Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ КАТОРГИ

В ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Упоров Иван Владимирович

КрУ МВД России, г. Краснодар

 

Аннотация.Исследуются вопросы, связанные с реализацией в Российской империи уголовного наказания в виде ссылки в каторжные работы. Акцент делает на завершающий период существования монархии, учитывая, он изучен в этом отношении недостаточно. Отмечается, что ссылка в каторжные работы назначалась за совершение тяжких преступлений, к которым относились и преступления  против государства. В наибольшей степени каторга применялась в XVIII в. и в дореформенный период XIХ в. Реальные условия в местах отбывания каторги всегда были очень плохими и значительно расходились с декларируемыми в  нормативно-правовых актах. В начале ХХ в. под воздействием как политико-правовых, так и социально-экономических факторов каторга как вид наказания себя изжила. В данной статье автор использовал  ряд своих суждений, которые были опубликованы ранее.

Ключевые слова:каторга, наказание, лишение свободы, уложение, закон, государство.

 

Система уголовных наказаний дореволюционной России в своей законодательной основе стала складываться с середины XVII в., и первый закон, где уже имеется некоторая систематизация правового регулирования общественных отношений в сфере «преступление-наказание», было Соборное уложение 1649 г. [1] Здесь из обозначенных видов уголовного наказания наиболее суровым была, конечная смертная казнь (это было во все времена), исполнение которой было, к тому же, дифференцированным (посажение на кол, сожжение и др.). Нелегким испытанием для преступников  были, конечно, и телесные наказания. Что касается лишения свободы (тюремное заключение, отчасти ссылка), то оно еще не входило в разряд наиболее жестких. Однако нужно иметь, что с того времени государство, озабоченное необходимостью колонизировать расширяющиеся территории, начинает все активнее использовать для этих целей труд осужденных преступников. И в этом смысле Соборное уложение уже упоминает разновидность ссылки, куда ссыльных направляли «в кайдалах» это уже прообраз будущего наказания в виду ссылка в каторгу, в котором лишение свободы соединялось с тяжелыми работами в пользу государства.

В дальнейшем данный подход в пенитенциарной политике российского государства будет находить свое активное развитие, и в  этой связи в литературе отмечается: «Указом 1703 г. закрепляется новый вид наказания - ссылка на каторгу, которая была введена в 1699 году, и впервые в истории исполнения наказаний в виде лишения свободы в широких масштабах используется труд арестантов на строительстве крепостей, фортов, оборонных сооружений. Ссылка на каторгу включала в себя совокупность весьма тяжелых для преступника карательных элементов: суровые, доходящие до жестокости условия содержания, изнурительный труд. Срок отбывания каторги определялся в следующем исчислении: "ссылка на каторгу до указу" и "ссылка на вечные лета". В первом случае преступника ожидала неопределенность, во втором - пожизненная каторга» [8, с. 122]. В дальнейшем ссылка в каторжные работы будет выведена как особый ид наказания за совершение тяжких преступлений (преступления против государства, убийства, изнасилование и др.) и найдет подробное регулирование сначала в Уставе о ссыльных 1822 г. и затем в Своде законов Российской империи 1832  г. (14-й том, туда же был включен и отмеченный Устав о ссыльных). Позже вопросы назначения ссылки в каторжные работы были подробно расписаны в принятом в 1845 г. Уложении о наказаниях уголовных и исправительных [2], и тем самым институт каторги получил комплексное  правовое регулирование.

В завершающий период существования Российской империи на фоне осуществляемых с 1960-х гг. реформ, в том числе имея в виду отмену телесных наказаний в 1863 г.,  казалось бы, каторга в том виде, в котором она была, будет упразднена  или трансформирована соответственно либеральным идеям, которые все больше и больше проникали в Россию. Однако, по сути, произошло лишь некоторое количество осуждаемых каторге, хотя, безусловно, значимость этого вида наказания в пенитенциарной политике неуклонно снижалась. Так, к  концу XIX - началу XX вв. развитие в России капиталистиче­ских отношений привело к определенной избыточности рабочей силы, в связи с чем государство снизило активность в привлечении осужденных преступников для решения экономических задач. Каторжане в этот период использовались преимущественно в ра­ботах по добыче полезных ископаемых, рубке леса, устройстве дорог, в соляном хозяйстве. Значительная часть каторжан привлекалась к труду на Сахалинской каторге, которая открылась в 1875 г. [8, с. 133-139]. В целом же доля арестантов, занятых оплачиваемым трудом, составляла в 1897 г. лишь 20% [8, с. 36]. Об условиях, в которых находились каторжане на Сахалине, написал А.П. Чехов в известной работе «Остров Сахалин» [10]. Не менее и даже более важны в нашем случае свидетельства видного российского правоведа  А.Ф.Кони: «Вот сахалинская тюрьма, пропи­танная запахом гнили и разложения, переполненная не только людьми, но и отвратительными насекомыми, - с разбитыми стеклами в окнах, невыноси­мою вонью в камерах и традиционной «парашей» - и с надзирательской комнатой, где непривычному посетителю ночевать совершенно невозможно ... Жены, влекомые состраданием и обманутые надеждами ... В этой каме­ре  нет возможности уединиться, ибо кругом идет свирепая, картежная игра, раздается невообразимая и омер­зительная в своем изобретательстве ругань ... В больничных околодках - первобытные условия ... Поразительные картины торговли своим телом ... Церковь и школа существуют только на бумаге» [5, с. 379].Ненамного лучшим было положение применительно к Нерчинской ка­торге, которая располагалась на территории нынешних Иркутской и Читинской областей.Об этом можно судить, например, по воспоминаниямП.Ф.Якубовича [11] и по другим работам.

И.Я. Фойницкий, известный российский пенитенциарист писал, что «од­ной из главных причин низкой эффективности труда осужденных к каторжным работам было то, что они изнурялись тяжелым физическим трудом, питались впроголодь, а необустроенные тюремные помещения были причиною тяжелых болезней» [9, с. 41]. Другой не мене известный исследователь мест лишения свободы Д.А.Дриль добавлял, что к этому «присоединялось жестокое, бесчеловечное от­ношение с арестантами со стороны тюремной администрации» [4, с. 14]. Вместе с тем к рубежу ХХ в. институт  ссылки в каторжные работы стал приходить в упадок, что объясняется не только общей нехваткойсредств, но и тем, что данное наказание все более и более входило в противо­речие с общеевропейскими тенденциями к гуманизации условий отбывания наказания, связанного с лишением свободы. Россия оставалась едва ли не единственной страной, где в начале XX в. в каторге еще применялись телес­ные наказания (в порядке дисциплинарного взыскания) и кандалы. Такое положение не могло не быть диссонансом в общественном российском сознании; указанные средневековые атрибуты уже не оставляли сомнений в том, что они унижают человеческое достоинст­во и что даже осужденные за тяжкие преступления должны содержаться в та­ких условиях, которые бы этого достоинства не унижали.Тяжелый физический труд, предусмотренный для каторжан, за прошед­шие двести с лишним лет прошел в своем развитии тот рубеж, когда он еще мог быть относительно эффективным и не вызывать «отвращения» [9, с. 35] (по на­шему мнению, этот рубеж приходится на середину XIX в., когда либеральные гуманистические идеи дали всходы в российском обществе). Нужно учесть еще большие затраты на доставку каторжан до места отбывания этого нака­зания (к концу XIX - началу XX вв. это были остров Сахалин и Нерчинский округ в Восточной Сибири), а также неизбежный разрыв в большинстве слу­чаев семейных связей, что тоже отрицательно воспринималось общественно­стью. Каторжные работы, как мы полагаем, в том виде, в котором они суще­ствовали, исторически были обречены на «вымирание». Подтверждением этому является начавшийся в начале XX в. процесс их трансформации, за­ключавшийся в том, что для отбывания данного вида наказания в ряде горо­дов европейской части России (Владимире, Смоленске, Саратове, Орле, Пскове, Ярославле, Херсоне) были построены каторжные тюрьмы, где, впро­чем, также не удавалось, как планировалось, размещать арестантов с ночным разъединением [6, с. 47].

Наконец, заметим еще и то, что если раньше в наказании в виде ссылки в каторжные работы преобладал прагматический интерес госу­дарства, стремившегося использовать труд заключенных для решения своих экономических и колонизационных задач, то к концу XIX в. в этом наказанииуже все больше проглядывается собственно карательное обоснование.Следует еще заметить, что Главное тюремное управление, в ведение ко­торого находились большинство пенитенциарных учреждений, предпринимало попытки совершенствования трудоиспользования лиц, содержащихся в местах лишения свободы, для чего издавало ведомственные правовые акты. К этому можно отнести, в частности, попытки, правда, не­удачные, организации сельскохозяйственных колоний в начале века [7 с. 124].Кроме того, ГТУ издавало большое количество циркуляров, в которых регулировались и вопросы трудоиспользования арестантов. В этом смысле представляет интерес прежде всего документ, изданный в январе 1886 г. [3, с. 139], согласно которому к обязательному труду по назначению администра­ции мест лишения свободы подлежали осужденные на каторжные работы, присужденные к ссылке на поселение, осужденные к отдаче в исправительные заведения гражданского ведомства, а также осужденные к тюремному заклю­чению за мошенничество, хищение имущества, присвоение или растрата чу­жого имущества. Вместе с тем законодатель предусматривал льготное исчис­ление сроков наказания для тех, кто отбывает каторгу в неблагоприятных климатических условиях, что, безусловно, было особенностью отбывания каторги в завершающий период существования российской империи. Однако многие норма­тивно-правовые положения о труде лишенных свободы, сами по себе включавшие прогрессивные нормы (на уровне европейских)  значительно расхо­дились с реальным положением в пенитенциарных учреждениях, что было и остается характерным и российских уголовно-исполнительных систем разных исторических эпох. Революционная активность в России начала ХХ в. и вовсе сделала  каторгу неактуальной для того времени, и она себя изжила.

Список использованной литературы:

1. Соборное уложение 1649 г. Текст и комментарий [Текст]: научн. изд.  / Под ред. А.Г. Манькова. ­­- Л.: Наука, 1990. – 448 с.

2. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных: Закон Российской империи от 15.08. 1845 г. [Текст]// Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. № 19283.

3. Сборник узаконений и распоряжений по тюремной части[Текст]: неофиц. изд. / Состав. Н.Н. Соловьев. – Орел: Губерн. правление, 1911. – 960 с.

4. Дриль Д.А. Ссылка во Франции и России [Текст] /Дриль Д.А. - СПб.: Тип. Пантелеева, 1899. – 174 с.

5. Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8 т. [Текст] / Кони А.Ф. - М.: Юрид. лит-ра, 1969. Т. 4. – 528 с. 

6. Марголин А.Д. Из области уголовного права [Текст]: монография / А.Д. Марголин. – Киев: Работник, 1907. – 127 с.

7. Отчет Главного тюремного управления 1912 год [Текст]. - СПб.: МВД РИ, 1914. – 98 с.

8. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации [Текст]: учебник  / Под ред. И.Л. Трунова. - М.: Эксмо, 2005. – 768 с.

9. Фойницкий И.Я. Русская карательная система [Текст]: научн. изд. / И.Я.  Фойницкий. - СПб.: Тип. Безобразова, 1874. – 48 с.

10. Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 т. [Текст] / А.П.  Чехов. - М.: Госполитиздат, 1956. Т. 10. – 598 с.

11. Якубович П.Ф. В мире отверженных. Записки бывшего каторжника в 2 т. [Текст] /П.Ф. Якубович.- СПб.: Русское богатство, 1907. Т.2. – 401 с.

 

Сведения об авторе:

Упоров Иван Владимирович – д.и.н., к.ю.н., профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

CONDITIONS FOR SHIPPING KATORGI

IN THE FINAL PERIOD OF THE RUSSIAN EMPIRE

Uporov I.V.

Abstract.Issues related to the implementation in the Russian Empire of criminal punishment by reference to hard labor are explored. Accent does for the final period of the monarchy, given that it has not been studied in this respect. It is noted that the reference to hard labor was appointed for committing serious crimes, which included crimes against the state. The most hard labor was used in the XVIII century. and in the pre-reform period of the nineteenth century. The real conditions in the places of serving hard labor were always very bad and significantly diverged from those declared in the regulatory legal acts. At the beginning of the twentieth century. under the influence of both political-legal and socio-economic factors of hard labor as a form of punishment has become obsolete. In this article, the author used a number of his judgments that were published earlier.

Keywords: hard labor, punishment, deprivation of liberty, code, law, state.