ИДЕЯ МОНАРХИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.Ю. ВИТТЕ
Жуйкова Татьяна Николаевна
Доцент кафедры теории и истории
права и государства,
к.и.н., доцент
Центральный филиал ФГБОУВО «РГУП»,
Россия, г.
Воронеж
Аннотация. В статье
рассматривается как идея
монархизма, своеобразно эволюционировав под влиянием внешних обстоятельств,
продолжала главенствовать в общеполитических представлениях С. Ю. Витте о формах
государственного устройства.
Ключевые слова: неограниченное самодержавие,
монархизм, монархическое государство консерватизм, славянофильство, форма
правления.
На раннем этапе карьеры, у будущего министра финансов и автора манифеста
17 октября 1905 года, С.Ю. Витте еще не сформировалось цельной и авторизованной
системы взглядов. Хотя стоит отметить, что значительное влияние на формирование
его мировоззрения оказала семья, в которой были сильны монархические позиции. Детские
и юношеские годы будущего министра финансов, его братьев и сестер прошли в духе
основных принципов уваровской теории официальной народности: самодержавие,
православие и народность. «…вообще, вся моя семья была в высокой степени
монархической семьей, и эта сторона характера осталась и у меня по наследству»
- впоследствии писал он в своих Воспоминаниях. [1]
В молодые годы Витте увлекся
славянофильскими теориями и это отвечало на данном этапе его воспитанию,
характеру и мироощущению. Так, в 70-е годы XIX века он сотрудничал в Одесском славянском благотворительном обществе,
которое занималось отправкой русских добровольцев в сербскую армию во время
сербо-турецкой войны. [1]
А в 80-е годы XIX века даже опубликовал в газете И. С.
Аксакова «Русь» пару статей. Его сближали со славянофилами взгляды на
историческую миссию русского царизма и самобытность экономического развития
России. [2]
После убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881 года,
Витте под сильным впечатлением от случившегося, подал идею создания дворянской
конспиративной организации для охраны императора и борьбы с революционерами их
же методами. Эта организация впоследствии получила название «Священная
дружина». Из нескольких сот участников «Дружины» Витте был едва ли не
единственным, рассказавшим в своих «Воспоминаниях» об этой организации. [1]
Создание «Священной дружины» было
связано с острой политической борьбой за власть и влиянием на царя в окружении
Александра Ш. Воцарение Александра Ш открыло дорогу к власти силам, которые
выступали против либеральных реформ Александра II. Просуществовав не более года, эта
организация свою деятельность прекратила. Своей деятельностью в Священной дружине,
Витте показал преданность режиму, обратил на себя внимание и установил связи,
необходимые в будущей карьере.
Когда Вите писал в «Воспоминаниях» «…я родился монархистом и надеюсь
умереть таковым», то на наш взгляд, он не кривил душой. Действительно, идея
монархизма, своеобразно эволюционировав под влиянием внешних обстоятельств,
продолжала главенствовать в его общеполитических представлениях о формах государственного
устройства. «Вдумываясь в деятельность С. Ю. Витте, как министра путей
сообщения и затем финансов, - вспоминал известный юрист А.Ф. Кони, - надо
признать, что через нее, красной нитью проходит его представление, как о лучшей
форме правления, о неограниченном самодержавии, опирающемся на способных,
энергичных и снабженных знанием и долголетним опытом по своей части министров,
умеющих выбирать себе наиболее подходящих помощников». [3]
«Кто создал российскую империю так, как она
была еще десять лет тому назад?» - задавал вопрос Витте. И тут же давал ответ:
«Конечно неограниченное самодержавие. Не будь неограниченного самодержавия, не
было бы российской великой империи». [1]
Витте считал, что наилучшая форма
правления в России есть неограниченная монархия. Но при наличии определенных
условий.
Во-первых, самодержавие должно быть правовым, то есть руководствоваться
обязательными для всех законами, иначе оно вырождается в «хаотическое правление»,
«произвол». [4]
«Прочный консерватизм и
прочный порядок, - писал Витте, - могут основываться только на законности, а до
тех пор, пока в население не войдет в плоть и в кровь законность, до тех пор
можно будет всегда ожидать самых невероятных сюрпризов». [1]
Во-вторых, самодержец должен обладать
определенными качествами. «Прежде всего, - указывал Витте, - от самодержца
требуется сильная воля и характер, затем возвышенное благородство чувств и
помыслов, далее ум и образование, а также воспитание.» «Наличие природного ума
не есть самое главное для монарха, - уверял Витте, - и с изрядным и даже
ограниченным умом можно быть не только хорошим, но и даже великим монархом.» [1]
Идеальным самодержцем в представлении
Витте был Александр Ш. «Это был тип действительно самодержавного монарха,
самодержавного русского царя» - с пафосом отмечал он. [1]
Главной
заслугой Александра Ш, по мнению Витте, было то, что «он мог поддержать и
сохранить исторически сложившееся в России неограниченное самодержавие», а
также и то, что «после тринадцатилетнего царствования он оставил Россию
сильной, спокойной, верующей в себя».
[1]
Необходимо отметить, что Витте был противником
идеи непогрешимости царя, якобы руководимого во всем божественным провидением,
справедливо полагая, что монарх тоже может ошибаться. «Неограниченный
самодержец, - отмечал он, - в самое короткое время может разрушить все,
сделанное его предшественниками.» [1]
Как, например, считал
Витте, это сделал Николай II,
который «многолетними не только несоответственными, но губительными действиями
расшатал государство». [1]
Какой хотел Витте видеть Россию в будущем?
Экономически независимой и самое главное с сильной верховной властью. К
сожалению, по его мнению, Николай II таковой не обладал. “Царь, не имеющий царского
характера, не может дать счастия стране», - писал он. Николай II был представлен Витте в
Воспоминаниях как «самолюбивый царь и манерный преображенский полковник»,
который «не был создан, чтобы быть императором вообще, а неограниченным
императором такой империи, как Россия, в особенности». [1]
Являясь
дальновидным политиком Витте понимал, что поступательный ход истории, сама
жизнь требуют преобразований. События начала ХХ века, русско-японская война
1904-1905 годов, политическая и экономическая нестабильность в обществе, все
чаще приводят Витте к выводу, что «нужно изменение всего режима.» [1]
Являясь
в душе поклонником неограниченного самодержавия, Витте пришел к заключению, что
«другого выхода, как разумного ограничения самодержавия нет. Это, по-видимому,
- отмечал он, - неизбежный исторический закон при данном положении существ,
обитающих на нашей планете.» Витте не легко было написать эти строки. «Все
страны перешли к конституционному правлению, - уверял он, - и пришли к нему не
без конвульсий. При таком положении вещей, хотя бы основанном на человеческом
заблуждении, трудно, а при данных обстоятельствах невозможно держаться на
образе правления, постепенно уже откинутом.» [1]
Витте предлагал пережить эту
«историческую фазу движения народов» и мечтал о том времени, когда «может быть,
опять родится стремление к единоличному управлению судьбами народов». [1]
Справедливую
оценку политических взглядов Витте дала ему его жена Матильда Ивановна. «Он не
был либералом, ибо не сочувствовал нетерпеливому устремлению либералов
переустроить сразу, одним мгновением весь государственный уклад; он не был и
консерватором, ибо презирал грубые приемы и отсталость политической мысли,
характеризовавшую правящую бюрократию России.» [1]
Давая оценку политическим взглядам Витте
можно отметить, что его невозможно считать последовательным и принципиальным
политиком, так как его взгляды менялись под влиянием времени и конъюнктуры. Среди
государственных деятелей последних лет существования Российской империи, Витте
выделялся необычайным прагматизмом, граничащим с политиканством. Идеологические
взгляды теоретика нередко отступали у него на задний план перед реально
возможным для министра. Когда его линия не находила поддержки в правительстве,
он прибегал к лавированию, приспосабливался, даже поступаясь собственными
взглядами. Так, в условиях революции 1905-1907 годов особенно ярко проявилась
противоречивость его натуры. Оставаясь на позициях безусловной поддержки
самодержавия, с одной стороны, он провалил осенью 1904 года проект министра
внутренних дел П.Д. Святополк – Мирского, выступив против выборных
представителей общественности в Государственный Совет, а с другой – подготовил
манифест 17 октября, даровавший России конституционные свободы.
Список
использованной литературы:
1. Витте С.Ю. Воспоминания [Текст] / С.Ю.
Витте. Т. 1 - 3. М.: Издательство социально-экономической
литературы, 1960.
2. Русь. – 1885. - № 3. - 19 января. – С.18.
3.
Кони А.Ф. Сергей Юльевич Витте. Отрывочные воспоминания. – М.: Право и жизнь,
1925.
4. Письма С. Ю. Витте к Д.С. Сипягину
(1900-1901 гг.) //Красный архив. – 1926. – Т. 5 (18) .
Сведения
об авторе:
Жуйкова
Татьяна Николаевна – кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры
теории и истории права и государства, Центральный филиал федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный университет правосудия», Россия, г. Воронеж
THE
IDEA OF MONARCHICAL STATE AND LAW IN THE ACTIVITY OF S.Y. WITTE
Zhuikova T.N.
Annotation. The article discusses as the idea of
monarchism, having originally evolved under the influence of external
circumstances, continued to dominate in the General political ideas of S. Y.
Witte about the forms of government.
Keywords:
unlimited
autocracy, monarchy, monarchical government conservatism, Slavophilism, the
form of ruling.
References:
1. Witte S.Yu.
Memories [Text] / S.Yu. Witte. T. 1 - 3. M.: Publishing house of socio-economic
literature, 1960.
2. Russia. - 1885.
- No. 3. - January 19. - P. 18.
3. Koni A.F.
Sergey Yulievich Witte. Sketchy memories. - M.: Law and life, 1925.
4. Letters from S.
Yu. Witte to D.S. Sipyagin (1900-1901 years) // Red archive. - 1926. - T. 5
(18).