Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И SMART-ТЕХНОЛОГИИ

Котова Ирина Александровна

Аспирант  кафедры управления социально-экономическими

 системами и бизнес процессами

Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье представлена характеристика smart-образования. Раскрыто значение IT-технологий в развитии современного социума и определены ведущие принципы smart-образования.

Ключевые слова: образование, smart-технологии, принципы smart-образования.

Одним из факторов роста экономики любой страны является капитал, что обуславливает значимость сферы образовательных услуг, являющейся основой развития интеллектуального потенциала человеческого капитала.

Характеризуя современный социум и состояние экономики следует отметить:

- значимость информационных технологий в жизни общества;

- рост количества людей, привлеченных в сектор информационных услуг;

- возникновение электронных средств массовой информации, потеснивших традиционные СМИ;

- основным продуктом производства становятся знания и информация;

- появление и развитие цифровых рынков.

Последние десятилетия прошлого века можно по праву считать началом эволюции информационных технологий и как следствие появлением «digital-поколения», для которого устройства на основе новейших технологий стали составной частью жизненного пространства.

Разработка, внедрение и эксплуатация  актуальных технологий в различных сферах жизнедеятельности способствует формированию smart-общества, которое будет использовать достижения  всеобъемлющей информатизации для роста экономики, совершенствования образовательной системы.

В настоящее время человек уже не может воспроизводить приобретаемые все в больших масштабах новые знания без применения информационных технологий, поэтому многие государства нацелены на  развитие smart-образования.

В целом понятие «смарт» подразумевает качество системы, которое возникает в процессе взаимосвязи с окружающим миром и способствует моментальному реагированию на его изменения, привыкания к новым условиям, саморазвитию и достижению результативности.

Модель современного общества (smart-общества) предполагает использование передовых информационных систем для создания благоустроенной среды.

Соответственно для достижения хорошего качества образования целесообразно развитие современного образования на базе smart-технологий.

В качестве предпосылок smart-образования можно выделить:

- технологические факторы, способствующие внедрению актуальных средств и технологий в образовательной среде;

- социальные факторы, основанные на потребности общества в новом качестве образовательных услуг;

- экономические факторы, влияющие на развитие макроэкономики.

Применительно к образовательному процессу понятие smart может видоизменяться от использования всевозможных гаджетов, способствующих доставке знаний обучающимся до создания виртуальной среды обучения, инструментом формирования которой служат смарт-технологии [1].

Таким образом, smart-образование является системой, которая на основе сети Интернет, способствует созданию связи между окружающей средой и процессом обучения с целью формирования у обучающихся базовых знаний и профессиональных навыков.

Безусловно предпосылками формирования интегрированной электронной образовательной среды являются интенсивность развития smart-технологий и уровень их проникновения в повседневную жизнь общества, а также способность образовательной системы быстро реагировать на происходящие информационные изменения.

Как говорилось выше, главная причина использования и внедрения smart-образования - это необходимость развития существующей структуры образования в соответствии с новыми требованиями smart-экономики и smart-общества.

Smart-образование способно дать толчок формированию знаний, развитию навыков, необходимых для результативной взаимосвязи с постоянно изменяющейся технологической, экономической и социальной средой.

Основные принципы смарт-образования отражены в таблице 1 [2].

Таблица 1 – Основные принципы смарт-образования

Принцип

Характеристика

 

непрерывная актуализация информации

учебные ресурсы необходимо пополнять сведениями, поступающими по мере их актуализации, для подготовки обучающихся к работе в реальных условиях, а не на учебных моделях

 

индивидуализация обучения 

развитие IT-технологий значительно расширяет образовательную сферу, задачей университета при этом является обеспечение образовательной услуги в соответствии с потребностями и возможностями студента

 

организация самостоятельной исследовательской, а также проектной деятельности

значимость индивидуального обучения обусловлена потребностью в творческих и саморазвивающихся личностях, способных реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности

привлечение представителей профессиональных сообществ

потенциальные работодатели должны выступать в роли активного участника образовательного процесса, а не только как заказчики на подготовку специалистов; обучающимся при этом дается возможность принять участие в деятельности профессиональных сообществ

 

многообразие образовательной деятельности

подразумевает обучение студентов с различными возможностями здоровья, материальным положением и другими условиями

 

 

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что smart-образование способно обеспечить подготовку специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и практическими навыками, что важно в существующих условиях развития экономики, общества и технологий.

Таким образом, smart-образование имеет большой потенциал для повышения эффективности современного образования.

Список использованной литературы:

1.                 Днепровская Н.В. Понятийные основы концепции смарт-образования / Н.В. Днепровская, Е.А. Янковская, И.В. Шевцова // Открытое образование.  - 2015. - №6.- С. 43-51.

2.                 Новый подход в образовании: технология обучения и развития Smart Еducation [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://multiurok.ru/files/novyi-podkhod-v-obrazovanii-tiekhnologhiia-obuchie.html  (дата обращения: 31.01.2019).

Сведения об авторе:

Котова Ирина Александровна - аспирант  кафедры «Управление социально-экономическими  системами и бизнес процессами», Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, г. Воронеж

 

MODERN EDUCATION AND SMART TECHNOLOGY

Kotova I.A.

Abstract. The article presents the characteristics of smart education. The importance of IT-technologies in the development of modern society is revealed and the leading principles of smart education are defined.
Keywords: education, smart-technology, principles of smart-education.

References:

1.  Dneprovskaya N.V.  Conceptual bases of the .concept of smart education / N. V. Dneprovskaya, E. A. Yankovskaya, I.V. Shevtsova // Open education.  2015. -№ 6. P. 43-51.

2. A new approach in education: the technology of learning and development of Smart Education [Electronic resource]. - Access mode:   https://multiurok.ru/files/novyi-podkhod-v-obrazovanii-tiekhnologhiia-obuchie.html (access date: 31.01.2019).