Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


УДК 330.8

ФОРСИРОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В НОВЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Котенёв  Ярослав Владиславович

 ФГБОУ ВО «Липецкий государственный

технический университет»,

г.Липецк, Россия

Пыльнева  Татьяна Григорьевна

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный

технический университет»,

г.Липецк, Россия

 

Аннотация. Новая модель экономического развития российской экономики в первую очередь должна базироваться на политики форсированных инвестиций. В статье анализируются основные направления новой экономической политики, рассматриваются этапы преодоления рецессии и стагфляции. Сформулированы предложения по повышению уровня и качества жизни в России.

Ключевые слова: проектное финансирование, форсированная инвестиция, инвестиция, рыночный путь развития, социальная сфера.

Бесспорно, то что любая значимая инновация не может возникнуть за счет текущих затрат. Она является следствием инвестиций, нередко сначала венчурных, а затем и производственных. Основная часть инновационных сдвигов генерируется в процессах деятельности людей, предшествующей массовому производству, в сферах, где «технологическая последовательность» формируется не логикой машин, как в массовом производстве, а по законам и стимулам творческого процесса. Роль материальных факторов становится все более опосредованной, зависимой от органически включенного в народнохозяйственную структуру организационного, научного и технического созидания.

Основные направления новой экономической политики были подробно обоснованы в Концепции социально-экономического развития страны “2020” [1]. Наиболее важные позиции содержаться в экономической политике и состоят, в первую очередь, в переходе к политике форсированных инвестиций.

Основные вложения должны быть направлены на реализацию технологического обновления, развития высокотехнологических отраслей, создание современной транспортной инфраструктуры, удвоение жилищного строительства. Важным стимулирующим средством инвестиций при осуществлении крупных инвестиционных объектов является проектное финансирование, смысл которого заключается в предоставлении денежных средств под проект, а не под залог имущества.

Но по результатам анализа сложившейся ситуации в российской экономике можно судить о том, что данное предложение так и не было реализована ввиду высоких бюрократических барьеров.

По нашему мнению, переход к политики форсированных инвестиций, подкрепленных стимулированием экономического роста, на сегодняшний момент является одним из важнейших инструментов развития страны.

При этом необходимо отметить, что условием перехода к данной политике является осуществление программы по постепенному сокращению ключевой ставки ЦБ РФ. Уменьшение данного показателя позволит увеличить доступность кредитных ресурсов для бизнеса, в первую очередь для малого, что положительно повлияет на осуществление вложений в реальный сектор российской экономике.

Другим условием осуществления данной политики является перевод экономики страны с преимущественно государственного на рыночный путь развития, и приватизировать часть государственных предприятий не выполняющих своих функций, а только занимаются самообогащением на базе коммерческой деятельности. Если сегодня около 68% ВВП производится организациям бюджетной сферы и государственными компаниями, то на первом этапе долю можно снизить до 55%, а на втором этапе до 45%, при сокращении доли госбюджета и соответствующих фондов в ВВП с 35% до 30%.

Расширение частного сектора следовало осуществлять вместе с ограничением деятельности монополистических организаций и развитием рыночной конкуренции. Если изменить бюджетную систему, когда государственные расходы, нацеленные на реализацию определенных показателей, будут определяться правительством.

Также в федеральном бюджете отдельной статьей должен быть выделен бюджет развития, расходы которого не более чем на 3% от ВВП должны превышать доходы. Дефицит бюджета планируется покрытием выпуска Федеральным казначейством долгосрочных ценных бумаг. Источником половины инвестиций будет инвестиционный кредит, который выдают на началах возврата и самоокупаемости. Выделение бюджета на инвестиции безвозвратных государственных средств, которые являются источником коррупции должны свести к минимуму. Возмещение средств будет в том числе в виде государственно-частного партнерства, чтобы оправдать направленность инвестиций.  Используя опыт Германии, Канады и США со временем можно перейти на губернаторскую структуру с 20-25 регионами и учитывать их самоокупаемость, самоуправление и самофинансирование.

Рассмотрим этапы преодоления рецессии и стагфляции.

Первый этап рассчитан до 2019-2021 гг. За данный период темпы экономического развития должны достигнуть 3% устойчивого роста ВВП за счет внутригосударственных источников и 4% ВВП до 2021 года. Основной акцент необходимо сделать на социальной сфере, в частности увеличить реальную заработную плату, расходы на образование и здравоохранение. Иными словами, наиболее значимыми вложениями должны стать инвестиции в человеческий капитал. При этом особое внимание необходимо уделить сокращению процента бедности среди трудоспособного населения и пенсионеров за счет изменения величины прожиточного минимума и минимальной заработной платы.

Второй этап осуществляется за 4 года, продолжая наращивать инвестиции и доведя их долю в ВВП 35% к 2025 году. Среднегодовые темпы социально-экономического развития будут составлять 5% в среднем в год, это позволит в данном периоде перейти к массивным социальным преобразованиям.

Важной частью программы является повышение благосостояния бедных слоев населения по всем показателям, в частности рост заработной платы и трудовой квалификации, увеличение льгот на содержание детей в школах и детских садах и переходу к бесплатному питанию. Это повлияет на сокращении разницы между богатыми и бедными с 12 до 8 раз, что в конечном итоге соответствует стандартам Европейского союза.  

На третьем этапе в качестве социальной проблемы стоит выделить жилищно-коммунальные хозяйства.

Таким образом, основным инструментом новой модели экономического развития России должна стать политика формированных инвестиций, основной целью которой является не только развитие страны, а увеличение уровня и качества жизни населения, сокращения разрыва между богатыми и бедными, уменьшение социальной напряженности в обществе [2].

Список использованной литературы:

1.  О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. (дата обращения: 16.12.2018).

2. Аганбегян А. Г. Новая модель экономического роста России [Электронный ресурс]/А.Г. Аганбегян // Управленческое консультирование. - 2017. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-model-ekonomicheskogo-rosta-rossii. (дата обращения: 16.12.2018).

Сведения об авторах:

Котенёв Ярослав Владиславович – магистрант «Липецкого государственного технического университета», e-mail: yaroslavkotenyov@Gmail.com

Пыльнева Татьяна Григорьевна ­доктор экономических наук «Липецкого государственного технического университета» e-mail: Pylneva_tatyana@mail.ru

FORCED INVESTMENTS INTO NEW MODELS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

Kotenyov Y.V.

Pylneva T.G.

Abstract. The new model of economic development of the Russian economy should first be based on the policy of forced investment. The article analyzes the main directions of the new economic policy, examines the stages of overcoming recession and stagflation. Formulated proposals to improve the level and quality of life in Russia.

Keywords: project financing, forced investment, investment, market development, social sphere.

References:

1. On the Concept of the long-term social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [Electronic resource]: Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 N 1662-p (as amended on 09.28.2018) // Reference legal system “Consultant Plus”. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. (date accessed: 16.12.2018)

2. Aganbegyan A. G. New model of economic growth in Russia [Electronic resource] / A.G. Aganbegyan // administrative consulting. - 2017. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-model-ekonomicheskogo-rosta-rossii. (date accessed: 16.12.2018)