Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


АКТЁРСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАСКРЕПОЩЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО АРТИСТА-ВОКАЛИСТА

Барабанова А. В.

магистрант 2 курса кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Россия, г.Москва

Научный руководитель: Аликина Е. В.

 доцент кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО  «Московский городской педагогический университет»,

Россия, г.Москва

 

Аннотация. В статье описываются актёрские тренинги для раскрепощения начинающих артистов-вокалистов на сцене.

Ключевые слова: актёрский тренинг, вокальное искусство, дикция, мимика, пантомима, артистизм.

 

Интерес к творческой театральной деятельности человеку прививается с раннего возраста, так как воспитанники детского сада, школы участвуют в различных мероприятиях, в театральных и музыкально-литературных постановках. Но не все дети чувствуют себя уверенно на сцене. Поэтому для раскрепощения личности существуют специальные актерские тренинги, разработанные выдающимися деятелями театрального искусства: К.С. Станиславским, Ф.И. Шаляпиным, С.В. Гиппиусом, В.Э. Мейерхольдом.

Любому спортсмену для получения каких-то результатов необходимы каждодневные тренировки. Так и вокалисту необходимо тренировать свой дыхательный, артикуляционный, певческий аппарат. Зачастую певец, который хорошо поет, не является полноценным артистом, потому, что не владеет актерским мастерством. Для тех, у кого есть данная проблема, эта статья будет очень актуальна, так как в ней рассматривается несколько актерских тренингов, полезных для вокалистов. Обратим внимание на то, что, всё-таки, развивать актерские качества человека желательно в детском возрасте, так как ребенок, не стесняясь, смело повторяет все упражнения. А взрослый боится казаться смешным со стороны и сделать что-то неверно.

В XXI веке критерием успеха является результат творческой деятельности, а сам процесс отходит на второй план. Поэтому систематический подход к воспитанию юного артистичного исполнителя с помощью актерских тренингов представляется особенно важным.

Актерский тренинг - это тренировка памяти и внимания, снятие телесных и психологических зажимов, воспитание выдержки и стойкости, преодоление страха сцены, развитие творческого воображения. Групповые занятия придают ребенку уверенности и смелости выступать перед аудиторией; учат управлять своими чувствами и эмоциями; вырабатывают такие качества как открытость, искренность, внимательность, коммуникативность.

Актёрские тренинги помогают развить артистизм, который состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: психофизического, эмоционально-эстетического и художественно- логического [2, с.11].

Более подробно остановимся на психофизическом компоненте, который состоит из психических процессов, таких как внимание, воображение, волевое проявление; и физических данных (голоса, дикции, мимики, пантомимы). Управление данными процессами является профессиональной потребностью для артиста, так как благодаря элементам данного компонента вокалист свободно владеет художественно-коммуникативными действиями.

Воображение выполняет важную роль в проявлении артистизма. Его продуктивность функционирования в художественно-коммуникативной деятельности зависит от степени развития способности к сопереживанию (эмпатии) у артиста. Эта способность влияет на высокую творческую мобильность и продуктивность.

В.Ф. Жданов разработал оригинальную методику воспитания слуха и образного воображения вокалистов. Данная методика включает в себя импровизацию на основе различных гармонических оборотов, звучащих на фортепиано, которые совершаются сиюминутно на одном слоге (ля). Слушая гармоническое сопровождение, будь то аккомпанемент или вступление к музыкальному произведению, вокалист сосредотачивается на том образе, который предлагает ему инструментальное начало и тем самым «включает» свою фантазию и воображение [5, с.234-235].

Очень часто преподаватели на мастер-классах используют следующую методику, которая основывается на эмоциональном состоянии. Вокалисту предлагается пропеть одну и ту же фразу то грустно, то весело, с тоской или пафосно, гневно или разухабисто.

Методика В.Ф. Жданова ставит вокалиста в «предлагаемые обстоятельства» (по К.С. Станиславскому), тем самым развивая образное воображение артиста.

Не менее важную роль в психофизическом компоненте артистизма вокалиста занимает внимание, которое характеризуется динамикой, оперативностью, многообъектностью. К.С. Станиславский в своих книгах придавал особое значение теории кругов внимания, выделяя «малый», «средний», «большой». С помощью упражнений на круги внимания артист не только тренирует наблюдательность и чувствительность, но и может научиться расширять или покидать свою зону комфорта, что очень необходимо, находясь на сцене [2, с.11].

В малом кругу, человек сосредотачивается только на собственных чувствах и телесных ощущениях, не забывая при этом следить за своими мыслями. Всё, что находится за пределами его тела, не должно его отвлекать, будь то шум машин за окном или работающий телевизор.

После «малого» круга можно попробовать переключиться на «средний», то есть перевести своё внимание на более обширную область – комнату, аудиторию, часть зала. Чтобы удержать внимание аудитории в «среднем» кругу необходимо вести себя ярче и громче, применяя дополнительные методы удержания внимания, такие как различные интонации, жесты, перемещения.

«Большой» круг – это размеры всего зала или городской улицы. Размеры его зависят от дальнозоркости смотрящего.

Данные упражнения будут полезны и в повседневной жизни. Проделывая их, человек становится более наблюдательным и свободным в своих действиях.

Мимика, пантомима и речь являются особыми составными элементами психофизического компонента артистизма вокалиста. Мимика в профессиональной деятельности артиста очень важна, так как является индикатором эмоциональных проявлений, а также «инструментом» общения вокалиста с публикой. При слиянии мимики с пантомимой, движениями тела, жестами, пластикой воздействие её на аудиторию возрастает в разы. Всем этим должен уметь обладать специалист вокально-сценического искусства.

«Любой музыкально-пластический знак или интонация – это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца. И это биение включается в интимный смысл музыки. Почти любая интонация может быть переосмыслена в реальных жестах, пантомиме, мимике…» - пишет В.В. Медушевский [3, с.42].

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Мир мимики и жестов очень разнообразен, ведь каждый жест имеет своё название. Например, жест-дразнилка – это высунутый язык, жест-удивление – поднятые брови, жест-испуг – обхват руками голову. Более подробное описание жестов и ситуаций, в которых они употребляются можно найти в лингвострановедческом словаре «Жесты и мимика в русской речи» (редакция А.А. Акишиной, Х. Кано).

Читатель данной статьи сиюминутно может проделать упражнения на мимику. Для этого просто надо погрузиться в данную ситуацию. Например:

1. Вы удивлены. (Узнали сколько страниц должно быть в дипломе)

2. Вам не вкусно, неприятно. (Кислый лимон)

3. Выразить боль. (Болит живот)

4. Выразить радость. (Выиграли путёвку на море)

И подобных ситуаций можно придумать много. Или просто понаблюдать за собой в жизни, вспомнить те, или иные моменты.

Существует даже «Театр мимики и жеста», где используются разные невербальные средства. Показательным может стать упражнение «Взгляд». Продемонстрируйте ваш взгляд на своего соседа:

·                   с укоризной,

·                   с надеждой,

·                   со злом,

·                   с грустью;

·                   с агрессивностью;

·                   с удивлением.

Пантомима – это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов.

Хорошим тренингом пантомимы является упражнения «Инсценировка» или «Решение ситуативных задач» (участникам предлагается без слов, с помощью своего тела донести информацию для слушателя), или например, упражнение «Насос и мячи» - данное упражнение может проводиться и в группе, и индивидуально. Один из участников (может быть взрослый) становится насосом, другие мячами. Мячи стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен, голова опущена. Насос начинает надувать мячи. Сопровождая действия звуком. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок.

Помимо тренингов и упражнений на пантомиму существуют игры, такие как «Крокодил», «Активити». Цель данных игр постараться объяснить загаданный предмет, фразу или явление без слов, с помощью пантомимы.

Речь – это особое средство воздействия, которое может «разжечь» или «погасить» силу эмоциональных процессов. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо постоянно работать над техническими возможностями артикуляционного аппарата и усовершенствовать его.

Хорошим тренингом для отработки различных неудобных сочетаний звуков является чёткое произношение скороговорок [1, с.63].

Также необходимо уметь управлять своим голосом и в динамическом и скоростном аспектах. Для этого надо прочитать известное стихотворение тихо, громко, быстро, медленно и т.д.

К.С. Станиславский неоднократно говорил, что «хорошо сказанное слово – уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь», тем самым подчёркивая сложность искусства речи и пения [4, c.58].

Вокальное искусство – это сфера синтеза актёрской игры, музыки и слова. Артист-вокалист должен одинаково хорошо обладать превосходной дикцией, пластикой, мимикой и голосом, чтобы суметь донести до зрителя образ исполняемого произведения. Существует огромное множество различных актёрских тренингов и упражнений, но самое эффективное – это концертная практика – необходимый атрибут обучения артиста. Она позволяет не только отшлифовывать необходимые навыки, но и учит работать в реальных условиях и с настоящими зрителями. Чем чаще вокалист выходит на сцену к зрителю, тем быстрее он преодолевает страх и волнение, что благотворно скажется на дальнейшем сценическом существовании певца.

Список использованной литературы:

1.                Алфёрова, Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение / Л.Д. Алфёрова, Изд. 4-е. СПб.: СПбГАТИ, 2012. – 104 с.

2.                Майковская, Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта/ Л.С. Майковская, М., Музыка, 2006. – 111 с.

3.                Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский, М., Музыка – 1976. – 254 с.

4.                Станиславский, К.С., Немирович-Данченко, В.И.  Станиславский и Немирович-Данченко об искусстве актера-певца: Сборник материалов. Ред. Г.В. Кристи, О.С. Соболевская / К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М., Искусство, 1973. – 141с.

5.                Сашинкова,  Р.П. Развитие образного воображения студентов-вокалистов как творческий процесс [Электронный ресурс] / Р.П. Сашинкова // Вестник МГУКИ, 2015. – № 2(64) – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-obraznogo-voobrazheiiya-studentov-vokalistov-kak-tvorcheskiy-protsess (Дата обращения: 25.11.18).

Сведения об авторе:

Барабанова Алеся Владимировна – студентка II-го курса магистратуры кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: alesya-08.05.2012@mail.ru;