Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ЦИФРОВИЗАЦИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Пыльнева Татьяна Григорьевна

профессор кафедры экономики, д.э.н

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный

технический университет»,

г.Липецк, Россия 

Тонких Татьяна Геннадьевна

студентка БИ-15

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный

технический университет»,

г. Липецк, Россия, tanyaTonkih@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость цифровой экономики, которая меняет процессы ведения бизнеса и проникает в разные сферы деятельности людей. Все это оказывает существенное влияние на экономику страны и способствует росту ВВП.  В ходе исследования были рассмотрены основные тенденции внедрения информационных технологий в банковской сфере, которые позволят улучшить взаимодействие с клиентами.

Ключевые слова: банковская сфера, цифровая экономика, цифровизация.

Повсеместное проникновение информационных технологий во все хозяйственные процессы оказывает сильное влияние на экономику. Происходит трансформация привычных способов ведения бизнеса, что позволяет оптимизировать хозяйственную деятельность. Распространенное использование информационных методов и технологий приводит к переходу на новый уровень экономики. Актуальность цифровой трансформации как на уровне бизнеса, так и на уровне страны в целом формирует интерес к проблемам и возможностям, рискам и выгодам [3].

Вначале необходимо определить, что означает термин «цифровая экономика». Впервые он был использован в 1995 г. американским специалистом по информатике Николасом Негропонте из Массачусетского института технологий (MIT). Правда, содержание этого понятия не было расшифровано. В Википедии дано следующее определение: «Цифровая экономика – экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях (электронные товары и сервисы). Таким образом, цифровая экономика – это экономическая деятельность, основанная на применении компьютерных и телекоммуникационных технологий. Ее существенной особенностью является то, что без использования вычислительной техники и сети Интернет предоставление услуг или производство продукции невозможно ли крайне нецелесообразно [4, с. 72].

Сейчас технологии дошли до того, что можно не вставая с дивана заказать товары и оплатить их покупку через онлайн магазины, это свидетельствует об эпохе цифровой экономики, в основе которой используются компьютерные технологии, Интернет-торговля, предоставление онлайн услуг, осуществление электронных платежей. Все это позволяет сэкономить время, связанное с походами по магазинам и деньги, поскольку товары в интернет-магазинах продаются по более низким ценам. Чтобы оформить документы не нужно стоять в длинных очередях, потому что это можно сделать через онлайн-сервис, доступный каждому человеку. Однако цифровая реальность имеет и слабые стороны: персональные данные могут быть под угрозой, поскольку все операции совершаются через интернет, а также возникает вероятность хищения денежных средств при оплате.

 Остановить переход на «цифру» невозможно, потому что это облегчает жизнь людей, становится выгодным для бизнеса. Цифровизация является базой для развития страны и оказывает существенное влияние на ее экономику [1].

Рисунок 1- Вклад цифровизации в экономический рост (накопленным итогом с 2017 по 2030 г.)

На рисунке 1 видно, что к 2030 году рост ВВП будет более чем наполовину связан с цифровизацией и обеспечен не только за счет развития индустрии информации, но и в результате повышения эффективности и конкурентоспособности других секторов экономики. Так, в целом за период с 2017 по 2030 годы вклад индустрии информации в рост ВВП составит почти 4%, а цифровизации секторов экономики – около 30%.

Цифровизация несёт существенный вызов бизнес-модели, в том числе и банкам, что позволит им эффективно реализовать свои задачи, связанные с постоянно изменяющимися потребностями клиентов, а также внедрение инноваций, способствующих поддержанию клиентской базы. Для того чтобы поддерживать инновационный ритм, банку необходимо использовать цифровые продукты, направляя все усилия на развитие цифровых технологий взаимодействия с клиентом и применение бесконтактных платежей.

На российском рынке насчитываются единицы цифровых банков, однако крупные банки готовы развиваться и двигаться в сторону цифровизации.  У многих имеется дистанционное банковское обслуживание, к которому относят интернет банк и мобильный банкинг. Предпосылками перехода к цифровой экономике стало открытие Тинькофф банка, который является единственным в России онлайн-банком и обслуживает более 7 млн. клиентов с помощью приложений и контактных центров.  

В рамках исследования Digital McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность» Олег Тиньков в своем интервью рассказал, что большинство пользователей в будущем перейдут на цифровые банковские услуги и традиционные отделения уйдут на второй план. Со временем малые и средние банки будут закрываться, потому что они не смогут инвестировать необходимые денежные средства на внедрение новых технологий, в результате чего, станут не конкурентоспособными [5, с. 21].

 Сбербанк также является одним из серьезных игроков в финансовой сфере, который активно внедряет информационные технологии. К 2020 году он планирует провести цифровизацию своих процессов за счет внедрения технологии удалённой биометрической идентификации граждан. Данный документ содержит микрочип с информацией о биометрических данных гражданина, фотографию, электронную подпись и изображение отпечатков пальцев. Владельцы таких документов дистанционно смогут регистрировать свой бизнес, получать какие-либо услуги, требующие электронной подписи, а также совершать иные юридические действия, не выходя из дома.

Рассмотрим подробно тенденции информационных технологий, которые позволят банкам стать на ступень выше:

1)       применение чат-ботов и виртуальных помощников. Это решение способно вести разговор с клиентами на любую тему, позволяет давать индивидуальные рекомендации и предложения, основываясь на информации в режиме реального времени.

По прогнозу Грефа (главы Сбербанка) буквально через 3-5 лет в банке «боты» возьмут на себя функции персональных финансовых советников, отвечающих на типовые вопросы клиентов банка. Как отмечал глава крупнейшего банка в прошлом году, уже сейчас 99% процентов кредитных решений по физическим лицам принимаются автоматически [2].

2)       применение биометрии в банковской сфере (технология аутентификации позволяет активно внедрять использование физических характеристик). Это могут быть отпечатки пальцев, распознавание лица, голоса, рисунок вен, радужная оболочка глаз. Биометрия является одним из важнейших шагов в направлении цифровой экономики.

Аналитики прогнозируют, что в ближайшие три года произойдёт цифровой скачок. Банки будущего предложат клиентам не только универсальные мобильные приложения и сайты, на которых можно проводить все операции, но и появятся новые продукты, такие как обмен валют через сайт и фиксация курса по онлайн заявке, чтобы к моменту приезда в банк клиент мог получить ту сумму, на которую рассчитывал изначально.

 Таким образом, основным фактором роста в банковском секторе является клиентоориентированность, которая связана с высоким уровнем обслуживания и своевременным предоставлением качественных услуг населению. Это позволяет автоматизировать процессы, что способствует снижению издержек трудовых ресурсов. Внедрение технологии чат-ботов позволяет уменьшить нагрузку на колл-центры. Однако цифровизация не всегда имеет положительные последствия. Постоянно увеличивающийся объем данных приводит к тому, что банки вынуждены тратить значительные средства на защиту информации о своих клиентах.

 Список использованной литературы:

1.                 Дранев Ю.Я. Вклад цифровизации в рост российской экономики [Электронный ресурс] / Ю.Я. Дранев, И.И. Кучин, М.А. Фадеев// Стат. исслед.- Москва, ВШЭ, 2018.- Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/221125086.html. (дата обращения: 13.10.2018).

2.                 Еремина Н. Мрачное будущее: как цифра уничтожит банки [Электронный ресурс] / Н. Еремина // электронная газета. - Москва, Газета.ru, 2018.- Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2018/01/18/11616902.shtml. (дата обращения: 13.10.2018).

3.                 Загеева Л. А. Цифровая экономика России в новом технологическом укладе [Текст] / Л. А. Загеева // Инновационная экономика и право.- 2018.- №10.- С. 28-30.

4.                   Сараев П.В. Цифровая экономика: по пути к персонализации [Текст] / П.В. Сараев //Новые подходы к региональному развитию: наука, экология, экономика: коллективная монография под общей ред. Т.Г. Пыльневой - Воронеж: РИТМ, 2018. - С. 72.

5.                 Цифровая экономика и ее основные характеристики [Текст]  / В. Клинцов, А. Аптекман, Е.Кузнецова, В. Калабин и др. // Цифровая Россия: новая реальность.-2017.- июль.- С. 21-31.

 

DIGITIZATION IN THE BANKING SECTOR

Pylneva T. G.

Professor, Department of Economics, doctor of Economics, Lipetsk University

Tonkikh T. G.

Student of Bi-15, lstu

Lipetsk, Russia, tanyaTonkih@yandex.ru

Abstract. The article discusses the importance of the digital economy, which changes the processes of doing business and penetrates into different spheres of human activity. All this has a significant impact on the country's economy and contributes to GDP growth.  During the study, the main trends in the introduction of information technologies in the banking sector, which will improve interaction with customers, were considered.

Keywords: banking, digital economy, digitalization.