Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИИ

Бандурка  Владислав Борисович

профессор кафедры, канд. ист. наук, доцент

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище

Россия, г. Рязань

Аннотация. В статье рассматривается роль средств массовой информации Министерства обороны в борьбе с коррупционными правонарушениями среди военнослужащих и гражданского персонала. В статье особое внимание уделяется антикоррупционному потенциалу военных СМИ, практической деятельности военных СМИ в реализации Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации и Плана Министерства обороны Российской Федерации по противодействию коррупции.

Ключевые слова: коррупция, средства массовой информации, антикоррупционный потенциал, политика, программа, образование и воспитание.

Значительным антикоррупционным потенциалом обладает широкое использование средств массовой информации, реализация принципа глас­ности в противодействии многоликой коррупции. Борьба с коррупци­ей в целом и с отдельными коррупционерами в Вооруженных Силах не может быть эффективной на уровне использования стандартных ло­зунгов о приносимом ими вреде, о потерях и т.д.  Главным сегодня становится борьба за прозрачность, открытость перед обществом, глас­ность деятельности коррупционеров и взяточников независимо от воин­ского звания и занимаемой должности. При этом, как справедливо ука­зывается в специальной литературе, очень важно реально представлять себе, на какую конкретную аудиторию рассчитаны пропагандистские антикоррупционные материалы, ее интересы, запросы и чаяния, для того, чтобы вся работа в данной области им соответствовала, носила адрес­ный характер [1, с. 95].

Многое в деле предупреждения коррупции в военной организации государства могут сделать печатные СМИ. Система печатных СМИ Министерства обороны Российской Федерации сегодня включает одну центральную газету («Крас­ная звезда») и 9 центральных журналов, 12 окружных и флотских газет, 2 издания видов и родов войск Вооруженных Сил, 8 армейских газет, а также войсковые многотиражки. Однако, как показывает анализ, в указанных СМИ практически отсутствуют какие-либо материалы о кор­рупции в армии, будто данной проблемы не существует вовсе. В значительной мере это объясняется тем, что «вся система военных СМИ подчинена командно-административной системе военного управления» [3, с. 245].

В этих условиях публикация в подведомственных Министерству обороны СМИ фактов мздоимства и лихоимства воинских должностных лиц выглядела бы как нонсенс, поскольку никакой военный руководитель не заинтересован в выносе «сора из избы», субъективно не желая «пи­лить сук, на котором сидит». Реальность такова, что сегодня без коман­ды «сверху» ни один руководитель военного СМИ не рискнет опублико­вать материал о коррупции в Вооруженных Силах, даже если такие факты подтверждены соответствующими судебными решениями.

Дело существенно облегчается для независимых СМИ, «которые мо­гут себе позволить критиковать правительство, не опасаясь репрессий. Даже автократические правители бывают небезразличны к обществен­ному мнению, если хотят избежать народных волнений» [4, с. 220]. С этой точ­ки зрения независимые военные СМИ («Право в Вооруженных Силах», «Независимое военное обозрение», «Военно-промышленный курьер» и др.) выглядят более выгодно по сравнению с ведомственными перио­дическими изданиями.

Тем не менее, одних только независимых изданий явно недостаточно. Проведение активной антикоррупционной политики в Вооруженных Силах невозможно без активного вовлечения в этот процесс ведом­ственных военных СМИ. Их антикоррупционный потенциал выражает­ся в том, что:

- во-первых, их воздействие на сознание военнослужащих имеет согласованный и «тотальный» характер, что заключается в возможности транслирования антикоррупционного информационного концепта все­ми СМИ одновременно, отсутствии в них противоречащей и опроверга­ющей друг друга информации, что в конечном итоге приводит к «куму­лятивному» эффекту, выражающемуся в воздействии на сознание не через отдельное информационное сообщение, а через его многократ­ное транслирование всеми СМИ;

- во-вторых, военные СМИ большую часть информации получают из источников внутри самого военного ведомства. Отсутствие проме­жуточных звеньев вроде «достоверных источников» или «надежных источников» делает сообщаемую ими информацию действительно на­дежной и достоверной

[3, с. 245].

Заслуживает всяческой поддержки предложение о развертывании с помощью и при активной поддержке органов государственной власти

об­щероссийской программы по освещению в СМИ фактов коррупции и тех мер, которые государство и его органы принимают к коррупционным элементам, а также того, что делается, чтобы в этом деле не было повто­рений [2, с. 304]. Военные СМИ должны занять свое достойное место в общей системе мер по реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации.

В качестве практических мер реализации данной программы могли бы стать:

а) введение во всех военных СМИ постоянных рубрик, в которых публиковались бы материалы, связанные с коррупцией в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;

б) опубликование информации обо всех вступивших в законную силу судебных решениях по осуждению воинских должностных лиц за

кор­рупционные преступления, независимо от служебного положения и

во­инского звания осужденного;

в) проведение регулярных опросов читателей по актуальным пробле­мам борьбы с коррупцией;

г) распространение передового опыта выявления взяточников, мздо­имцев и лихоимцев в Вооруженных Силах;

д) пропаганда лучших образцов честной, неподкупной, безупречной служебной деятельности воинских должностных лиц;

е) разъяснение широким массам военнослужащих порядка и правил обжалования неправомерных действий должностных лиц, проведение юридических консультаций по вопросам законного разрешения различ­ного рода проблем, возникающих в повседневной служебной деятельно­сти;

ж) оперативное реагирование на поступающие сообщения о фактах коррупции, активное сотрудничество с правоохранительными органами, проведение собственных журналистских расследований.

Как уже неоднократно указывалось в настоящей книге, права

военно­служащих, несмотря на то, что они гарантированы законом, нередко

на­рушаются некомпетентными или коррумпированными военными

руко­водителями. Защита и восстановление нарушенных прав более вероят­ны там, где пресса может свободно изобличать подобного рода руково­дителей и открыто ставить вопрос об их компетентности и соответ­ствии занимаемой должности.

Если с помощью журналистов самые широкие массы военнослужа­щих будут активно и откровенно и как очевидцы, и как жертвы или даже как

участ­ники коррупционных отношений создавать информаци­онное поле, то долго­срочный эффект от этого будет гораздо сильнее, чем все то, что может потенциально предпринять государство. В частности, можно было бы в Интернете создать специальные сайты о коррупции в армии, куда можно было бы помещать имена коррупционеров, суммы полученных ими взяток и т.п. Это не потребует вмешательства госу­дарства, но способно значительно активизировать механизм социально­го контроля над поведением воинских должностных лиц, поскольку кор­рупция больше всего боится гласности.

Весьма показательный пример по данному поводу приводит в своей книге А. Константинов. В Венгрии, где был очень высокий уровень корруп­ции в сфере медицины, граждане создали Интернет-сайт, где пациенты описывали, сколько, кто и как берет взяток, с указанием конкретных имен и сумм. Это вызвало настоящий скандал, и ассоциация врачей потребова­ла закрыть сайт. Но врачам посоветовали разобраться внутри своего со­общества, в результате чего уровень поборов существенно снизился [2, с. 449].

Многого в антикоррупционном просвещении военнослужащих можно достичь путем использования различного рода памяток, буклетов, рек­ламных листков и видеороликов, которые объясняли бы военнослужа­щим их права, разъясняли сущность, вред и опасность коррупции, указы­вали, куда и как можно и нужно обратиться с жалобой или с сообщени­ем о факте коррупции. Очень часто такой информационный материал оказывается для военнослужащих первым источником сведений о том, что у них имеются определенные права в борьбе со злоупотреблениями военных чиновников.

Как свидетельствует мировой опыт, значительный антикоррупцион­ный эффект имеют системы «горячих линий», через которые военнослу­жащие могут высказать свои жалобы прямо по телефону. Например, в Англии власти на местах широко экспериментируют с «горячими лини­ями» в целях борьбы с мошенничеством. В Мексике в рамках програм­мы модернизации системы государственного управления создана систе­ма «горячих линий» для бизнесменов, которые становятся жертвой про­извола со стороны государственных инспекций. Этот метод будет иметь успех, но только при условии, что жалобщик может обеспечить себе анонимность или не опасаться неблагоприятных последствий для себя лично [4, с. 230].

В Вооруженных Силах Российской Федерации практика «горячих линий» активно используется в настоящее время в борьбе с нарушени­ями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а также для оперативного решения проблем, возникающих в периоды призыв­ных кампаний. Как представляется, имеется настоятельная потребность в распространении имеющегося опыта использования «горячих линий» и на работу по борьбе с коррупцией в Вооруженных Силах.

Об осознании эффективности данной формы противодействия кор­рупции говорит тот факт, что в Общественной палате открыта «горячая линия» по проблемам коррупции в Вооруженных Силах и иных сило­вых структурах.

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., предусматривает

раз­работку соответствующих антикоррупционных планов в органах

госу­дарственной власти, включая Министерство обороны.

Антикоррупционные меры духовно-нравственного, информационного и воспитательного характера составляют отдельный раздел плана Министерства обороны Российской Федерации по противодействию коррупции.

Целями данного раздела являются:

1) формирование антикоррупционного сознания военнослужащих с учетом проводимой государством антикоррупционной политики и деятельности общественных объединений антикоррупционной направлен­ности;

2) содействие органам военного управления в деятельности,

направ­ленной на снижение или нейтрализацию коррупциогенных факторов и коррупции в Вооруженных Силах в целом.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи:

1) постоянный мониторинг состояния, распространенности,

обществен­ной опасности, структуры и динамики коррупции в Вооруженных Силах;

2) повышение уровня информированности военнослужащих об их правах на установленные законодательством социальные гарантии и услуги, о законных способах их получения;

3) внедрение новых моделей участия органов военного управления и  правоохранительных органов в механизме реализации антикоррупционной политики в Вооруженных Силах;

4) пропаганда антикоррупционных стандартов поведения воинских должностных лиц при исполнении должностных обязанностей;

5)  антикоррупционное образование и воспитание военнослужащих.

          Ожидаемыми результатами реализации антикоррупционных мер ду­ховно-нравственного, информационного и воспитательного характера должны стать:

а) объединение усилий представителей гражданского общества и ор­ганов военного управления для противодействия коррупции в Воору­женных Силах;

6) повышение уровня правовой просвещенности военнослужащих по законной реализации своих прав на социальные гарантии и государ­ственные услуги;

в) внедрение новых этических стандартов поведения воинских

дол­жностных лиц [3, с. 248].

Список использованной литературы:

1. Бинецкий, А. Э. Коррупция: Монография [Текст] / А. Э. Бинецкий. – М.: Известия, 2005. – 342 с.

2. Константинов, А. Д. Коррумпированная Россия [Текст] / А. П. Константинов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 633 с.

3. Корякин, В. М. Коррупция в Вооружённых Силах: теория и практика противодействия: Монография [Текст] / В. М. Корякин. – М.: «За права военнослужащих», 2009. – 336 с.

4. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. О. А. Алякринского [Текст] / С. Роуз-Аккерман. – М.: Логос, 2003 – 356 с.

THE ROLE OF THE MEDIA IN PROMOTING THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN THE RUSSIAN ARMED FORCES

V. B. Bandurka

Abstract. The article deals with the role of the Ministry of defense mass media in the fight against corruption offenses among military and civilian personnel. The article focuses on the anti-corruption potential of the military media, the practical activities of the military media in the implementation of the National anti-corruption plan in the Russian Federation and the Plan of the Ministry of defense of the Russian Federation to combat corruption.

Keywords: corruption, mass media, anti-corruption potential, policy, program, education and upbringing.

References:

1. Binetsky, A. E. Corruption: Monograph [Text] / A. E. Binetsky. – M.: Izvestia, 2005. – 342 p.

2. Konstantinov, A. D. The Corrupt Russia [Text] / A. P. Konstantinov. – M.: OLMA Media Group, 2006. – 633 p.

3. Koryakin, V. M. Corruption in the Armed Forces: theory and practice of counteraction: Monograph [Text] / V. M. Koryakin. – M.: "For the rights of soldiers", 2009. – 336 p.

4. Rose-Ackerman, S. Corruption and the state. Causes, consequences, reforms / trans from english. O. A. Alyakrinskiy [Text] / S. Rose-Ackerman. – M.: Logos, 2003 – 356 p.

Сведения об авторе:

1.                Бандурка Владислав Борисович

2.                Полковник запаса.

3.                Кандидат исторических наук, доцент.

4.                Профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

5.                Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище.

6.                390007, г. Рязань, ул. Октябрьский городок 49, кв. 100.

7.                vlad.bandurka@yandex.ru