Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

 

Солодовченко Дмитрий Дмитриевич

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.и.н., доцент

Центральный филиал ФГБОУВО «РГУП»

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье анализируются особенности правового регулирования и осуществления различных форм реализации территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Воронежской области.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, собрания и конференции граждан, органы территориального общественного самоуправления.

 

В соответствии с положениями 27 статьи Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] формами осуществления территориального общественного самоуправления (ТОС) являются следующие: проведение собраний и конференций граждан; создание органов территориального общественного самоуправления.

Следует отметить, что федеральный закон устанавливает «собрания» и «конференции» не только как формы осуществления ТОС, но и как самостоятельные формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст. 29,30). На взаимосвязь указанных норм обращают внимание и исследователи. Так, Е.В. Калитин называет это нормы «родственными» отмечая целый ряд их признаков: общность целей реализации - выявление собственных инициатив населения по вопросам социально-экономического развития и благоустройства муниципального образования; единство субъектов их организации, проведения и принятия решений, а также единый объект осуществления местного самоуправления и ТОС; единство правовой основы, включающей нормы Конституции, федерального и регионального законодательства, а также муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми принимается и изменяется устав территориального общественного самоуправления [2].

Обращаясь к анализу муниципального регулирования порядка организации и проведения собраний (конференций) в Воронежской области, следует отметить, что в ряде муниципалитетов собрания и конференции как формы непосредственного участия в осуществления местного самоуправления и как формы осуществления ТОС чётко разграничены. Так, в Положении о территориальном общественном самоуправлении в городском округе город Воронеж, в ст. 7 устанавливаются лишь исключительные полномочия собраний, конференций граждан [3], а в  п. 1.6 ч.1 Положения о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж прямо указывается, что на ТОС нормы данного Положения не распространяются [4].

         К субъектам обладающих правом инициировать и принимать участие в собраниях и конференциях по вопросам организации и осуществления ТОС законом отнесены жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В муниципальных актах нормы закона сформулированы детальнее. Так, например, в Положении о территориальном общественном самоуправлении в Ломовском сельском поселении Рамонского муниципального района Воронежской области установлено, что правом принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, избирать и быть избранным в органы ТОС, получать информацию об их деятельности обладает любой гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Ломовского сельского поселения. Положение так же устанавливает ряд ограничений этого права (напр., возрастные - в собрании, конференции могут принимать участие граждане, достигшие возраста 16 лет, право быть избранными в органы территориального общественного самоуправления принадлежит гражданам, достигшим 18-летнего возраста) [5].

         Периодичность созыва собраний и конференций устанавливается, как правило, уставами самих ТОС, однако, в соответствии с муниципальными актами, не реже одного раза в год [6].

         Исключительные полномочия собраний и конференций установлены федеральным законом и муниципальными положениями о ТОС. К ним отнесены:

-       установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

-       принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

-       избрание органов территориального общественного самоуправления;

-       определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

-       утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

-       рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Следует отметить, что нормы уставов ТОС в Воронежской области, как правило, дублируют исключительные полномочия собраний и конференций, определённые законом и положениями о ТОС, и не предусматривают осуществление ими иных полномочий.

         Таким образом, на наш взгляд, собрания и конференции граждан являются самостоятельными формами осуществления ТОС. Однако, в некоторых муниципальных образованиях Воронежской области собрания и конференции не в полной мере отграничиваются от иных форм осуществления ТОС. Так, в частности, Положением о территориальном общественном самоуправлении в Пчелиновском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области, собрание или конференция жителей отнесены к органам ТОС и названы высшим руководящим органом ТОС [6].

         Переходя к анализу правовых основ организации и деятельности органов ТОС как формы осуществления территориального общественного самоуправления отметим, что муниципальное правовое регулирование структуры, организации и деятельности органов ТОС в Воронежской области имеет ряд особенностей. В некоторых положениях о ТОС (например, в г. Воронеж) устанавливаются принципы создания органов ТОС, их функции и отдельные полномочия. В иных муниципальных образованиях (например, в г. Борисоглебск) Положения о ТОС закрепляют формы органов территориального общественного самоуправления: коллегиальные и индивидуальные.

К коллегиальным отнесены:

-       советы (комитеты) сельских населенных пунктов (не являющихся поселениями), микрорайонов, жилищных комплексов;

-       квартальные, уличные, домовые, дворовые и другие советы (комитеты).

Индивидуальные органы (выборные лица): староста, председатель, иной руководитель [7].

Приведём еще один пример установления структуры органов ТОС. Так, в соответствии Положением об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в Жилинском сельском поселении Россошанского муниципального района структуру органов ТОС в соответствии с его уставом составляют:

-       собрание (конференция) участников ТОС - высший орган ТОС;

-       исполнительный орган ТОС - Комитет ТОС, избирается собранием (конференцией) участников ТОС;

-       председатель исполнительного органа ТОС (председатель ТОС) - избирается собранием (конференцией) участников ТОС либо исполнительным органом ТОС либо нанимается на конкурсной основе по контракту;

-       контрольно-ревизионный орган (Контрольно-ревизионная комиссия либо ревизор) ТОС - избирается собранием (конференцией) участников ТОС;

-       иные органы ТОС [8].

Далее, Положение о территориальном общественном самоуправлении в г. Нововоронеж, например, не только закрепляет структуру органов территориального общественного самоуправления, но и определяет порядок их избрания и деятельности, срок полномочий, распределение полномочий между ними.

Переходя к анализу положений уставов конкретных ТОС отметим, что единого подхода к установлению организационной структуры территориального общественного самоуправления в Воронежской области пока еще не сложилось. В уставах ТОСов предусмотрены различные по своему наименованию, функционалу органы.

         Так, например, в Уставе ТОС «Тройнянский» [9] (Тройнянское сельское поселение) определены следующие органы:

-       Общее собрание граждан (высший орган ТОС);

-       Совет ТОС (организационно-распорядительный орган ТОС).

Полномочия общего собрания граждан определены посредством дублирования положений закона (о чём говорилось выше). К полномочиям Совета ТОС в с. Тройня отнесены следующие:

1.     Представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

2.     Обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях граждан; осуществление хозяйственной деятельности по содержанию и благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и с использованием средств бюджета ТОС «Тройнянский» и администрации Тройнянского  сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области;

3.     Внесение в органы местного самоуправления Тройнянского  сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами и должностными лицами, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;

4.     Содействие в пределах своей компетенции:

-       правоохранительным органам - в поддержании общественного порядка;

-       жителям - в выполнении правил эксплуатации жилищного фонда и решении жилищных проблем путем подготовки ходатайств и проведения консультаций;

-       органам санитарно-эпидемиологического, пожарного контроля и безопасности - в осуществлении деятельности на территории ТОС;

-       органам местного самоуправления - в проведении культурных, спортивных и иных мероприятий, соответствующих целям образования и деятельности ТОС. 

Заслуживают внимания положения устава ТОС «Ручей» (с. Лизиновка) устанавливающие в качестве коллегиального исполнительного органа ТОСа  Комитет территориального общественного самоуправления [10].

Анализ норм Устава ТОС «Ручей» позволяет охарактеризовать  комитет ТОС как коллегиальный, постоянно действующий исполнительный орган ТОС, избираемый на собрании или конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, преимущественно в пределах таких территорий, как микрорайон, поселок в черте города, группа жилых домов.

Комитет территориального общественного самоуправления подотчетен собранию или конференции граждан, осуществляющих ТОС, и не реже одного раза в год отчитывается на собрании или конференции граждан. Срок полномочий комитета (совета) определяется Уставом ТОС.

Можно выделить следующие полномочия комитета территориального общественного самоуправления:

1) представлять интересы населения, в том числе в органах местного самоуправления, по вопросам, затрагивающим интересы граждан, проживающих на соответствующей территории;

2) созывать собрания или конференции граждан,

3) содействовать гражданам в реализации их прав на другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления;

4) заключать договоры и соглашения комитета ТОС с органами местного самоуправления, в том числе по передаче им отдельных полномочий этих органов, заключать договоры с органами государственной власти, общественными объединениями, ассоциациями, коммерческими и некоммерческими организациями, с другими юридическими и физическими лицами;

5) осуществлять права собственника имущества ТОС;

6) распоряжаться финансовыми средствами ТОС;

7) вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;

8) осуществлять общественный земельный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами местного самоуправления и государственной власти решений, затрагивающих предусмотренные Земельным кодексом РФ права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель;

9) организовывать по требованию населения общественные экологические экспертизы, общественные обсуждения, проведение опросов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

10) реализовывать другие полномочия ТОС, не противоречащие действующему законодательству.

Заседания комитета территориального общественного самоуправления, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины членов комитета. Решения принимаются простым большинством голосов от числа избранных членов комитета территориального общественного самоуправления. Решения, принятые в пределах полномочий комитета территориального общественного самоуправления, являются обязательными для всех граждан, постоянно или временно проживающих на его территории.

Для осуществления контроля и проверки финансовой деятельности исполнительного органа ТОС на собрании (конференции) граждан-членов ТОС может быть сформирован контрольно-ревизионный орган ТОС (например, комиссия, контролер и т.п.) [11].

В заключении отметим, что кроме вышеуказанных, наиболее распространенных органов территориального общественного самоуправления,  Уставами ТОС могут быть предусмотрены должные лица ТОС: старосты, старшие по подъезду многоквартирного дома, многоквартирному дому, группе жилых домов и др.

 

Список использованной литературы:

1.     Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Парламентская газета, N 186, 08.10.2003.

2.     Калитин Е.В. Собрания и конференции граждан по вопросам территориального общественного самоуправления // Символ науки. 2016. №9-1.

3.     О территориальном общественном самоуправлении в городском округе город Воронеж: Решение Воронежской городской Думы 106-II от 21.06. 2006

4.     Положение о собраниях и конференциях граждан (собраниях делегатов) городского округа город Воронеж: утв. Решением Воронежской городской Думы 200-IV от 30 марта 2016.

5.     Положение о территориальном общественном самоуправлении в Ломовском сельском поселении Рамонского муниципального района Воронежской области: утв. Решением Совета народных депутатов Ломовского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 01.02.2019 № 145 с.

6.     Положение о территориальном общественном самоуправлении в Пчелиновском сельском поселении Бобровского муниципального района Воронежской области: утв. Решением Совета народных депутатов Пчелиновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 15.06.2015 г. № 18.

7.     Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении населения Борисоглебского городского округа. Решение Борисоглебской городской Думы Борисоглебского городского округа Воронежской области от 22.12.2005 №96 // «Гарант». - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/18115411/ (дата обращения: 13.05.2019).

8.     Об утверждении Положения об организации и осуществлении территораильного общественного самоуправления в Жилинском сельском поселении Россошанского муниципального района Воронежской области. Решение LXXXXVI сессии Совета народных депутатов Жилинского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области от 18.11.2014 №204// «Официальный сайт Администрации Жилинского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области». - [Электронный ресурс]. URL: http://zhilino.rossoshmr.ru/index.php/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie/informatsiya-o-tos/(дата обращения: 5.05.2019).

9.     Устав территориального общественного самоуправления «Тройнянский»: зарегистрирован Администрацией Тройнянского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (Постановление от  11 ноября        2015 г.    № 55)

10. Устав территориального общественного самоуправления «Ручей»: зарегистрирован Администрацией Лизиновского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области (Свидетельство о регистрации № 3 от 10.03.2017г.).

11. Евстратова Т.А. Территориальное общественное самоуправление в решении вопросов местного значения/ Т.А. Евстратова// Социальная политика и социология, 2013. №2-1(92). - С. 24-25.

 

Сведения об авторе:

Солодовченко Дмитрий Дмитриевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории государственно-правовых дисциплин, Центральный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Россия, г. Воронеж.

 

FORMS OF IMPLEMENTATION OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNANCE IN THE VORONEZH REGION: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

Solodovchenko D.D.

 

Abstract.  The article analyzes the features of legal regulation and the implementation of various forms of implementation of territorial public self-government in municipalities of the Voronezh region.

Keywords: territorial public self-government, meetings and conferences of citizens, departments of territorial public self-governance.

 

References:

1.     Federal Law of 06.10.2003 N 131-ФЗ “On General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation” [Text] // Parliamentary Newspaper, N 186, 10/08/2003. (in Russian)

2.     Kalitin E.V. Meetings and conferences of citizens on issues of territorial public self-government [Text] // Symbol of science. 2016. No. 9-1. (in Russian)

3.     On territorial public self-government in the urban district of the city of Voronezh: Decision of the Voronezh City Council 106-II of 21.06. 2006. (in Russian)

4.     Regulation on meetings and conferences of citizens (meetings of delegates) of the urban district of the city of Voronezh: approved. By the decision of the Voronezh City Council 200-IV of March 30, 2016. (in Russian)

5.     Regulation on territorial public self-government in the Lomovsky rural settlement of the Ramonsky municipal district of the Voronezh region: approved. By the decision of the Council of People’s Deputies of the Lomovsky rural settlement of the Ramonsky municipal region of the Voronezh region dated 01.02.2019 No. 145 p. (in Russian)

6.     Regulation on territorial public self-government in the Pchelinovsky rural settlement of the Bobrovsky municipal district of the Voronezh region: approved. By the decision of the Council of People's Deputies of the Pchelinovsky rural settlement of the Bobrovsky municipal district of the Voronezh region dated 06.15.2015, No. 18. (in Russian)

7.     On approval of the Regulation on the territorial public self-government of the population of the Borisoglebsky urban district. Decision of the Borisoglebsk City Duma of the Borisoglebsk City District of the Voronezh Region dated December 22, 2005, No. 96 // Guarantor. [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/18115411/ (accessed date: 05/13/2019). (in Russian)

8.     On approval of the Regulation on the organization and implementation of territorial public self-government in the Zhilinsky rural settlement of the Rossoshansky municipal district of the Voronezh region. Decision LXXXXVI session of the Council of People’s Deputies of the Zhilinsky rural settlement of the Rossoshansky municipal region of the Voronezh region dated November 18, 2014 No. 204 // "Official website of the Administration of the Zhilinsky rural settlement of the Rossoshansky municipal district of the Voronezh region." [Electronic resource]. URL: http://zhilino.rossoshmr.ru/index.php/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie/informatsiya-o-tos/ (accessed: 05.05.2019). (in Russian)

9.     The charter of the territorial public self-government “Troynyansky”: registered by the Administration of the Troynyansky rural settlement of Bobrovsky municipal district of the Voronezh region (Decree No. 55 of November 11, 2015).  (in Russian)

10. The charter of the territorial public self-government “Ruchey”: registered by the Administration of the Lizinovsky rural settlement of the Rossoshansky municipal district of the Voronezh region (Registration Certificate No. 3 of 03/10/2017). (in Russian)

11. Evstratova T.A. Territorial public self-government in resolving issues of local importance [Text] / T.A. Evstratova // Social Policy and Sociology, 2013. No. 2-1 (92). - S. 24-25. (in Russian)