РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БОРЬБЫ С
КОРРУПЦИЕЙ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИИ
Бандурка Владислав Борисович
профессор кафедры, канд.
ист. наук, доцент
Рязанское гвардейское высшее
воздушно-десантное командное училище
Россия, г. Рязань
Аннотация. В статье рассматривается
роль средств массовой информации Министерства обороны в борьбе с коррупционными
правонарушениями среди военнослужащих и гражданского персонала. В статье особое
внимание уделяется антикоррупционному потенциалу военных СМИ, практической деятельности
военных СМИ в реализации Национального плана противодействия коррупции в Российской
Федерации и Плана Министерства обороны Российской Федерации по противодействию
коррупции.
Ключевые
слова:
коррупция, средства массовой информации, антикоррупционный потенциал, политика,
программа, образование и воспитание.
Значительным антикоррупционным потенциалом
обладает широкое использование средств массовой информации, реализация принципа
гласности в противодействии многоликой коррупции. Борьба с коррупцией в целом
и с отдельными коррупционерами в Вооруженных Силах не может быть эффективной на
уровне использования стандартных лозунгов о приносимом ими вреде, о потерях и
т.д. Главным сегодня становится борьба
за прозрачность, открытость перед обществом, гласность деятельности
коррупционеров и взяточников независимо от воинского звания и занимаемой
должности. При этом, как справедливо указывается в специальной литературе,
очень важно реально представлять себе, на какую конкретную аудиторию рассчитаны
пропагандистские антикоррупционные материалы, ее интересы, запросы и чаяния,
для того, чтобы вся работа в данной области им соответствовала, носила адресный
характер [1, с. 95].
Многое в деле предупреждения коррупции в
военной организации государства могут сделать печатные СМИ. Система печатных
СМИ Министерства обороны Российской Федерации сегодня включает одну центральную
газету («Красная звезда») и 9 центральных журналов, 12 окружных и флотских
газет, 2 издания видов и родов войск Вооруженных Сил, 8 армейских газет, а
также войсковые многотиражки. Однако, как показывает анализ, в указанных СМИ
практически отсутствуют какие-либо материалы о коррупции в армии, будто данной
проблемы не существует вовсе. В значительной мере это объясняется тем, что «вся
система военных СМИ подчинена командно-административной системе военного
управления» [3, с. 245].
В этих условиях публикация в
подведомственных Министерству обороны СМИ фактов мздоимства и лихоимства
воинских должностных лиц выглядела бы как нонсенс, поскольку никакой военный
руководитель не заинтересован в выносе «сора из избы», субъективно не желая «пилить
сук, на котором сидит». Реальность такова, что сегодня без команды «сверху» ни
один руководитель военного СМИ не рискнет опубликовать материал о коррупции в
Вооруженных Силах, даже если такие факты подтверждены соответствующими
судебными решениями.
Дело существенно облегчается для
независимых СМИ, «которые могут себе позволить критиковать правительство, не
опасаясь репрессий. Даже автократические правители бывают небезразличны к
общественному мнению, если хотят избежать народных волнений» [4, с. 220]. С
этой точки зрения независимые военные СМИ («Право в Вооруженных Силах»,
«Независимое военное обозрение», «Военно-промышленный курьер» и др.) выглядят
более выгодно по сравнению с ведомственными периодическими изданиями.
Тем не менее, одних только независимых
изданий явно недостаточно. Проведение активной антикоррупционной политики в
Вооруженных Силах невозможно без активного вовлечения в этот процесс ведомственных
военных СМИ. Их антикоррупционный потенциал выражается в том, что:
- во-первых, их воздействие на
сознание военнослужащих имеет согласованный и «тотальный» характер, что
заключается в возможности транслирования антикоррупционного информационного
концепта всеми СМИ одновременно, отсутствии в них противоречащей и опровергающей
друг друга информации, что в конечном итоге приводит к «кумулятивному»
эффекту, выражающемуся в воздействии на сознание не через отдельное
информационное сообщение, а через его многократное транслирование всеми СМИ;
- во-вторых, военные СМИ большую
часть информации получают из источников внутри самого военного ведомства.
Отсутствие промежуточных звеньев вроде «достоверных источников» или «надежных
источников» делает сообщаемую ими информацию действительно надежной и
достоверной
[3, с. 245].
Заслуживает всяческой поддержки
предложение о развертывании с помощью и при активной поддержке органов
государственной власти
общероссийской программы по освещению в СМИ фактов коррупции и
тех мер, которые государство и его органы принимают к коррупционным элементам,
а также того, что делается, чтобы в этом деле не было повторений [2, с. 304].
Военные СМИ должны занять свое достойное место в общей системе мер по реализации
антикоррупционной политики в Российской Федерации.
В качестве практических мер реализации
данной программы могли бы стать:
а) введение во всех военных СМИ постоянных
рубрик, в которых публиковались бы материалы, связанные с коррупцией в
Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;
б) опубликование информации обо всех
вступивших в законную силу судебных решениях по осуждению воинских должностных
лиц за
коррупционные преступления, независимо от служебного положения и
воинского звания осужденного;
в) проведение регулярных опросов читателей
по актуальным проблемам борьбы с коррупцией;
г) распространение передового опыта
выявления взяточников, мздоимцев и лихоимцев в Вооруженных Силах;
д) пропаганда лучших образцов честной,
неподкупной, безупречной служебной деятельности воинских должностных лиц;
е) разъяснение широким массам
военнослужащих порядка и правил обжалования неправомерных действий должностных
лиц, проведение юридических консультаций по вопросам законного разрешения
различного рода проблем, возникающих в повседневной служебной деятельности;
ж) оперативное реагирование на поступающие
сообщения о фактах коррупции, активное сотрудничество с правоохранительными
органами, проведение собственных журналистских расследований.
Как уже неоднократно указывалось в
настоящей книге, права
военнослужащих, несмотря на то, что они гарантированы законом,
нередко
нарушаются некомпетентными или коррумпированными военными
руководителями. Защита и восстановление нарушенных прав более
вероятны там, где пресса может свободно изобличать подобного рода руководителей
и открыто ставить вопрос об их компетентности и соответствии занимаемой
должности.
Если с помощью журналистов самые широкие
массы военнослужащих будут активно и откровенно и как очевидцы, и как жертвы
или даже как
участники коррупционных отношений создавать информационное поле,
то долгосрочный эффект от этого будет гораздо сильнее, чем все то, что может
потенциально предпринять государство. В частности, можно было бы в Интернете
создать специальные сайты о коррупции в армии, куда можно было бы помещать
имена коррупционеров, суммы полученных ими взяток и т.п. Это не потребует
вмешательства государства, но способно значительно активизировать механизм
социального контроля над поведением воинских должностных лиц, поскольку коррупция
больше всего боится гласности.
Весьма показательный пример по данному
поводу приводит в своей книге А. Константинов. В Венгрии, где был очень высокий
уровень коррупции в сфере медицины, граждане создали Интернет-сайт, где
пациенты описывали, сколько, кто и как берет взяток, с указанием конкретных
имен и сумм. Это вызвало настоящий скандал, и ассоциация врачей потребовала
закрыть сайт. Но врачам посоветовали разобраться внутри своего сообщества, в
результате чего уровень поборов существенно снизился [2, с. 449].
Многого в антикоррупционном просвещении
военнослужащих можно достичь путем использования различного рода памяток,
буклетов, рекламных листков и видеороликов, которые объясняли бы военнослужащим
их права, разъясняли сущность, вред и опасность коррупции, указывали, куда и
как можно и нужно обратиться с жалобой или с сообщением о факте коррупции.
Очень часто такой информационный материал оказывается для военнослужащих первым
источником сведений о том, что у них имеются определенные права в борьбе со
злоупотреблениями военных чиновников.
Как свидетельствует мировой опыт,
значительный антикоррупционный эффект имеют системы «горячих линий», через
которые военнослужащие могут высказать свои жалобы прямо по телефону.
Например, в Англии власти на местах широко экспериментируют с «горячими линиями»
в целях борьбы с мошенничеством. В Мексике в рамках программы модернизации
системы государственного управления создана система «горячих линий» для
бизнесменов, которые становятся жертвой произвола со стороны государственных
инспекций. Этот метод будет иметь успех, но только при условии, что жалобщик может
обеспечить себе анонимность или не опасаться неблагоприятных последствий для
себя лично [4, с. 230].
В Вооруженных Силах Российской Федерации
практика «горячих линий» активно используется в настоящее время в борьбе с
нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а также для
оперативного решения проблем, возникающих в периоды призывных кампаний. Как
представляется, имеется настоятельная потребность в распространении имеющегося
опыта использования «горячих линий» и на работу по борьбе с коррупцией в
Вооруженных Силах.
Об осознании эффективности данной формы
противодействия коррупции говорит тот факт, что в Общественной палате открыта
«горячая линия» по проблемам коррупции в Вооруженных Силах и иных силовых
структурах.
Национальный план противодействия
коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля
разработку соответствующих антикоррупционных планов в органах
государственной власти, включая Министерство обороны.
Антикоррупционные меры
духовно-нравственного, информационного и воспитательного характера составляют
отдельный раздел плана Министерства обороны Российской Федерации по
противодействию коррупции.
Целями данного раздела являются:
1) формирование антикоррупционного
сознания военнослужащих с учетом проводимой государством антикоррупционной
политики и деятельности общественных объединений антикоррупционной направленности;
2) содействие органам военного управления
в деятельности,
направленной на снижение или нейтрализацию коррупциогенных
факторов и коррупции в Вооруженных Силах в целом.
Для достижения указанных целей должны быть
решены следующие задачи:
1) постоянный мониторинг состояния,
распространенности,
общественной опасности, структуры и динамики коррупции в
Вооруженных Силах;
2) повышение уровня информированности
военнослужащих об их правах на установленные законодательством социальные
гарантии и услуги, о законных способах их получения;
3) внедрение новых моделей участия органов
военного управления и правоохранительных
органов в механизме реализации антикоррупционной политики в Вооруженных Силах;
4) пропаганда антикоррупционных стандартов
поведения воинских должностных лиц при исполнении должностных обязанностей;
5)
антикоррупционное образование и воспитание военнослужащих.
Ожидаемыми
результатами реализации антикоррупционных мер духовно-нравственного,
информационного и воспитательного характера должны стать:
а) объединение усилий представителей
гражданского общества и органов военного управления для противодействия
коррупции в Вооруженных Силах;
6) повышение уровня правовой
просвещенности военнослужащих по законной реализации своих прав на социальные
гарантии и государственные услуги;
в) внедрение новых этических стандартов
поведения воинских
должностных лиц [3, с. 248].
Список использованной литературы:
1. Бинецкий, А. Э. Коррупция: Монография [Текст] / А. Э. Бинецкий. – М.: Известия, 2005. – 342 с.
2. Константинов, А. Д. Коррумпированная
Россия [Текст] / А. П. Константинов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 633 с.
3. Корякин, В. М. Коррупция в Вооружённых
Силах: теория и практика противодействия: Монография [Текст] / В. М. Корякин. –
М.: «За права военнослужащих», 2009. – 336 с.
4. Роуз-Аккерман,
С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. О. А. Алякринского [Текст] / С. Роуз-Аккерман.
– М.: Логос, 2003 – 356 с.
THE ROLE OF THE MEDIA IN
PROMOTING THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN THE RUSSIAN ARMED FORCES
V. B. Bandurka
Abstract.
The article deals with the role of the Ministry of defense mass media in the
fight against corruption offenses among military and civilian personnel. The
article focuses on the anti-corruption potential of the military media, the
practical activities of the military media in the implementation of the
National anti-corruption plan in the Russian Federation and the Plan of the
Ministry of defense of the Russian Federation to combat corruption.
Keywords: corruption, mass media, anti-corruption
potential, policy, program, education and upbringing.
References:
1.
Binetsky, A. E. Corruption: Monograph [Text] / A. E. Binetsky. – M.: Izvestia, 2005. –
342 p.
2.
Konstantinov, A. D. The Corrupt Russia [Text] / A. P.
Konstantinov. – M.: OLMA Media Group, 2006. – 633 p.
3.
Koryakin, V. M. Corruption in the Armed Forces:
theory and practice of counteraction: Monograph [Text] / V. M. Koryakin. – M.: "For the rights of soldiers",
2009. – 336 p.
4.
Rose-Ackerman, S. Corruption and the state. Causes, consequences, reforms /
trans from english. O. A. Alyakrinskiy
[Text] / S. Rose-Ackerman. – M.: Logos, 2003 – 356 p.
Сведения об авторе:
1.
Бандурка Владислав Борисович
2.
Полковник
запаса.
3.
Кандидат
исторических наук, доцент.
4.
Профессор
кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин.
5.
Рязанское
гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище.
6.
7.
vlad.bandurka@yandex.ru