Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


Опубликовать статью


ИНТЕГРАТИВНОЕ ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИСТСКОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ И ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Палеха Роман Робертович

Доцент кафедры теории и истории права и государства, к.ю.н., доцент

Центральный филиал ФГБОУВО «РГУП»,

Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. В настоящей статье осуществлен анализ взаимосвязи интегративного человекоцентристского правопонимания и достоинства личности в современной России.

Ключевые слова: право, правопонимание, интегративный подход, юридическая наука, достоинство личности, современная Россия.

 

         В современной России осуществляется реформирование принципиально значимых сторон общественной и государственной жизни, что неизбежно вносит коррективы в государственно-правовое развитие страны, а значит, и влечет изменение самого типа правопонимания, характеризующегося в настоящее время таким приоритетом государственной деятельности, как реальное утверждение, обеспечение и гарантирование фундаментальной конституционной и общечеловеческой ценности – достоинство личности.

Обращаясь к тексту действующей Конституции РФ (прежде всего – это глава 1 – Основы конституционного строя и глава 2 – Права и свободы человека и гражданина) становится очевидным заложенный в ней человекоцентристский характер правопонимания, который представляет собой вариант интегративного понимания права, а именно права в человеческом измерении или, по мнению В.М. Шафирова, естественно-позитивное право [1]. Здесь сущностная характеристика – это естественное право, которое указывает на аксиологическую (ценностную) оценку содержания объективного права, соответствующего идеям юснатурализма, а позитивное право указывает на способ его внешнего объективирования и нормативной правовой фиксации.

В продолжение приведенного утверждения уместно обратиться к взгляду В.М. Шафирова по вопросу соотношения права и закона. В.М. Шафиров пишет: «Единство и взаимодействие естественного и позитивного в праве порождают новое качественное образование – правовой закон, в котором правовой дух и юридическая буква, соединившись, взаимно дополняют, обогащают друг друга, становятся неразделимыми» [2].

В соответствие с позицией В.Н. Карташова, который разделяет идеи интегративного правопонимания, право предстает как «система общеобязательных нормативно-правовых предписаний, отражающих идею и состояние свободы и ответственности, справедливость и равенство, гуманизм и общественный порядок, служащих особым, юстициабельным регулятором поведения людей и организаций» [3].

Содержание Конституции РФ, в части закрепления положений о свободе и ответственности, справедливости и равенстве, гуманизме и общественном порядке, более чем убедительно соответствует предложенному пониманию права. В Конституции РФ содержится значительный пласт идей и норм ярко выраженной гуманистической направленности.

Анализируя содержание и роль Конституции РФ, уместно было бы привести некоторые позиции ученых, занимающихся изучением вопросов конституционного права и конституционного строительства.

Так, Г.А. Борисов указывает: «Высшая ценность действующей Конституции РФ состоит в том, что, во-первых, она восприимчива, даже предрасположена к реализации абсолютных общечеловеческих ценностей – свободы, равенства, справедливости. Во-вторых, Конституция исходит из приоритета личности по отношению к материальной предопределенности, корпоративности, коллективности. Соответственно, коллективистская философия и доктрина уступает место в документе персоналистской, исходной позицией которой является тезис: «Человек есть мера всех вещей» [4].

Ю.Н. Тодыка отмечает: «В качестве доминирующей базовой ценности, объединяющей всех без исключения, могут быть только права и свободы человека и гражданина… важно достичь консенсуса в вопросе об основных ценностях. И, прежде всего, относительно прав и свобод человека, их объема…» [5].

В.И. Крусс пишет: «…строение главы 2 Конституции позволяет считать, что права и свободы размещены здесь в известной «субординационной» последовательности… высшей и смыслообразующей – по отношению к прочим – ценностью признается жизнь человека, что и определяет «место» соответствующего конституционного права. Вполне логично, поскольку биологическое существование есть необходимая предпосылка и основание бытия духовного, «вслед» (чисто номинально, разумеется) за жизнью человека Конституция утверждает ценность достоинства личности. И далее уже – следует свобода во всех многообразных измерениях субъективного (личностного) самовыражения. Этот исконный человеческий идеал конституционно объективирован в ряде ценностей: свобода в личностном (субстанциональном) измерении (ст. 22-27 Конституции); духовная и интеллектуальная свобода (ст. 28 и 29); свобода социальная и политическая (ст. 30-33); а затем только – свобода экономическая» [6].

В контексте рассматриваемых вопросов важным является обратиться к рассмотрению взаимосвязи международного и внутригосударственного права. Исходя из того, что правопонимание, прежде всего, направлено на оценку права, раскрытие его существенных черт, выявление его потенциальных эвристических преобразовательных возможностей, полагаем, что принципиальным на данный момент времени является характер взаимодействия международного и современного внутригосударственного права России, представляющих собой масштабные взаимосвязанные подсистемы права, обоснованно будет охарактеризовать как динамично развивающиеся на основе принципа конвергенции. Данное утверждение отчасти находит свое подтверждение в позиции М.Н. Марченко, который указывает на то, что современные процессы глобализации подтверждают тот факт, что право как социально-культурный и нормативный феномен носит системный характер [7].

На сегодняшний день наметилось оформление универсального, интегративного по своей сути, правопонимания в основе которого находится фундаментальная категория – Права человека. Это формальное свидетельство глобализации на нормативном уровне, что указывает на развитие интеграционных процессов международного и внутригосударственного права России, как подсистем общего единого большого организма – Права.

Универсальность правопонимания проявляется в феномене аксиологического единства, которое прослеживается в целевом назначении права. А оно, как справедливо указывает С.С. Алексеев, призвано стать прямым выражением, носителем и проводником свободы человека, его достоинства, высокого статуса, созидательной активности, творческого дела, то есть быть правом человека [8].

В этой связи главная заслуга международного права состоит в том, что уже сейчас категория «права человека» в сознании людей воспринимается как объективная ценность для всего цивилизованного сообщества государств мира. С этой позиции, выражаясь метафорично, международное право выступает  в качестве «маяка» на который ориентируются государства для которых выше ценности, чем «права человека» не существует.

Формальным закреплением данного положения стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека в которой впервые была провозглашена необходимость всеобщего единого понимания прав и свобод человека. Получили свое закрепление такие фундаментальные права как право на гражданство; право на равную защиту закона и справедливое правосудие; право на убежище от преследования; право на участие в управлении государством, равного доступа к государственной службе, на равные избирательные права; право на труд и предпринимательство, свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд; право на образование и на приобщение к культурной жизни своего народа и всего человечества и др.

Следующим важным шагом на пути развития гуманистических начал в международном праве и нацеливании государств на демократические внутригосударственные преобразования стало принятие 16 декабря 1966 года Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Особо показательным моментом с позиции теорий правопонимания выступает господство естественно-правовой школы. На это более чем убедительно указывает ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, в которой закреплено, что: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В этом положении, содержащем своего рода сгусток гуманизма и персоноцентризма, заключен «дух» юснатурализма. В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ закреплено: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Таким образом, положения международного документа были восприняты внутригосударственным фундаментальным нормативным правовым актом – Конституцией РФ и полностью согласуются с ведущими международными правовыми актами в области прав человека.

Следовательно, представляется возможным заключить, что государства договорились о том, что права человека – это величина абсолютная. Необходимо констатировать, что это несомненное завоевание государств, поскольку определен очевидный, ясный и понятный критерий для всех государств «правового закона» для внутригосударственного права, который обязан соответствовать «духу естественного права», обращенного к человеку. И только так государство сможет реализовать в полной мере своё единственное и главное предназначение – выполнение служебной роли по отношению к обществу, гарантированность прав человека и реальное обеспечение достоинства человеческой личности. В этой связи обращает на себя внимание положение ст. 18 Конституции РФ, где закреплено: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Необходимо согласиться с убедительной позицией И.А. Кравец, что «достоинство человеческой личности в современной конституционной юриспруденции рассматривается как универсальная ценность, признаваемая в международных правовых актах и Конституции РФ (в интерпретации Конституционного Суда РФ). Универсальность достоинства не исключает, а предполагает уникальное для каждой страны конституционное и интерпретационное измерение, так как правовые формы признания и охраны достоинства должны выражать фундаментальные религиозные, моральные и этические концепции, принятые в обществе» [9].

В.Н. Корнев обоснованно указывает, что «достоинство личности как фундаментальную ценность следует рассматривать также в качестве неотъемлемого основополагающего права, т.е. составляющего важнейшую предпосылку для обладания другими основными конституционными правами и свободами человека и гражданина. С другой стороны, можно сказать, что целью основных конституционных прав и свобод являются реальное обеспечение и гарантированность достоинства личности. Таким образом, фундаментальная конституционная ценность «достоинство человеческой личности» состоит в диалектическом единстве с иными конституционными ценностями, находясь при этом на вершине иерархии конституционных ценностей» [10].

         В заключении необходимо констатировать, что права человека – это, прежде всего, ценность-средство, которое не является самоцелью, а выступает очень важным, но вспомогательным инструментом, который направляет все свои усилия на реальное утверждение, обеспечение и гарантирование в государственно-правовой и общественной жизни центральной и фундаментальной конституционной ценности – достоинство личности.   

 

Список использованной литературы:

1. Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: введение в теорию [Текст] / В.М. Шафиров. – Красноярск, 2004.; Шафиров В.М. Соотношение права и закона: человекоцентристский подход [Текст] / В.М. Шафиров // Источники права: проблемы теории и практики / Материалы конференции. – М: РАП, 2008.; Шафиров В.М. Правопонимание: человекоцентристский подход [Текст] / В.М. Шафиров / Теоретические и практические проблемы правопонимания. Материалы III Международной научной конференции, состоявшейся 22-24 апреля 2008 года в Российской Академии Правосудия / под ред. В.М. Сырых и М.А. Заниной. 2-е изд. М.: РАП, 2010.

2. Шафиров В.М. Соотношение права и закона: человекоцентристский подход [Текст] / В.М. Шафиров // Источники права: проблемы теории и практики. Материалы конференции. – М: РАП, 2008. С. 73-79.

3. Занина М.А. Теоретические и практические проблемы правопонимания [Текст] / М.А. Занина // Российское правосудие. 2008. № 7. С. 101.

4. Борисов Г.А. Конституция РФ 1993 года: проблемы научного и практического освоения потенциала [Текст] / Г.А. Борисов // Российский конституционализм и современные тенденции развития правовой системы: К 10-летию принятия Конституции РФ: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Ч. 1. Проблемы формирования конституционного государства и режима конституционализма в России: теория, история, практика. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. С. 9.

5. Тодыка Ю.Н. Конституция как акт гражданского согласия [Текст] / Ю.Н. Тодыка // Российский конституционализм и современные тенденции развития правовой системы: К 10-летию принятия Конституции РФ: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Ч. 1. Проблемы формирования конституционного государства и режима конституционализма в России: теория, история, практика. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. С. 31-33.

6. Крусс В.И. Юридическая практика и конституционное правопонимание [Текст] / В.И. Крусс // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 2. С. 4-5.

7. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации [Текст] / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2009. – С. 248.

8. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей [Текст] / С.С. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С. 131, 152-155.

9. Кравец И.А. Достоинство личности: диалог теории, конституционных норм, международных регуляторов и социальной реальности  [Текст] / И.А. Кравец // Журнал российского права. 2019. № 1. С. 124.

10. Корнев В.Н. Интегративная природа Конституции России  [Текст] / В.Н. Корнев // Российское правосудие. 2018. № 12. С. 14.

 

Сведения об авторе:

Палеха Роман Робертович –  кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права и государства, Центральный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Россия, г. Воронеж.

 

INTEGRATIVE HUMAN-CENTER UNDERSTANDING OF LAW AND DIGNITY OF PERSONALITY IN MODERN RUSSIA

Paleha R.R.

Abstract. In this article analyzes the relationship of integrative human-centrist legal thinking and the dignity of the individual in modern Russia.

Keywords: law, understanding of law, integrative law, science of law, personal dignity, modern Russia.  

References:

1. Shafirov V. M. Natural-positive law: introduction to theory [Text] / V. M. Shafirov. – Krasnoyarsk, 2004.; Shafirov V. M. Correlation of law and law: human-centered approach [Text] / V. M. Shafirov // Sources of law: problems of theory and practice / conference Proceedings. - M: RAP, 2008.; Shafirov V. M. law Understanding: human-centered approach [Text] / V. M. Shafirov / Theoretical and practical problems of law understanding. Proceedings of the III International scientific conference, held on 22-24 April 2008 in the Russian Academy of Justice / ed. by V. M. Raw and M. A. Zanini. 2-e Izd. M.: RAP, 2010.

2. Shafirov V. M. Correlation of law and law: human-centered approach [Text] / V. M. Shafirov / / Sources of law: problems of theory and practice. Conference proceedings. - M: RAP, 2008. P. 73-79.

3. Zanina M. A. Theoretical and practical problems of law understanding [Text] / M. A. Zanina / / Russian justice. 2008.  No. 7. C. 101.

4. Borisov G. A. Constitution of the Russian Federation in 1993: problems of the scientific and practical development [Text] / G. A. Borisov // the Russian constitutionalism and modern trends of development of legal systems: the 10th anniversary of the adoption of the Constitution of Russia: SB. materials Intern. scientific.scient. Conf. – Part 1. Problems of formation of the constitutional state and the regime of constitutionalism in Russia: theory, history, practice. - Belgorod: Publishing house of BelSU, 2003. P.9.

5. Todyka Yu. N. The Constitution as an act of civil harmony [Text] / Yu. Tadika // the Russian constitutionalism and modern trends of development of legal systems: the 10th anniversary of the adoption of the Constitution of Russia: SB. materials Intern. scientific.scient. Conf. – Part 1. Problems of formation of the constitutional state and the regime of constitutionalism in Russia: theory, history, practice. - Belgorod: Publishing house of BelSU, 2003. P.31-33.

6. Kruss V. I. Legal practice and constitutional law understanding [Text] / V. I. Kruss / / Constitutional and municipal law. 2005.  No. 2. Pp. 4-5.

7. Marchenko M. N. State and law in the context of globalization [Text] / M. N. Marchenko.  - Moscow: Prospect, 2009. – P. 248.

8. Alekseev S. S. Mystery and power of law. Science of law: new approaches and ideas. The right in life and destiny of people [Text] / S. S. Alekseev.  2nd ed., Rev. and DOP. – M.: Norma, 2009. P. 131, 152-155.

9. I. A. Kravets personal Dignity: dialogue of theory, constitutional norms, international regulators and social reality [Text] / I. A. Kravets // Journal of Russian law. 2019.  No. 1. P. 124.

10. Kornev V. N. Integrative nature of the Constitution of Russia [Text] / V. N. Kornev / / Russian justice. 2018.  No. 12. P.14.