Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Эльперина Янина Александровна

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия»

г. Краснодар

Волкова Виктория Владимировна

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия»

г. Краснодар

 

Аннотация. Рост числа правонарушений в области финансов актуализирует проблемы совершенствования законодательства в области финансовых правоотношений и, как одного из направлений – оптимизации системы профилактики. Противодействие совершению правонарушений в сфере финансов, а также профилактическая работа в данной сфере должны осуществляться на основе комплекса мероприятий социального, юридического, финансового характера.

Ключевые слова: правоохранительные органы, профилактика, профилактический учет, финансово-правовая норма, финансовое правонарушение, финансовые правоотношения

Актуальность проблемы. В настоящее время отмечается рост числа правонарушений в финансовой сфере, что вызвано целым рядом политических, социальных, юридических, финансовых факторов развития Российской Федерации. Усугубляет ситуацию отсутствие стабильности и дисбаланс в экономике, проблемы социального характера: кризис потребительского рынка, инфляция, усиление неравенства в уровне жизни между отдельными слоями населения, снижение доходов у большинства населения, рост безработицы. Еще одной причиной увеличения количества правонарушений в области финансов является наличие противоречий между государством и частными экономическими структурами.

В этих условиях актуализируется проблемы оптимизации законодательства в области финансовых правоотношений. Одним из направлений совершенствования законодательства, регламентирующего административную ответственность за нарушения финансово-правовой нормы является формирование действенной системы предупреждения правонарушений. Работа в этом направлении предусматривает, прежде всего, охрану государственных и социальных институтов от нестабильности в области экономики, а также возможность полноценной и стабильной деятельности финансовых структур.

Проблемы профилактики финансовых правонарушений. Как отмечает А.Ю. Ильин, профилактической работе в настоящее время уделяется недостаточно внимания, а значимость недооценивается [3, c. 3 – 6]. Отсутствуют действенные инструменты контроля за деятельностью работников правоохранительных органов по выявлению и раскрытию правонарушений, справедливостью и законностью принятия решений, функционирования системы административного производства.

А.Г. Головкина в этой связи отмечает, что для снижения числа правонарушений в Российской Федерации, ликвидации факторов, способствующих их совершению, важно разработать комплексную государственную систему профилактики правонарушений, в которую должны войти взаимосвязанные меры экономического, социально-политического, правового, организационного, характера и т.д. [2, c. 9]. 

Анализ законодательства в области профилактики правонарушений. 23 июня 2016 г. был введен в действие Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [1].

В данном правовом акте впервые в отечественном законодательстве было представлено легальное определение – профилактика правонарушений – комплекс  мер социального, правового, организационного, информационного и другого характера, имеющих общую цель по обнаружению и устранению факторов, содействующих совершению правонарушений, а также оказывающих воспитательного влияние на лиц для предупреждения совершения правонарушений или противоправного поведения.

Важнейшей новеллой закона выступило разграничение профилактики на общую и индивидуальную (ст. 154) [1]. Целью общей профилактики является обнаружение и ликвидация условий, содействующих совершению правонарушения, а также причин, вызывающих совершение противоправных действий либо способствующих их более легкому совершению. Кроме того в цели общей профилактики входит рост уровня юридической грамотности и повышение степени правосознания населения.

Целью же индивидуальной профилактики правонарушений выступает оказание воспитательного влияния на лиц, названных в ч. 2 ст. 24 рассматриваемого закона [1], устранение причин, негативно воздействующих на их поведение, а также помощь лицам, которые получили урон вследствие совершения правонарушений или могут быть ему подвержены. Цели индивидуальной профилактики правонарушений могут быть достигнуты путем применения  особых мер предупреждения правонарушений.

Кроме того в ст. 17 данного закона [1] установлены меры профилактического воздействия: профилактическая беседа; объявление официального предупреждения о непозволительности действий, способствующих совершению правонарушений; профилактический учет; внесение представления о ликвидации факторов, которые оказывают содействие совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, которым был нанесен ущерб совершенным правонарушением и/или которые подвержены риску получить подобный урон; юридическое просвещение и информирование.

Направления совершенствования законодательства в области профилактики правонарушений.  Сам факт принятия нормативно-правового о профилактике правонарушений выступает значимым вкладом в систему превентивных мер, тем не менее, в законе имеются существенные недоработки.

Один из существенных пробелов, на наш взгляд, это отсутствие четкой терминологии и единообразия в применении терминов и словосочетаний. Так, например, требуют разъяснения такие понятия, как «специальные меры профилактики правонарушений», «правосознание граждан», «правовое просвещение», «правовое информирование» и др. Кроме того, нечетко прописаны основы реализации профилактики правонарушений. Как следует из нормы ч. 1 ст. 16 Федерального закона [1], профилактика правонарушений реализуется в случае существования социальных, экономических, юридических и других факторов, содействующих совершению правонарушений. Но каковы эти причины и условия в законе не сказано.

Не определены и конкретные меры превентивного воздействия, их содержание. На наш взгляд, необходим четкий перечень мер воздействия и субъектов профилактики. В противном случае система профилактики не будет эффективно действовать.

Вывод. Таким образом, дальнейшая работа по совершенствованию системы профилактики правонарушений в области финансовых правоотношений требует принятия следующих мер:

-     формирование понятийного аппарата, четкое определение в законе таких понятий, как специальные меры профилактики правонарушений», «правосознание граждан», «правовое просвещение», «правовое информирование»;

-     объединение усилий всех правоохранительных, налоговых и контролирующих органов в работе по профилактике нарушений финансовых норм;

-     четкое определение мер и содержания профилактического воздействия;

-     расширение правового информирования физических и юридических лиц об ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере.

Противодействие совершению правонарушений в сфере финансов, а также профилактическая работа в данной сфере должны осуществляться путем использования системы мероприятий социального, юридического, финансового характера.

Список использованной литературы:

1.   Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2016. № 26 (Часть I). Ст. 3851.

2.   Головкина А.Г. Государственная система профилактики правонарушений в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / А.Г. Головкина. – М., 2011.  – 208 с.

3.   Ильин А.Ю. Юридическая ответственность за финансовые правонарушения [Текст] / А.Ю. Ильин // Финансовое право. – 2015. – № 11. – С. 3 – 6.

Сведения об авторах:

Эльперина Янина Александровна – магистрант 1 курса Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар), e-mail: yani.el@inbox.ru

Волкова Виктория Владимировнак.ю.н., доцент, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар), e-mail: www.truba.ru@mail.ru