Главная страница журнала "Центральный научный вестник"


ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ПАРКОВ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗЕЛЁНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ МЕМОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Алымова А.В.

 Курский государственный университет

Россия г. Курск

Научный руководитель: Батраченко Е.А.

Курский государственный университет

Россия г. Курск

 

Аннотация. Статья посвящена особенностям стилей парков мемориально-ландшафтных комплексов и роли зеленых насаждений.

Ключевые слова: регулярный стиль, парки, зеленые насаждения, садово-парковые ансамбли, мемориальные комплексы, культурные ландшафты.

 

В каждую историческую эпоху с её эстетическими требованиями, техническими возможностями складывается свой комплекс принципов и приемов. Парки как форма синтеза природы и различных видов искусств были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с философией, живописью, народными традициями, экологией и другими науками [3].

Данная тема является актуальной и на сегодняшний день, так как территории мемориальных и природных комплексов пользуются большой популярностью среди экскурсантов и поэтому поддержание исторического вида с сохранением их мемориального облика - это значимая задача.

Взаимосвязи различных наук определили облик садов и парков, их стилевую направленность. При этом сформировались два основных стилевых направления - регулярное и пейзажное.

Устройство парков в регулярном стиле достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII-XVIII века), примером чего являются сады Версаля. Моду на регулярные парки быстро переняли в других странах Европы, отсюда распространённое название регулярных садов как «французских».

Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Основной лейтмотив этого стиля - порядок. Четкость плана и строгость линий - главное, что отличает садовые композиции регулярного стиля. Одно из непременных условий, при которых сад любого размера может быть назван регулярным, - наличие в его композиции того или иного типа симметрии. Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках. Как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей [2, 3].

Главной задачей при уходе за такими мемориальными комплексами является сохранение былого облика исторической территории.   

Среди первых регулярных садово-парковых ансамблей виднейшее место принадлежит Летнему саду - резиденции Петра I.

Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные дороги. Они пересекались поперечными, образуя квадраты боскетов, обрамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами - липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшиеся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украсили фонтанами [3].

Резиденция Петра  I  открывает собой целый ряд шедевров ландшафтного зодчества новой столицы и в то же время еще несет в себе черты, характеризующие переходную эпоху в садовом искусстве Российского государства.

Регулярное стилевое направление также хорошо просматривается  на примере парка «Клины» - усадьбы Л.Н. Толстого.

 Парк разбит в классическом стиле по образцу французских регулярных ансамблей. Создание регулярного парка относится к первому этапу истории усадьбы и является важной составной частью музея. Название парк получил из-за своей планировки: внешние аллеи замыкаются квадратом, а внутренние пересекаются в центре, деля территорию на 8 треугольников-клинов. Регулярность парка заключается в том, что он имеет геометрически правильную планировку, с выраженной симметричностью и правильностью композиции. Характеризуется прямыми липовыми аллеями, являющимися осями симметрии и внутренними, образующими геометрически-четкие сектора [3, 4].

Живописный парк «Клины» был одним из любимейших мест великого русского писателя и главной целью является сохранение неповторимой красоты и подлинного облика усадьбы, а также восстановление выпавших растений флоры парковой зоны для сохранения исторического вида.  Поэтому максимальное поддержание растительности составляет один из первостепенных аспектов.

Главной и основной проблемой при озеленении  культурного ландшафта является сохранение его мемориальности, т.к. в качестве центрального его ядра выступает природный комплекс.

Зеленые насаждения вместе с элементами инженерного благоустройства формируют неповторимый образ мемориальных комплексов, обеспечивают его гармоническое включение в ландшафт окружающей территории. В мемориальных парках растения несут важную «смысловую» нагрузку [1].

Из описи М.Н. Волконской 1811 года следует, что в парке «Клины» произрастают растения злаковых пород, такие как: мятлик лесной (Poa nemoralis), овсяница красная (Festuca rubra L.), полевица обыкновенная (Agrostis capillaris), тимофеевка луговая (Phleum pratense), райграс пастбищный (Lolium perenne). Среди злаковых травосмесей встречались такие растения как: Виола трехцветная (Viola tricolor), Аквилегия обыкновенная (Aquilegia vulgaris), Синюха голубая (Polemonium caeruleum) [4].

В парковой части заповедника произрастает 17 видов местной древесной флоры, 11 интродуцентов, в том числе 8 хвойных. В количественном соотношении преобладают три лиственные породы: липа мелколистная (33%), клен остролистный (23%) и береза бородавчатая (16%). Ясень, яблоня, вяз, и черемуха составляют 5-6% от числа стволов, остальные породы представлены незначительным количеством деревьев или единичными экземплярами. Все виды древесно- кустарниковой растительности соответствуют мемориальности, кроме ели колючей, которая введена в состав насаждений как наиболее газоустойчивая порода вместо ели обыкновенной. Породный состав кустарников разнообразен: сирень обыкновенная (Syringa vulgaris L), сирень венгерская (Syringa Josikaea Jacg.), чубушник венечный (Philadelphus coronarius), роза собачья (Rosa canina L.), роза морщинистая (Rosa rugosathumb), карагана древовидная (Caragаna arborеscens), спирея (Spiraea), жимолость татарская (Lonicera tartarica L.), жимолость обыкновенная (Lonicera xylosteum L.), бересклет бородавчатый (Euonymus verrucosus), бересклет европейский (Euonymus europaea L.), бузина красная (Sambucus racemosa L.), лещина обыкновенная (Corylus avellana L.) [2,5].

Древесно-кустарниковая растительность садово-паркового ансамбля характеризуется большим возрастным диапазоном - от 10 до 240 лет, что отражает весьма динамичный процесс, происходящий в насаждениях усадьбы в течение всего периода ее существования. Количество мемориальных деревьев составляет около 20% от общего числа растительности территории [4].

В подведении итога необходимо отметить, что усадебная архитектура, планировка парков XIX веков в масштабном и типологическом отношении отражает определенные тенденции, общие закономерности построения, а также передают дух эпохи жизни выдающихся людей. Главной задачей при озеленении мемориальных усадеб - сохранить былой облик и имеющиеся на территории насаждения [1].

Список использованной литературы:

1.  Агальцова А.В. Сохранение мемориальных лесопарков / А.В. Агальцова. -  М.: Лесная промышленность,1980. -  253 с.

 

2. Гусеев Н.Н. История музея-заповедника «Ясная Поляна». История паркоустройства / Н.Н. Гусеев. -  М.: Центрпроект - группа «ЭРКО», 1998. -  330 с.

3. Коляда Е.М. Мемориально-ландшафтный комплекс как объект истории и художественной культуры / Е.М. Коляда // Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета. – 2011. - №3. -  С. 251-260.

4.  Лепкович И.П. Ландшафтное искусство. Паркостроение, городское озеленение, биодизайн; эстетика сельской местности, усадеб, дорог; национальные парки, заповедники, резерваты / И.П. Лепкович. - СПб.: ДИЛЯ, 2004.- 400 с.
5 Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: учеб.для вузов: спец. «Архитектура» /С.С.  Ожегов. - Москва: Стройиздат, 2003. - 232 с.

 

Сведения об авторе:

1.            Алымова Анастасия Владимировна – студентка, Курский Государственный Университет, e-mail: nastena.alymova.96@mail.ru