Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СУЩНОСТИ И ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Жегульский Алексей Сергеевич

ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ

Толстых Александр Александрович

ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ

 

Аннотация. В статье рассматриваются разнообразные трактовки понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоспособность предприятия», известные в отечественной научной литературе. Сделан вывод о том, что конкурентоспособность существует как присутствии, так и в отсутствии конкуренции, однако оценивается разными способами.

Ключевые слова: рынок, конкуренция, конкурентоспособность, экономический субъект, эффективность.

Актуальность проблемы. Рынок как система устройства экономики практически непредставим без конкуренции, причем такие факторы, как усложнение бизнеса, научно-технический прогресс, расширяющий как ассортимент предлагаемых товаров и услуг, так и технологии их производства, глобализация делают экономическое соперничество всё более интенсивным.

Хотя конкурентоспособность является внутренним свойством экономического субъекта и существует вне зависимости от ее практической реализации, потребность в ее развитии, а также оценке нарастает именно по мере усиления конкурентной борьбы.

Дискуссия. Термин «конкурентоспособность» широко используется как в научной и учебной литературе по экономике, так и широкими кругами общественности вплоть до обывательского уровня. Однако, несмотря на это и на пристальное внимание ученых экономистов к данному вопросу, единого общепризнанного определения указанной категории не выработано до сих пор. Более того, в публикуемых и защищаемых в диссертациях трактовках различаются не отдельные детали, а зачастую – сам подход к изучению проблемы формирования, оценки и повышения конкурентоспособности, а также ее субъект-носитель.

Так, рассматриваются конкурентоспособность товара, организации, территории, индивида и т.п. Но даже относительно любого из этих субъектов, обладающих конкурентоспособностью, это явление по-разному осознается и исследуется с разных точек зрения. Например, в отечественной экономической литературе можно встретить целый ряд трактовок термина «конкурентоспособность предприятия»:

1. Понимание, предполагающее тесную и неразрывную связь между конкурентоспособностью предприятия и производимой им продукции: чем лучше и желаннее для потребителя продукция, тем увереннее чувствует себя на рынке ее продавец.

2. Конкурентоспособность как устойчивость субъекта перед лицом изменений, его адаптационные способности наряду с умением выявлять в окружающей среде так называемые «слабые сигналы», в качестве реакции на которые проявляется гибкость и изменчивость.

3. Конкурентоспособность как бизнеса создавать прибыль на инвестированный капитал: не ниже целевого значения либо выше, чем другие предприятия; в краткосрочной или в долгосрочной перспективе.

4. Эффективное использование всех видов потенциала предприятия как основное условие и производства конкурентоспособной продукции, и одновременно достижения желательных финансовых и инвестиционных результатов.

5. Наличие преимуществ у фирмы по сравнению с другими компаниями внутри данной отрасли или на данном рынке, причем трактуемое в самом широком смысле.

6. Присутствие как реальных возможностей, так и пока неиспользуемого потенциала у компании по созданию, изготовлению и реализации продукта с более привлекательными, чем у соперников, характеристиками и на более выгодных, чем у них, условиях.

7. Способность действовать на любых рынках на равных или лучше, эффективнее других участников.

8. Общий уровень эффективности использования всех видов экономических ресурсов, более высокий, чем у других экономических субъектов.

Представленные определения конкурентоспособности предприятия содержат крайне разнородные элементы исследуемого явления: от продукции предприятия до эффективности использования потенциала организации. При этом, данные определения – лишь вершина айсберга, в экономической литературе можно встретить десятки различных по содержанию определений. Как результат – каждый экономист, занимающийся проблемой конкурентоспособности предприятий, вынужден констатировать, что «общепринятого определения конкурентоспособности предприятия не выработано, поэтому данное понятие подлежит уточнению». После чего дает собственное определение, усугубляя существующее многообразие понятий и значений.

Следует подчеркнуть, что нет единого мнения даже по вопросу о связи между конкуренцией и конкурентоспособностью. Так, Д. Воронов [1] утверждает, что конкурентоспособность не просто находит свое практическое выражение в условиях конкуренции, но и перестает существовать при ее отсутствии. Этому обстоятельству данный автор приписывает и сложность трактовки данного понятия, считая его полностью производным от понятия «конкуренция», а также от ее типов и силы влияния на деятельность экономических субъектов.

Напротив, Т.В. Сабетова и И.Ю. Федулова [2;5] указывают на то, что конкурентоспособность объективно присуща самым разных субъектам, которые в принципе могут сравниваться в тех или иных условиях, и не исчезает в условиях отсутствия конкуренции (например, на монополистическом рынке), хотя, правда, и не реализуется практически в этой ситуации, переходя в своего рода спящее состояние. Более того, данные авторы на основании анализа научной литературы по разным дисциплинам делают вывод о том, что конкурентоспособность не является чисто экономической категорией. Например, конкурентоспособность индивидов возможна как на рынке труда, так в других сферах и за блага, отличные от занятости, заработной платы и условий труда [3].

В условиях огромного разнообразия интерпретаций сущности конкурентоспособности предприятий и организаций достаточно трудно выбирать те из них, которые более признаны учеными или могут претендовать на всеохватность. На наш взгляд, правильнее выбирать трактовку, наиболее полно отвечающую требованиям конкретного проводимого исследования или принимаемого управленческого решения. Здесь будет иметь свое значение и особенности деятельности организации, и ее отраслевая специфика, и те рынки, на которых она действует и конкурирует с другими экономическими субъектами. Например, в аграрной сфере мы считаем наиболее приемлемым понимание конкурентоспособности, основанное на комплексной эффективности хозяйственной деятельности предприятия и использования всех видов вложенных в него ресурсов [4]. Тогда конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели.

Степень эффективности использования экономических ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным производством уровня развития производительных сил и, разумеется, производственных и прочих отношений, относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Таким образом, конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.

Конкурентоспособность предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов рассматривается в основном в рамках конкурентоспособности продукции и/или международной торговли. Не оспаривая в целом правильность такого подхода, отметим, что конкурентоспособность конкретного предприятия определяется множеством прочих факторов, игнорирование которых недопустимо.

Можно согласиться с тем, что конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Однако конкурентоспособность предприятия является намного более емким понятием и включает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции: менеджмент, маркетинг, финансовая политика, операционная эффективность и прочее [6]. В силу этого, на наш взгляд, неправомерно сведение конкурентоспособности предприятия только к конкурентоспособности его продукции.

Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования. Сущность и характер влияния факторов конкурентной среды могут быть представлены в виде модели пяти сил конкуренции. Результатом воздействия указанного блока факторов является соответствующее стратегическое позиционирование предприятия, степень адекватности которого сложившемуся конкурентному балансу находится в непосредственной связи с уровнем конкурентоспособности предприятия.

Выводы. Конкурентоспособность предприятия представляется сложным для осмысления и оценки явлением. Она зависит от множества факторов, которые, помимо разнообразия, активно взаимодействуют между собой. Оценить ее возможно, однако в отсутствие прямой конкуренции такая оценка чаще всего будет косвенной, основанной на ряде объективно существующих и исчисляемых показателей, среди которых важнейшее место занимают показатели эффективности деятельности и использования ресурсов. При наличии конкуренции оценку можно проводить напрямую, по результатам успешности рыночной деятельности, а также по предпочтениям потребителей, контрагентов, инвесторов и иных субъектов, имеющих выбор предприятий, с которыми они могут сотрудничать. Такая оценка может быть не только количественной, но и балльно-рейтинговой.

Список использованной литературы:

1.     Воронов Д. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий [Электронный ресурс] / Д. Воронов // Корпоративный менеджмент: проект компании Альт-инвест. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/competit/analysis.shtml (дата обращения: 14.02.2019).

2.     Сабетова Т.В. Особенности действия конкуренции в сельскохозяйственном секторе / Т.В. Сабетова // Проблемы инновационного развития российской экономики: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, Научная книга, 2016. - С. 159-163.

3.     Сабетова Т.В. Оценка индивидуальной конкурентоспособности в отсутствие прямой конкуренции / Т.В. Сабетова // Пути реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курганской области. – Курган, Курганская ГСХА, 2018. - С. 264-267.

4.     Сабетова Т.В. Оценка индивидуальной конкурентоспособности участников рынка труда, основанная на теории латентных переменных / Т.В. Сабетова, С.И. Моисеев // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2017. - Т. 79. - № 2 (72). - С. 210-218.

5.     Сабетова Т.В. Оценка конкурентоспособности аграрного предприятия на различных рынках / Т.В. Сабетова, И.Ю. Федулова // Инновационное развитие как фактор конкурентоспособности национальной экономики: коллективная монография. - Уфа, 2018. - С. 128-145.

6.     Sabetova T.V. Corporate Culture As A Tool Of A Company's Competability Improvement Within Labour Market / T.V. Sabetova // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2016. - № 7 (55). - С. 47-53.

 

THE SPECIFICS OF UNDERSTADING OF THE ESSENCE AND ASSESSMENT OF A COMPANY’S COMPETITIVENESS

Zhegulskiy Alexey Sergeevich

Voronezh state agrarian university

 Tolstykh Alexandr Alexandrovich

Voronezh state agrarian university

 

Abstract. The article discusses the various interpretations of the concepts of "competitiveness" and "company competitiveness", known in Russian scientific literature. It is concluded that competitiveness exists both in the presence and in the absence of competition, however, it is estimated in different ways.

Keywords: market, competition, competitiveness, economic agent, efficiency.

References:

1.     Voronov D. Assessment and analysis of company competitiveness [Digital source] / D. Voronov // Corporate management: project from Alt-management. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/competit/analysis.shtml (access date: 14.02.2019).

2.     Sabetova T.V. The specifics of competition operation in the agricultural sector / T.V. Sabetova // The issues of innovative development of Russian economy: Proc. Conf. – Voronezh, Scientific book, 2016. - P. 159-163.

3.     Sabetova T.V. Assessment of individual competitiveness in the absence of direct competition / T.V. Sabetova // The ways of implementation of the National scientific and technical programme of agriculture development for 2017-2025: Proc. Conf. attributed to the 75th anniversary of Kurgan region. – Kurgan, Kurgan state agrarian academy, 2018. - P. 264-267.

4.     Sabetova T.V. Assessment of individual competitiveness of the labour market participants based on the latent variable theory / T.V. Sabetova, S.I. Moiseev // Proceedings of VSUET. - 2017. - Vol. 79. - no2 (72). - P. 210-218.

5.     Sabetova T.V. Assessment of an agrarian company competitiveness within various markets / T.V. Sabetova, I.Yu. Fedulova // Innovative development as a factor of national economy competitiveness: collective monograph. - Ufa, 2018. - Pp. 128-145.

6.     Sabetova T.V. Corporate Culture As A Tool Of A Company's Competability Improvement Within Labour Market / T.V. Sabetova // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. - 2016. - no7 (55). - P. 47-53.