Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


ИЗУЧЕНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК И МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Сахарова Дарья Алексеевна

Магистрант кафедры «Государственное и муниципальное управление»,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»,

Россия, г. Москва

Галкин Андрей Игоревич

Доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», к.э.н.,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»,

Россия, г. Москва

 

Аннотация. Конфликты интересов, возникающие как в государственном, так и частном секторах, тревожат общественность во многих странах мира. Ситуации, связанные с конфликтами интересов на государственной службе уже давно стали объектом конкретной политики, законодательства и управленческих подходов, направленных на сохранение добропорядочности и незаинтересованности механизмов принятии решений, используемых правительством и другими институтами государственной власти. В данной статье рассматривается определение конфликта интересов на государственной службе. Кроме этого, авторами проанализирован зарубежный опыт управления конфликтами интересов в государственном секторе.

Ключевые слова: управление конфликтами, конфликт интересов, государственный сектор, зарубежная практика.

 

На сегодняшний день вопрос о выборе способов и моделей управления конфликтами интересов в государственном секторе является актуальным и своевременным в связи с возникновением негативных ситуаций и проявлением дестабилизирующего поведения под воздействием конфликтов интересов. Случаи, когда государственные служащие осуществляют свои полномочия с целью удовлетворения личных потребностей при нарушении соответствующего законодательства, ведут к неэффективному функционированию институтов государственной власти, повышению коррупционной составляющей, формированию негативного имиджа государственной службы, снижению доверия к представителями государственной власти со стороны граждан и упадку морального аспекта общества. Тем самым, изучение и применение лучших, в том числе зарубежных практик по управлению конфликтами интересов на государственной службе является необходимым инструментом, способным усовершенствовать управленческие процессы и механизм формирования профессиональных компетенций государственных служащих.

Прежде чем перейти к изучению лучших практик и моделей управления конфликтами в государственном секторе, необходимо определиться, что именно подразумевается под понятиями «конфликт интересов» и «управление конфликтами».

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ                       «О противодействии коррупции» конфликт интересов в Российской Федерации понимается как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) [1]. На наш взгляд, данное определение основано, в том числе на понятии конфликта интересов, использующееся на международной арене. Согласно Рекомендациям Совета организации экономического сотрудничества и развития конфликт интересов представляет собой конфликт между общественным долгом и личными интересами государственного служащего, в том случае, когда личные интересы прямо влияют на исполнение должностных обязанностей [3].

В свою очередь, управление конфликтами – процесс осознанного целенаправленного воздействия на конфликты с целью их профилактики и конструктивного завершения, а также уменьшения их негативного и усиление позитивного влияния на функционирование и взаимодействие структурных элементов органов государственной власти по достижению целей, для реализации которых они были созданы [2].

По нашему мнению, на настоящий момент одной из лучших моделей управления конфликтами интересов в государственном секторе является модель Соединенных Штатов Америки. Одну из важнейших ролей по урегулированию конфликтов играет Офис по правительственной этике, главная функция которого выражается в отслеживании и пресечении ситуаций, связанных с конфликтом интересов касательно всех органов государственной власти, государственных корпораций и других организаций государственного сектора. Кроме этого, в большинстве случаев, в результате обнаружения конфликта интересов государственные служащие привлекаются к уголовной ответственности.

Во Франции, кроме того, что государственные служащие, как и в Соединенных Штатах Америки, привлекаются к уголовной ответственности за преступление, именуемое как «незаконный поиск интересов», они не имеют права в течении пяти лет после прекращения трудовых отношений устраиваться на работу в организации, которые они контролировали в период нахождения на государственной службе.

Например, в Великобритании стратегия по управлению конфликтами интересов выстроена вокруг программы утверждения в сфере государственной службы принципов неподкупности и честности. Лояльность служащих по отношению к государству и их воздержание от дискредитирующей гражданскую службу деятельности обеспечиваются за счет действия Морального кодекса поведения государственных служащих.

В свою очередь, в Канаде создана специальная должность, утвержденная положениями Закона о конфликте интересов, – комиссар по конфликту интересов и этике, деятельность которого направлена на минимизацию лоббирования, использования административных ресурсов членами Парламента, кабинета министров, членов совета директоров государственных предприятий.

В рамках изучения лучших практик и моделей управления конфликтами в государственном секторе, на наш взгляд, опыт Сингапура является достаточно передовым в части политики по урегулированию конфликтов интересов. Главная идея заключается в стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения государственного служащего к превышению своих служебных полномочий для удовлетворения личных потребностей. Достижение указанной цели происходит за счет следующих основных принципов [4]:

-       оплата труда государственных служащих приравнивается к средней заработной плате успешно работающих менеджеров в частном секторе;

-       требовательность и строгость в делах, связанных с конфликтом интересов и коррупцией в отношении государственных служащих для поддержания позитивного имиджа и авторитетности высокопоставленных политических личностей;

-       четко регламентируемая и контролируемая ежегодная отчетность государственных служащих обо всех доходах, расходах и имуществе (в большинстве случаев сотрудники Бюро по расследованию случаев коррупции проверяют все банковские, акционерные и другие счета государственных служащих);

-       устранение излишних административных барьеров для развития государственного и экономического секторов.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в большинстве стран превалирует такое направление антикоррупционной деятельности в системе государственной службы как профилактика конфликтов интересов (превентивные меры регулирования). Оно непосредственно базируется на внедрении административной морали, представляющей собой этические и дисциплинарные нормы. В рамках данного направления, ключевыми инструментами по предотвращению и предупреждению конфликтов интересов являются механизмы наставничества, консультирования, обучения государственных служащих и создания определенных административных регламентов (кодексов) с изложением этическим норм поведения [4]. Тем самым, при должном развитии духовно-нравственных ценностей, чувства ответственности, служебных этических норм и морального аспекта, государственный служащий без доли сомнений будет соблюдать все права и обязанности, ограничения, запреты и требования к служебному поведению при выполнении своих должностных полномочий.

Кроме этого, в большинстве зарубежных стран созданы специализированные органы, являющиеся самостоятельными и независимыми звеньями среди органов государственной власти, которые обеспечивают урегулирование конфликтов интересов на государственной службе. Например, в Китае создан Антикоррупционный комитет, занимающийся расследованием и обнаружением конфликтов интересов и коррупционных преступлений, в том числе за некоторые из которых применяется смертная казнь. В Соединенных штатах Америки контроль за недопущением конфликтов интересов осуществляется специальными комитетами Конгресса США: Специальный сенатский комитет по этике, Комитет по стандартам служебного поведения должностных лиц палаты представителей, Комитет по правительственным операциям. В Португалии эффективной мерой по управлению конфликтами интересов, принятой Правительством, является создание Центрального управления по ведению следствия и уголовному преследованию.

Помимо административной этики, к числу эффективных зарубежных практик управления конфликтами в государственном секторе следует отнести также и административную прозрачность государственной службы. В странах EC уделяется повышенное внимание вопросам обеспечения административной прозрачности по различным вопросам, в том числе и при приеме на государственную службу. Административная прозрачность подразумевает под собой обеспечение доступа граждан к административным файлам, данным о развитии карьеры служащих, включая дисциплинарные вопросы. Интересный опыт можно отследить в Дании, Швеции и Финляндии: в этих странах распространена практика публикации списков всех претендентов на государственную службу, и неотобранное лицо может даже ознакомиться с личными делами своих непосредственных конкурентов [5].

Таким образом, изучение зарубежной практики, поиск наиболее интересных и полезных практик представляется необходимым шагом для дальнейшего совершенствования механизма урегулирования конфликта интересов на государственной службе. Как можно было заметить, основной акцент в рамках управления конфликтами интересов в органах государственной власти смещается на саморегулировании государственных служащих, формировании у них морально-нравственных установок, результатом чего становится безусловное принятие и соблюдение всеми служащими соответствующего законодательства Российской Федерации (требований, запретов и ограничений).

Список использованной литературы:

1.                О противодействии коррупции [Текст]: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52, ч. I-II. – Ст. 6228.

2.                Магомедов Г.М. Концептуальная модель управления конфликтами в организации [Текст] // Магомедов Г.М. // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 227-232.

3.                Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе [Текст] // статья. — Лоббист № 5. — Институт муниципального управления, 2008. — 11 с. — С.1-11.

4.                Цыбикова А.А. Особенности управления конфликтом интересов на государственной службе за рубежом на примере систем государственного управления США, Германии и Австралии [Текст] // Цыбикова А.А // Вестник университета. — 2013.—№ 23.— С. 227-229.

5.                Черняк T.B. Механизмы профилактики конфликта интересов и борьбы с коррупцией на государственной службе: опыт стран Европейского Содружества [Текст] // Черняк T.B.  // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сборник научных трудов по итогам Второй Всероссийской научной конференции. Институт философии и права Уральского отделения PAH, 2016. С. 211–212.

 

Сведения об авторах:

Галкин Андрей Игоревич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва

Сахарова Дарья Алексеевна – магистрант кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва


STUDYING THE BEST PRACTICES AND MODELS OF CONFLICT MANAGEMENT IN THE PUBLIC SECTOR

Sakharova D.A., Galkin A.I.

 

Abstract. Conflicts of interest that arise in both the public and private sectors alarms the public in many countries around the world. Situations related to conflicts of interest in the public service have long been the subject of specific policies, legislation and management approaches aimed at preserving the integrity and lack of interest in decision-making mechanisms used by the government and other government institutions. This article discusses the definition of conflict of interest in the public service. In addition, the authors analyzed foreign experience in managing conflicts of interest in the public sector.

Keywords: conflict management, conflict of interest, public sector, international experience.

 

References:

1.                On combating corruption [Text]: Feder. Law of December 25, 2008 No. 273-FZ // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2008. - № 52, part I-II. - Art. 6228.

2.                Magomedov G.M. Conceptual model of conflict management in organizations [Text] // Magomedov G.М. // Basic research. - 2014. - № 8-1. - p. 227-232.

3.                OECD Guidelines for Resolving Conflicts of Interest in the Public Service [Text] // article. - Lobbyist number 5. - Institute of Municipal Management, 2008. - 11 p. - C.1-11.

4.                Tsybikova A.A. Features of conflict of interest management in the civil service abroad on the example of the public administration systems of the USA, Germany and Australia [Text] // Tsybikova A.A. // University Bulletin. - 2013. — № 23. — p. 227-229.

5.                Chernyak TB. Mechanisms for preventing conflict of interest and fighting corruption in the public service: the experience of the countries of the European Union [Text] // Chernyak TB // Actual problems of scientific support for the state policy of the Russian Federation in the field of countering corruption: a collection of scientific papers on the results of the Second All-Russian Scientific conference. Institute of Philosophy and Law, Ural Branch, PAH, 2016. pp. 211–212.