Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ФАКТОРЫ РИСКА В УПРАВЛЕНИИ ВЫСТАВОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Хаматшина Эльза Зульфатовна

Студентка магистратуры,

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный

технический университет»,

Россия, г. Уфа

 

Аннотация. В статье представлены факторы риска, которые могут возникнуть в управлении выставочной деятельностью промышленных предприятий, производится выявление перечня приоритетных рисков, рассчитывается вероятности наступления рисков.

Ключевые слова: риски, выставка, выставочная деятельность, планирование, эффективность, классификация рисков.

 

Выставочная деятельность – это один из ключевых инструментов, позволяющих предприятиям продвигать свою продукцию на рынке, поддерживать деловое общение с партнерами, быть в курсе новейших тенденций в своей профессиональной отрасли [4]. Планирование выставочной деятельности промышленного предприятия необходимо для определения факторов достижения стратегических целей, ответа на вопросы о том, как можно достичь желаемого целевого  состояния, а также учета факторов риска, которые способны негативно влиять на достижение поставленных целей или препятствовать их выполнению. В процессе планирования выставки необходимо осуществлять учет воздействия как внутренней, так и внешней среды, для которой свойственна динамичность.

В настоящее время  все организационные изменения, маркетинговая политика предприятий, программы продвижения продукции, обусловлены стохастическими условиями внешней среды, влекущими нарастание экономических рисков и неопределенности, и связаны с определением стратегии бизнеса, устойчивым развитием [2, с. 226]. Выставочную деятельность сложно назвать деятельностью с высоким уровнем риска. Действительно, и организация выставок, и участие в выставках в качестве экспонента не относятся к категории сверхрисковых видов экономической деятельности, такие как, например, торговля на фондовом рынке, инвестирование капитала в развивающиеся предприятия или проведение биржевых операций. Благодаря высокому уровню рыночной неопределенности, уровень риска выставочной деятельности продолжает расти. Так, для большей части экспонентов достаточно не легко точно оценить экономический эффект от участия в конкретном выставочном мероприятии. Анализ рисков является важным этапом в управлении выставочной деятельностью промышленного предприятия. Главной целью анализа рисков является детальное изучение имеющихся рисков, рассмотрение вероятности и факторов наступления рисковых событий и их последствий. Фактор риска – это свойство, которое подразумевает угрозу недостижения выполнения поставленных задач в процессе реализации выставки. Оценка последствий этого недостижения и будет являться показателем влияния рискового события на реализацию плана уже самого промышленного предприятия.

Эффективность управления рисками выставочного мероприятия обуславливается точностью и полнотой классификации данных рисков. Рекомендуется классифицировать риски в зависимости от уровня их приоритетности. В целом, распределение рисков выставочного проекта по уровню значимости необходимо для определения наиболее значимых мероприятий с целью минимизации их негативного влияния.

Факторы риска в управлении выставочной деятельности можно рассматривать как с точки зрения организатора выставки, так и со стороны экспонентов.

Схема анализа рисков выставочной деятельности на примере промышленных предприятий относительно организатора выставки состоит из трех основных мероприятий:

1. Выявление внутренних факторов риска, способствующих наступлению рискового события. Данная задача реализуется путем определения внутренних источников риска, слабых сторон. К таковым можно отнести организацию выставки, управление выставкой, квалифицированность персонала и т.п.

2. Раскрытие внешних факторов риска, препятствующих наступлению желаемого события. Данная задача реализуется путем выявления внешних угроз самого факта проведения и организации выставки (конкуренция среди организаторов выставок, спрос на организацию выставок, реклама и др.)

Главными задачами выше перечисленных этапов являются определение, систематизирование и описание всех возможных источников риска и факторов наступления рисковых событий.

3. Оценивание  значимости рисков при реализации выставочного мероприятия.

Если анализировать факторы риска в управлении выставочной деятельностью с точки зрения экспонента, то здесь будет не так легко их определить и учесть, но вполне возможно учесть основной перечень рисков по результатам воздействия на общую картину, которая представится в перспективе как коммерческий успех или фиаско.

Возможности осуществления тех или иных рисков различны, так же как и последствия, которые они влекут за собой в виде коммерческих убытков. В процессе анализа рисков, с точки зрения влияния на достижение поставленных целей выставочного проекта, принято выделять три группы рисков по приоритетам [3]. Каждой группе риска присваивается коэффициент приоритета.

К группе рисков первого приоритета относятся риски, связанные с планированием участия промышленного предприятия в выставочном мероприятии (весовой коэффициент Q – 3,0).

К группе рисков второго приоритета присущи риски, связанные с подготовкой к участию в выставочном мероприятии (весовой коэффициент – 2,0).

И к группе рисков третьего приоритета можно отнести риски, связанные с выполнением работы предприятия-экспонента в процессе реализации выставки (весовой коэффициент – 1,0).

В таблице 1 приведены перечни рисков с характеристикой.

Таблица 1 – Риски, возникающие в ходе реализации выставки

Приоритет риска

Риск

Характеристика

Риски первого приоритета (сбор, анализ данных о предстоящей выставке. На данном этапе закладываются основы для прогнозирования эффективности всего проекта)

Несовпадение темы выставки и целей

В результате недостаточного изучения выбранного выставочного мероприятия предприятие ошибочно определяет потенциал выставки с точки зрения выполнения установленной цели

Неизвестное и труднодоступное место проведения выставки

Если в выставке участвуют предприятия мирового уровня, целесообразно проводить мероприятие на общедоступной нейтральной территории, если же выставка в пределах страны, то следует выбрать известное и выгодное место для проведения выставки в пределах данной страны

Малая заинтересованность целевой аудитории «средней» фирмой в результате участия в выставке фирм-лидеров

Из-за неверного определения фирмой-экспонентом своей конкурентоспособности, с точки зрения потенциального спроса на представляемые товары, наблюдается явное превосходство на выставке ведущих фирм,  в то время как наиболее слабая фирма остается в тени

Неверные выводы о количестве и качественного состава целевой аудитории

В результате неполного проведения анализа посещаемости выставок за предыдущие годы, складывается неверная характеристика о количестве и составе аудитории

Искаженное понимание требований и условий участия

В связи с недостаточностью информации о площадях, размерах стендов, стоимости, технической инфраструктуре, регламенте проведения выставки экспоненты могут столкнуться с некоторыми неудобствами, которые могут препятствовать успешному развитию выставочного мероприятия

Неудачное время проведения выставки

Возможно наложение мероприятий, например как прохождение более масштабной выставки, которая обращает все внимание СМИ на себя, или же время проведения выставки совпадает с праздниками

Перенос сроков выставки

В связи с переносом даты, на выставку может не явиться большая часть аудитории, также могут появиться дополнительные расходы

Риски второго порядка (риски, возникающие в результате проведения некачественных организационных и подготовительных работ)

Некорректное изучение группы посетителей

Привлекать потенциальных клиентов на стенд нужно не только фирме-организатору выставки, но и самой фирме – экспоненту с целью повышения эффективности выставочного мероприятия

Неверные цели рекламной кампании

Рекламные акции направлены не на ту целевую аудиторию, которая бы интересовала фирму – экспонента

Неверный способ рекламирования

Способы коммуникации не в силах привлечь внимание интересующей аудитории

Недостаток или избыточность рекламы

Частая и навязчивая реклама снижает интерес целевой аудитории, недостаток же – повышает вероятность того, что целевая аудитория не заметит или проигнорирует рекламируемое мероприятие

Несоответствие запланированных расходов фактическим

Превышение запланированного бюджета на организацию выставочного мероприятия  или удорожание заказа может привести к вынужденному отказу от участия в выставке

Непродуманное планирование этапов работ и неверное расценивание длительности этапов

Отсутствие системы планирования, нарушение временных границ этапов предполагает низкую эффективность мероприятия

Риски третьего приоритета (риски, возникающие во время оформления экспозиции, проявляющиеся в процессе привлечения и обслуживания посетителей в момент прохождения выставки)

Неправильное определение целей и стандартов выполнения работ проекта

Сотрудники фирмы-экспонента получают мало информации до открытия самой выставки, не знают сути мероприятия

Низкоквалифицированный персонал и неопытность в выставочной деятельности

Персонал слабо разбирается в том, как нужно представить свой продукт, не в силах объяснить его особенности и достоинства перед продукцией конкурентов. Завести разговор с потенциальным покупателем  является сложным, т.к. к каждому клиенту необходим индивидуальный подход

Неверное определение количества персонала, работающего на стенде

Если неверно рассчитать количество обслуживающего персонала, то потенциальные клиенты могут остаться без внимания и уйти к конкурентам

Неверное определения размеров выставочного стенда и неудачное расположение экспонатов

Непропорциональность собственного выставочного стенда по сравнению со стендами конкурентов может рассматриваться посетителями как неравнозначность сил,  а неудачное расположение экспонатов может не заострить внимания посетителей на экспонируемой продукции

Неправильное оформление и освещение

Не заинтересовав внешним видом экспозиции, экспонент рискует остаться без внимания потенциальных клиентов

Установить вес риска группы наименьшего приоритета можно по формуле:

                         
 ,                                                     (1)

где – количество групп рисков;

– величина отношения весового коэффициента первого приоритета к последнему.

Удельный вес остальных групп рисков определяется по формуле 2:

                                                (2)

где – номер группы рисков.

Вес каждой группы риска устанавливается в диапазоне от 0 до 1 при выполнении условия, что


                                                      (3)

Также можно определить вероятность наступления событий, относящихся к каждому риску. Оценивается степень влияния каждого риска на конечный результат в пределах от 0 до 100. Исходя из выставленных оценок, рассчитывается удельный вес рисков:


                                                            (4)

где Мj – количество рисков одной группы.

Итоговая оценка выставочного проекта рассчитывается суммированием весовых коэффициентов рисков на значение их оценок:

                                                 (5)

В результате оценки рисков выставочного мероприятия, экспонент может выявить перечень приоритетных рисков, список рисков для дополнительного анализа, информацию о вероятности наступления рисковых событий.

Выставочная деятельность нацелена не только на стимулирование продаж, но и на решение задач популяризации, просвещения, обучения, формирования и поддержания имиджа предприятий. Чтобы сформировать положительное мнение у посетителей выставки, необходим профессиональный организатор-коммуникатор, который способен донести до целевой аудитории сообщение о содержании мероприятия, сформировать позитивное отношение к демонстрируемой продукции. Понятный положительный имидж – одно из условий обеспечения доверия в рыночных коммуникациях, важнейшими факторами которого выступают авторитетность коммуникатора, его профессионализм, открытость, надежность и динамизм [1, с. 350]

Таким образом, комплексный анализ рисков является ключевым этапом в принятии решения об участии в выставке в качестве экспонента либо организатора выставки.

Список использованной литературы:

1.                 Амирханова Л.Р. Междисциплинарная концептуализация и методика экономической оценки доверия между субъектами рыночных отношений / Л.Р. Амирханова, Е.Ю. Бикметов // Евразийский юридический журнал. – 2017. – № 1 (104). – С. 349–352.

2.                 Бикметов Е.Ю. Методология исследования характера и факторов организационных изменений / Е.Ю. Бикметов, Л.Р. Амирханова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2018. – № 3. – С. 225–239.

3.                 Гусев Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом: учебно-методическое пособие / Э.Б. Гусев, В.А. Прокудин, А.Г. Салащенко. М.: Дашков и К, 2004. – 516 с.

4.                 Экспоцентр [Электронный ресурс]. – URL: http://www.expocentr.ru/ru/articles-of-exhibitions/vystavochnaya-deyatelnost/ (дата обращения: 13.02.2019).

Сведения об авторе:

Хаматшина Эльза Зульфатовна – студентка  магистратуры, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Россия, г. Уфа

RISK FACTORS IN EXHIBITION MANAGEMENT ACTIVITY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Khamatshina E.Z.

Abstract.  The article presents the risk factors that may arise in the management of exhibition activities of industrial enterprises, identifies a list of priority risks, calculates the probability of occurrence of risks.

Keywords: risks, exhibition, exhibition activity, planning, efficiency, risk classification.

References:

1.                 Amirkhanova L.R. Interdisciplinary conceptualization and methods of economic evaluation of trust between market actors / L.R. Amirkhanova, E.Y. Bikmetov // Eurasian legal journal. - 2017. - № 1 (104). - p. 349-352.

2.                 Bikmetov E.Y. Methodology for studying the nature and factors of organizational change / E.Yu. Bikmetov, L.R. Amirkhanova // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences. - 2018. - № 3. - p. 225–239.

3.                 Gusev E. B. Exhibition activities in Russia and abroad: teaching aid / E.B. Gusev, V.A. Prokudin, A.G. Salashchenko. - M .: Dashkov and K, 2004. - 516 p.

4.                 Expocentre [Electronic resource]. - Access mode: http://www.expocentr.ru/ru/articles-of-exhibitions/vystavochnaya-deyatelnost/ (access date: 13.02.2019).