законодательства, регламентирующего административную
ответственность за нарушения финансово-правовой нормы является формирование
действенной системы предупреждения правонарушений. Работа в этом направлении
предусматривает, прежде всего, охрану государственных и социальных институтов
от нестабильности в области экономики, а также возможность полноценной и
стабильной деятельности финансовых структур.
Проблемы профилактики финансовых правонарушений. Как отмечает А.Ю. Ильин, профилактической работе в настоящее время уделяется недостаточно внимания, а значимость недооценивается [3, c. 3 – 6]. Отсутствуют действенные инструменты контроля за деятельностью работников правоохранительных органов по выявлению и раскрытию правонарушений, справедливостью и законностью принятия решений, функционирования системы административного производства.
А.Г. Головкина в этой связи отмечает, что для снижения числа правонарушений в Российской Федерации, ликвидации факторов, способствующих их совершению, важно разработать комплексную государственную систему профилактики правонарушений, в которую должны войти взаимосвязанные меры экономического, социально-политического, правового, организационного, характера и т.д. [2, c. 9].
Анализ законодательства в области профилактики правонарушений. 23 июня 2016 г. был введен в действие Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [1].
В
данном правовом акте впервые в отечественном законодательстве было представлено
легальное определение – профилактика правонарушений – комплекс мер социального, правового, организационного,
информационного и другого характера, имеющих общую цель по обнаружению и
устранению факторов, содействующих совершению правонарушений, а также оказывающих
воспитательного влияние на лиц для предупреждения совершения правонарушений или
противоправного поведения.
Важнейшей
новеллой закона выступило разграничение профилактики на общую и
индивидуальную (ст. 154) [1]. Целью общей профилактики является обнаружение и
ликвидация условий, содействующих совершению правонарушения, а также причин, вызывающих
совершение противоправных действий либо способствующих их более легкому совершению.
Кроме того в цели общей профилактики входит рост уровня юридической грамотности
и повышение степени правосознания населения.
Целью
же индивидуальной профилактики правонарушений выступает оказание
воспитательного влияния на лиц, названных в ч. 2 ст. 24 рассматриваемого закона
[1],
устранение причин, негативно воздействующих на их поведение, а также помощь
лицам, которые получили урон вследствие совершения правонарушений или могут быть
ему подвержены. Цели индивидуальной профилактики правонарушений могут быть
достигнуты путем применения особых мер предупреждения
правонарушений.
Кроме того в ст. 17 данного закона [1] установлены меры профилактического воздействия: профилактическая беседа; объявление официального предупреждения о непозволительности действий, способствующих совершению правонарушений; профилактический учет; внесение представления о ликвидации факторов, которые оказывают содействие совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, которым был нанесен ущерб совершенным правонарушением и/или которые подвержены риску получить подобный урон; юридическое просвещение и информирование.
Направления совершенствования законодательства в области профилактики правонарушений. Сам факт принятия нормативно-правового о профилактике правонарушений выступает значимым вкладом в систему превентивных мер, тем не менее, в законе имеются существенные недоработки.
Один из существенных пробелов, на наш взгляд, это отсутствие четкой терминологии и единообразия в применении терминов и словосочетаний. Так, например, требуют разъяснения такие понятия, как «специальные меры профилактики правонарушений», «правосознание граждан», «правовое просвещение», «правовое информирование» и др. Кроме того, нечетко прописаны основы реализации профилактики правонарушений. Как следует из нормы ч. 1 ст. 16 Федерального закона [1], профилактика правонарушений реализуется в случае существования социальных, экономических, юридических и других факторов, содействующих совершению правонарушений. Но каковы эти причины и условия в законе не сказано.
Не определены и конкретные меры превентивного воздействия, их содержание. На наш взгляд, необходим четкий перечень мер воздействия и субъектов профилактики. В противном случае система профилактики не будет эффективно действовать.
Вывод. Таким образом, дальнейшая работа по совершенствованию системы профилактики правонарушений в области финансовых правоотношений требует принятия следующих мер:
- формирование понятийного аппарата, четкое определение в законе таких понятий, как специальные меры профилактики правонарушений», «правосознание граждан», «правовое просвещение», «правовое информирование»;
- объединение усилий всех правоохранительных, налоговых и контролирующих органов в работе по профилактике нарушений финансовых норм;
- четкое определение мер и содержания профилактического воздействия;
- расширение правового информирования физических и юридических лиц об ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере.
Противодействие совершению
правонарушений в сфере финансов, а также профилактическая работа в данной сфере
должны осуществляться путем использования системы мероприятий социального,
юридического, финансового характера.
Список
использованной литературы:
1. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 26 (Часть I). – Ст. 3851.
2. Головкина А.Г. Государственная система профилактики правонарушений в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / А.Г. Головкина. – М., 2011. – 208 с.
3. Ильин А.Ю. Юридическая ответственность за финансовые правонарушения [Текст] / А.Ю. Ильин // Финансовое право. – 2015. – № 11. – С. 3 – 6.
Сведения об авторах:
Эльперина Янина Александровна – магистрант 1 курса Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар), e-mail: yani.el@inbox.ru
Волкова Виктория Владимировна – к.ю.н., доцент, доцент кафедры
административного и финансового права Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО
«Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар), e-mail: www.truba.ru@mail.ru