Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Пысин Сергей Анатольевич

Преподаватель кафедры теории и истории права и государства.

ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России,

Россия, г. Воронеж

Коростов Антон Алексеевич

студент 2 курса юридического факультета

ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Природа происхождения и функциональности органов законодательной власти обусловлена рядом вопросов, в частности касающихся позиционирования представительных органов местного самоуправления как законодательных. К решению таких вопросов можно подойти с научной точки зрения, путем рассмотрения ряда теоретико-правовых аспектов данной области.

Ключевые слова: государственный орган, представительный орган, законодательный орган, правотворчество, полномочия, задачи, функции.

 

Можно ли считать представительный орган местного самоуправления законодательным? По этому поводу ученые, юристы, правоведы разделились на два лагеря. Два непосредственно разных мнения. Одни считают, что он является только представительным в силу определенных обстоятельств. Другие же считают, что его по праву можно считать законодательным, так как, можно сказать, что он является представителем от законодательной власти на уровне местного самоуправления. Какое же мнение можно считать по праву верным? На этот вопрос мы постараемся ответить в этой статье.

Для начала хотелось бы разобраться с тем, как и чем регламентируется деятельность законодательных (представительных) органов, такие как Федеральное собрание Российской Федерации, законодательный орган субъекта РФ, и представительных органов местного самоуправления, выделить их основные функции, полномочия, задачи и т.д. После этого сравнить их, найти отличия, сделать выводы и, конечно же, ответить на главный вопрос.

Если говорить о Федеральном Собрании РФ, то все мы знаем, что оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Деятельность данных органов регулируется рядом нормативн-правовых актов федерального уровня. К ряду таких нормативно-правовых актов можно отнести регламенты Государственной Думы и Совета Федерации. Это, конечно же, не все нормативно-правовые акты, но это основные акты на чем построена деятельность данного органа. Деятельность законодательного (представительного) органа субъекта РФ. непосредственно регламентируется нормативн-правовыми актами федерального уровня, регулирующего общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а кроме этого: уставами, конституциями субъектов РФ, регламентами, принимаемыми в определенной форме и другими. Деятельность же представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования и другими.

Просмотрев и изучив все вышеперечисленные нормативно-правовые акты, можно сделать определенные выводы, назвать функции органов, назвать отличия друг от друга. Во-первых, каждый член рассматриваемых органов, будь это депутат Государственной Думы РФ или же депутат муниципального уровня имеет депутатский иммунитет, а это значит, что возможность привлечь лицо к юридической отвественности сложнее, чем обычного рядового гражданина нашей многонациональной страны, правда, для депутата муниципального образования, он действует на территории муниципального образования, для члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы - на территории всей России. Во-вторых, основная задача органов - это издание нормативно-правовых актов, которые непосредственно регулируют наиболее важные общественные отношения в той или иной сфере. Сферы эти могут быть как политическими, экономическими, культурными и т. д. Разница лишь в территории, на которой будут «работать» эти нормативно-правовые акты. В-третьих, контрольная функция дает право на контроль за исполнением бюджета. Так же, например, для депутатов местного уровня предусмотрен контроль за исполнением нормативно-правовых актов принимаемых на территории их муниципального образования. В-четвертых, предусмотрено право законодательной инициативы, с которой можно выступать, как в законодательном (представительном) органе субъекта РФ, так и в законодательном (представительном) органе Российской Федерации.

Далее хотелось бы рассмотреть такую функцию, как правотворческая. Можно сказать, что рассмотрев эту функцию, можно попробовать дать ответ на наш вопрос. Но сначала стоит начать с того, что такое правотворчество. Всем нам известно, что само по себе правотворчество – это сложное явление, главная суть которого - издание общеобязательного правила поведения.

Из этого можно сделать вывод, что субъектов, которые наделены правом создавать определенные правила поведения на самом деле не так мало, как могло казаться. Необходимо отметить, что составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Это процесс состоит из ряда стадий.

Здесь важно сказать, что каждая стадия состоит из множества действий, которые выполняет большое количество людей. Ведь принятие закона - это очень ответственно, так как важно все четко проработать, изменить, дополнить и удалить. Для этого используется, например, юридическая техника. Законотворчеством охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, оно порождает не всю систему нормативно-правовых актов, а только те из них, которые являются законами. В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В тоже время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляется соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуется определенной громоздкостью и противоречивостью. Подзаконное правотворчество, в тоже время позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течение достаточно длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что функцией законотворчества обладают только Федеральное Собрание РФ и законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации (который принимает законы, действующие на территории субъекта). Представительный орган местного самоуправления не обладает данной функцией, поэтому законы издавать не в праве. Но несмотря на это, он может выступить с законодательной инициативой в своем законодательном (представительном) органе субъекта РФ, где будет решаться вопрос о принятии или отклонении законопроекта.

И так, проанализировав действующее законодательство, можно сделать вывод, что представительный орган местного самоуправления нельзя считать законодательным, так как обладает он только правотворческой функцией, а не законотворческой. Но не смотря на это, законодатель дал право этому органу выступать с законодательной инициативой в соответствующем законодательном (представительном) органе своего субъекта РФ.

 

Список использованной литературы:

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. проф. В.Д. Зорькина - 3-e изд., пересмотр [Текст]  - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 1040 с.

2. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1. [Текст] / М.Н. Марченко - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016.

 

Сведения об авторе:

Пысин Сергей Анатольевич – преподаватель кафедры теории и истории права и государства, ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, Россия, г. Воронеж

Коростов Антон Алексеевич – студент 2 курса юридического факультета, ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, Россия, г. Воронеж

 

SOME THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE LEGAL STATUS OF LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Pysin S.A.

Korostov A.A.

 

Abstract. The nature of the origin and functionality of the legislative bodies is determined by a number of issues, in particular concerning the positioning of representative bodies of local self-government as legislative. To address these issues can be approached from a scientific point of view, by considering a number of theoretical and legal aspects of this area

Keywords: state body, representative body, legislative body, law-making, powers, tasks, functions

References:

1. A commentary on the Constitution of the Russian Federation / Under the editorship of Professor V. D. Zorkin - 3-e Izd., revision [Text] – M.: Norm: SIC INFRA-M, 2013. – 1040 p.

2. Marchenko M.N. Problems of the General theory of state and law: textbook: in 2 vols. [Text] / M.N. Marchenko – M.: Prospekt, 2016.