Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Карташов И.И.

 доцент кафедры уголовно-процессуального права, к.ю.н.,

 Российский государственный университет правосудия,

Центральный филиал, Россия, г. Воронеж

Застрожнов Н.А.

магистрант,

Российский государственный университет правосудия,

Центральный филиал, Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Авторы анализируют один из основных принципов оперативно-розыскной деятельности – принцип конспирации через призму использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, конспирация, результаты оперативно-розыскной деятельности.

 

Одной из существенных особенностей оперативно-розыскной информации, которая оказывает существенное влияние на возможность ее использования в доказывании, является режим ее получения, сопряженный с соблюдением строгой конспирации. Как справедливо отмечают Б.П. Михайлов и С.А. Меринова, «решение стратегических и оперативно-тактических целей и задач противоборства с преступностью невозможно без их конспиративного обеспечения на всех уровнях» [8, с.18]. При том, что принцип конспирации закрепляется в ФЗ об ОРД (ст. 3) в качестве неотъемлемого атрибута оперативно-розыскной деятельности, его содержание не раскрывается [2]. Видимо законодатель исходит из того, что термин является общепризнанным и дополнительных пояснений не требуется. Однако среди ученых и практиков не сложилось единого мнения относительно содержания этого принципа.

Согласно токовому словарю Ожегова: «Конспирация – методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своей деятельности и членов» [9]. В другом толковом словаре конспирация понимается в двух значениях: «1. Методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне ее деятельности; соблюдение тайны.
2. Действия, предпринимаемые с целью сохранения чего-либо в тайне, в секрете» [4]. Однако, оперативно-розыскная деятельность вполне легальна. Более того, сам факт ее осуществления, а также перечень субъектов, наделенных соответствующим правом закреплен в законе и тайной не является. Таким образом, из выше приведенных толкований можно сделать вывод, что применительно к оперативно-розыскной деятельности конспирация должна пониматься как сохранение в тайне не самого ее факта, а отдельных ее элементов. Какие же аспекты ОРД подлежат сокрытию и от кого? Ответ на этот вопрос является дискуссионным как среди сотрудников оперативных подразделений, так и ученых.

Например, авторы учебника «Теория оперативно-розыскной деятельности» предлагают понимать конспирацию в ОРД как «сохранение в тайне ее сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления» [13, с. 30]. По нашему мнению такое определение сформулировано настолько широко, что подразумевает необходимость сохранения в тайне всей оперативно-розыскной деятельности. Подобным образом поступают и другие авторы, понимая под конспирацией сохранение в тайне от преступников действий оперативно-розыскных органов по их разоблачению, а также результатов такой деятельности до момента их процессуального закрепления [12, с.56].

А.Ю. Шумилов, сужает понятие конспирации, предлагая понимать под ней сохранение «в тайне от посторонних лиц (прежде всего от лиц, совершающих преступление) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства совершения конкретных оперативно-розыскных действий, проведения ОРМ и операций» [15, с.26]. Как видим, автор ввел в понятие конспирации ограничение по кругу осведомленных лиц. Нельзя не согласиться и с тем, что конспирация касается не всей ОРД, а лишь ее части, которые по мнению автора должны ограничиваться проведение конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Похожим образом интерпретируют понятие конспирации и некоторые другие авторы, понимая ее как сохранение в тайне от проверяемых (разрабатываемых) и иных лиц, не имеющих прямого отношения к ОРД, проведения оперативно-розыскных мероприятий [6, с.26].

Согласно иному подходу конспирация направлена на обеспечение тайны «самого важного направления оперативно-розыскной деятельности» – работы с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам [5].

Приведенные суждения демонстрируют, по нашему мнению, крайность взглядов не только на содержание принципа конспирации, но и на оперативно-розыскную деятельность в целом. Попытка систематизировать приведенное разнообразие взглядов на содержание конспирации была предпринята Н.В. Павличенко. В соей работе он сформулировал ответы на поставленные нами выше вопросы: что подлежит сокрытию и от кого? По мнению автора сокрытию «подлежат сведения, относящиеся к государственной и служебной тайне, а также иная информация, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки». Отмечая удачность приведенной формулировки, заметим, что к информацией, могущей привести к раскрытию государственной и служебной тайна, относится самый широкий круг сведений: от факта знакомства определенных лиц до употребления профессионального «оперского» сленга [11, с.23].

Решение второго вопроса, кажущегося на первый взгляд более простым, чем первый, на практике вызывает существенные затруднения. Безусловно, к числу лиц, от которых подлежит сокрытию выше означенная информация, относятся сами фигуранты (проверяемые и разрабатываемые), их связи. Кроме того, некоторые авторы относят к таковым также лиц, не имеющих прямого отношения к организации и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (третьих лиц) [10]. Однако можно ли считать «третьим лицом» сотрудника того же оперативно-розыскного подразделения или надзирающего прокурора? Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях развития коррупционных процессов в правоохранительных органах [14].   

С учетом рассмотренных вопросов Н.В. Павличенко определяет конспирацию «как сохранение в тайне сведений, относящихся к государственной и служебной тайне, а также иной информации, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки, от лиц, способных использовать данную информацию против интересов правоохранительных органов» [10, с. 67].

Приведенное определение некоторыми авторами было подвергнуто критике по причине того, что оно не содержит указание на деятельность «по сокрытию внешних проявлений деятельности», могущих привести к разглашению соответствующих сведений (например, непрофессиональное поведение оперативника в процессе подготовки и проведения оперативно розыскных мероприятий) [7, с. 10-11]. Полагаем, что такую критику нельзя назвать обоснованной, поскольку «сохранение в тайне» подразумевает не только неразглашение определенных сведений, как это понимают критики, но и осуществление комплекса действий по сокрытию и (или) зашифровке (легендированию) оперативно-розыскной деятельности.

Итак, принцип конспирации, являясь одним из основных принципов оперативно-розыскной деятельности, подразумевает сохранение в тайне широкого перечня сведений, в том числе и сведений, составляющих государственную тайну. К ним законодатель относит в том числе сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности (п.4 ст.5 Закона РФ «О государственной тайне) [1]. То есть с одной стороны результаты ОРД относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, и при обращении с ними требуют соблюдения правил конспирации. С другой стороны использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам существенным образом облегчает этот процесс, а в некоторых случаях является единственным способом формирования доказательств. Каждый случай использования результатов ОРД в уголовном процессе предполагает отступление от требований конспирации в той или иной степени. Даже в случае, когда результаты ОРД не рассекречиваются и представляются следователю в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства [3], о них и их содержании становится известно обвиняемому и его защитнику (во время ознакомления с материалами уголовного дела). Таким образом, конспирация вступает в конкуренцию с возможностью использования оперативно-розыскной информации в уголовно-процессуальном доказывании.  В этой связи отметим, что в настоящее время назрела объективная необходимость раскрытия многих процедурных аспектов оперативно-розыскной деятельности, в особенности законодательного закрепления содержания и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий. Рассекречивание процедурной стороны ОРМ не негативного влияния на их эффективность, а напротив, знание процессуальных требований всеми участниками снимет множество спорных вопросов о законности или незаконности тех или иных действий.

 Список использованной литературы:

1. О государственной тайне [Электронный ресурс]: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // СПС КонсультантПлюс» (дата обращения 05.09.2018).

2. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 05.09.2018).

3. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [Электронный ресурс]: приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // СПС КонсультантПлюс» (дата обращения 05.09.2018).

4. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 1. А-Л. - М.: Издательство: «АСТ, Астрель, Харвест, Lingua», 2005. – 1168 с.

5. Калатанов Ю.Н. Обеспечение режима секретности и соблюдение конспирации // Вестник МВД России. - 1996 - № 5. – С. 21-25.

6. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-
розыскной деятельности»: С постатейным приложением
нормативных актов и документов /Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. -
4-е изд., испр. и доп. - М.: Издатель Шумилова И.И., 2002.
- 342 с.

7. Лобзов К.М., Гордиенко В.В. Конспирация и конспиративность в оперативно-разыскной деятельности (теоретико-методологический анализ) // Оперативник (сыщик). - 2011. - № 2 (27). - С. 6-11.

8. Михайлов Б.П., Меринова С.А. Понятие и отличительные признаки института конспирации в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-прикладной аспект) // Оперативник (сыщик). - 2010. - № 3 (24). - С. 18-24.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.

10. Павличенко Н.В. «Конспирация» и «предание гласности» в оперативно-розыскной деятельности: содержание и соотношение // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2010. - №1 (11). - С.62-68.

11. Павличенко Н.В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории: препринт / Н.В. Павличенко. Москва: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. – 47 c.

12. Смирнов М.П. Комментарии опе­ративно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: учеб. пособие. Москва: Экзамен, 2002. - 430 с. 

13. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — X, 762 с.

14. Шумилов А.Ю. Как лучше теоретически изучать и организовать современную полицию и ее оперативно-разыскную деятельность? // Оперативник (сыщик). - 2011. - №4 (29). - С. 17-19.

15. Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности. – Москва, 2007. Сер. Библиотека оперативника (открытый фонд) (Седьмое издание, дополненное и переработанное). – 375 c.

 

PRINCIPLE OF CONSIDERATION AND ITS IMPACT ON THE POSSIBILITY OF USING THE RESULTS OF OPERATIONAL RESEARCH ACTIVITIES IN CRIMINAL PROCEEDINGS

I.I.  Kartashov, N.A. Zastrozhnov

 

Abstract.  The authors analyze one of the basic principles of the operational-search activity - the principle of conspiracy through the prism of using the results of operational-search activity in criminal proceedings.

Keywords: operational-search activity, conspiracy, results of operational-search activity.

References:

1. On State Secrets [Electronic resource]: Law of the Russian Federation of July 21, 1993 №. 5485-1 // ATP «Consultant Plus» (application date 05.09.2018).

2. On the operational-search activity[Electronic resource]: Feder. Law of August 12, 1995 №. 144-FL // ATP «Consultant Plus» (application date 05.09.2018).

3. On approval of the Instruction on the procedure for presenting the results of the operational-search activity to the inquiry body, investigator or court: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ministry of Defense of the Russian Federation, Federal Security Service of Russia, Federal Security Service of the Russian Federation, Federal Customs Service, Foreign Intelligence Service, Federal Penitentiary Service Of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation, Investigative Committee of the Russian Federation of September 27, 2013 № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // ATP «Consultant Plus» (application date 05.09.2018 ).

4. Efremova, T. F. The Modern Dictionary of the Russian Language. In 3 volumes. Volume 1. AL. - M .: Publisher: “AST, Astrel, Harvest, Lingua”, 2005. - 1168 p.

5.  Kalatanov Yu.N. Ensuring secrecy and conspiracy compliance. // Bulletin MIA Russia. - 1996 - № 5. - P. 21-25.

6. Commentary to the Federal Law «On Operational investigative activity»: With itemized application regulations and documents / Avt.- comp. A. Yu. Shumilov. - 4th ed., Rev. and add. - M .: Publisher Shumilova II, 2002. - 342 p.

7. Lobzov K.M., Gordienko V.V. Conspiracy and conspiracy in operational and investigative activities (theoretical and methodological analysis) // Operative (detective). - 2011. - № 2 (27). - P. 6-11.

8. Mikhailov B.P., Merinova S.A. The concept and distinctive features of the institute of conspiracy in the operational-search activity (theoretical and applied aspect) // Operative (detective). - 2010. - № 3 (24). - P. 18-24.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and phraseological expressions. 4th ed., Ext. - M .: LLC “A TEMP”, 2006. - 944 p.

10. Pavlichenko N.V. «Conspiracy» and «publicity» in Operational-Search Activity: Content and Relationship // Jurisprudence and Law Enforcement Practice. - 2010. - №1 (11). - P. 62-68.

11. Pavlichenko N.V. Conspiracy in the operational-search activity: theory questions: preprint / N.V. Pavlichenko. Moscow: Publishing House Shumilova II, 2008. – 47 p.

 12. Smirnov M.P. Comments operatively-search legislation of the Russian Federation and foreign countries: studies. allowance. Moscow: Exam, 2002. - 430 p.

13. Theory of operational-search activity: a textbook / ed. K.K. Goryainov, V.S. Ovchinsky. - 4th ed., Pererab. and add. - Moscow: INFRA-M, 2018. - X, 762 p.

14. Shumilov A.Yu. What is the best way to theoretically study and organize the modern police and its operational investigative activities? // Operative (detective). - 2011. - №4 (29). - P. 17-19.

15. Shumilov A.Yu. Commentary on the Federal Law «On Operational-Search Activity». - Moscow, 2007. Ser. Library operative (open fund) (Seventh edition, supplemented and revised). - 375 p.