Главная страница журнала "Центральный научный вестник"

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ХИЩЕНИЯМ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Упоров И.В.

КрУ МВД России, г. Краснодар

 

Аннотация. Обосновывается  актуальность борьбы с хищения имущества (перевозимых грузов) на железнодорожном транспорте и раскрываются основные факторы, детерминирующие этот вид преступных хищений. В числе причин и условий, способствующих хищениям, называется экономический фактор, профессиональная подготовка органов внутренних дел, проблема коррупции. В данной статье автор развивает ряд своих суждений, которые были опубликованы ранее.

Ключевые слова: хищения, железнодорожный транспорт, преступность, противодействие, экономика, профессионализм, коррупция.

 

Несмотря не техническое совершенствование подвижного состава и средств защиты перевозимых грузов, на железнодорожном транспорте еще совершается значительный объем хищений чужого имущества. В этой связи В.В. Носова и А.Ю. Васенин отмечают следующее: «в настоящее время основную часть похищенных грузов составляют нефтепродукты, металлы и другие сырьевые ресурсы, огромная доля которых приходится на экспортные грузы России, что, несомненно, наносит ущерб экономике государства и экономическим интересам российских компаний, в которых перевозочные процессы играют важнейшую роль. Как правило, данные преступления являются тщательно подготовленными. Анализ уголовных дел показывает, что преступления в сфере хищения грузов в основном подготавливаются и совершаются организованными преступными группами с участием должностных лиц, сотрудников правоохранительных органов и иных государственных, а также коммерческих организаций в масштабе Российской Федерации» [4, с. 159]. Так, в  литературе приводятся сведения о том, что за первое полугодие 2017 г. на  Северо-Кавказской магистрали  было пресечено более трехсот попыток хищения  перевозимых грузов [1]. Аналогичное положение и в других регионах.

Для правоохранительных органов противодействие этим преступлениям представляет повышенную сложность, среди которых обусловленная перемещением грузов различная подведомственность такого рода дел, когда, например, факт хищения был обнаружен а пункте назначения, а само изъятие имущества – в другом регионе, и ведомственная согласованность занимает порой немало времени. В уголовно-правовой литературе указываются также, что при оперативно-следственной работе органов внутренних дел по хищениям на железнодорожном транспорте «главная особенность - очень большая территория обслуживания ... И хотя для выявления хищения созданы посты ведомственной охраны и  отделы по борьбе с преступными посягательствами на грузы, зачастую очень сложно установить, где именно и при каких обстоятельствах они происходят, если нет очевидцев. Когда в адрес получателя приходит вагон с грузом, представителем железной дороги вызывается сотрудник органов внутренних дел, приемосдатчик, представитель грузополучателя и в их присутствии вскрывается пломба, которой он опечатан. В вагоне должны быть накладные, иные документы на данный груз, при соответствии груза этим документам считается, что он пришел без хищения. Если выявляется хищение - составляется коммерческий акт, который является основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сейчас владельцы грузов могут и не обращаться в правоохранительные органы, а решать вопрос о компенсации ущерба исключительно в порядке страховки или гражданского иска. Тогда мы имеем дело с сокрытием преступления, которое тоже является одной из проблем. В первую очередь в нем присутствует выгода перевозчика - он идет на это ради сохранения своего имиджа. К сожалению, уголовное дело возбуждается только по заявлению грузополучателя» [5].

Указанные сложности, в свою очередь, детерминируется рядом факторов. И здесь прежде всего необходимо назвать экономический фактор, а именно спад производства,  безработица, снижение жизненного уровня значительной большей части населения. Так, по данным исследования, проведенного Г.М. Тамбовцевой, «увеличение безработицы на 1 % влечет рост преступности на 5 %» [6, с. 13]. Кроме того, регулярные невыплаты заработной платы, их периодические задержки усиливают тенденцию криминализации законопослушных граждан, часть из которых решается на кражи чужого имущества, в том числе грузов, провозимых железнодорожным транспортом. Следует согласиться, далее, с тем, что «одной из причин развития преступности в современной России явился упадок общественной морали, снижение уровня нравственного и правового сознания, в результате чего участие в преступности захватило широкий круг людей из разных классов и слоев общества» [2, с. 17]. Действительно, духовно-нравственная сфера нашего общества и постепенная деформация социально-нравственных критериев у населения играет большое значение в развитии преступности в целом. Неблагоприятное воздействие и криминогенную роль на сознание людей, особенно несовершеннолетних и молодежи, оказывают многие интернет-сети, произведения литературы и средства массовой информации негативного содержания (пропагандирующие обман, насилие, предательство, которыми так изощренно пользуются организованные преступники). Приходится констатировать, что уровень воспитательного процесса в стране значительно снизился, идет процесс привыкания молодежи к преступности, в которую вовлекаются все новые участники, в частности лица несовершеннолетнего возраста. Большую общественную опасность представляют так называемые смешанные группы, в состав которых входят как лица несовершеннолетнего возраста, так и взрослые, обладающих преступным опытом.

В частности, разновозрастной смешанный состав участников группы способствует формированию организованных преступных групп, специализирующихся на кражах грузов из контейнеров, перевозимых по железной дороге.  Существенным фактором, влияющим на состояние преступности, является уровень профессионализма сотрудников органов внутренних дел, которые непосредственно борются с преступностью. Острота проблемы была обозначена руководством МВД РФ, когда в августе 2005 г.  было опубликовано открытое обращение к сотрудникам МВД РФ, в котором четко обозначалась позиция: искоренить в рядах защитников правопорядка бездушие, хамство, безразличие к людям, тем более стяжательство и беззаконие, поскольку  большинство проблем возникает из-за недобросовестности, непорядочности, а то и просто невоспитанности сотрудников правоохранительных органов. Поэтому неудивительно, что простой народ не только не верит своей милиции, а порой ее боится [7]. В этом контексте следует  заметить, что с рубежа 1990 г. наблюдалось сокращение профессионального ядра следственных работников, что усугубляет сложившуюся ситуацию. Аналогичная ситуация наблюдалась и по оперативным работникам. А ведь преступления, совершаемые на железнодорожном транспорте, имею особую специфику, и здесь очень важно закреплять кадры.

В последние годы, после реформы  правоохранительных органов (появление полиции) ситуация несколько улучшилась, но по-прежнему остается напряженной. Так, В.Л. Шапошников  в этой связи указывает следующее: «в оперативных подразделениях, органах предварительного следствия, призванных осуществлять борьбу  с хищениями на транспорте, в настоящее время имеют место невысокий уровень профессиональной компетентности сотрудников, связанный с отсутствием специальных знаний в этой области, опыта практической деятельности; отсутствие должного контроля со стороны руководителей следственных и оперативных подразделений за содержанием и результатами работы подчиненных; игнорирование специфики работы железнодорожного транспорта, его отдельных систем; отсутствие современных научно обоснованных методик раскрытия и расследования преступлений, связанных с хищением грузов; неиспользование положительного опыта правоприменительной деятельности» [8, с. 228].

Хищения на железнодорожном транспорте  детерминирует также другое преступное явление – коррупция,  выступающая как продажа власти в качестве товара [3¸ с. 99].  К сожалению, это явления нередки, и они затрудняют эффективную борьбу с хищениями на железнодорожном транспорте. Как представляется, при разработке мер по предупреждению таких преступлений необходимо учитывать рассмотренные детерминирующие факторы и включать их в соответствующие разделы при планировании деятельности правоохранительных органов.

Список использованной литературы:

1. Кто и зачем ворует у Российских железных дорог? [Электронный ресурс] // Юга.ру. 2017. 27 июля. URL: https://www.yuga.ru/articles/society/8103.html (дата обращения: 01.12.2018).

2. Кудрявцев В.Н. Социальные причины организованной преступности в России // Организованная преступность и коррупция.  2000. № 1. С. 9-16.

3. Кулагин Н.И. К вопросу об определении понятия коррупции // Вопросы борьбы с преступностью. Волгоград, 2004. С. 96-97.

4. Носова В.В., Васенин А.Ю. Краткий обзор преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7. С. 158-161.

5. Петров А., Чуб А.В. Хищения на транспорте: диалог юристов // ЭЖ-Юрист.  2007. N 10. С. 4-5.

6. Тамбовцева  Г.М. Проблемы борьбы с организованной преступностью. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. СПб, 2001. 26 с.

7. Фалалеев М. Превентивный удар МВД // Российская газета.  2005. 9 августа.

8. Шапошников В.Л. Особенности раскрытия и расследования краж грузов, совершаемых на железнодорожном транспорте // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4. С. 225-231.

Сведения об авторе:

Упоров Иван Владимирович – д.и.н., к.ю.н., профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

COUNTERACTION TO THEFT OF OUTSIDE PROPERTY

BY RAILWAY TRANSPORT

Uporov I.V.

Abstract. The relevance of the fight against theft of property (cargo) on railway transport is justified and the main factors determining this type of criminal theft are revealed. Among the causes and conditions conducive to embezzlement, is called the economic factor, professional training of internal affairs bodies, the problem of corruption. In this article, the author used a number of his judgments that were published earlier.

Keywords: embezzlement, railway transport, crime, counteraction, economy, professionalism, corruption.

References:

1. Who and why steals from the Russian railways? [Electronic resource] // Yuga.ru 2017. July 27th. URL: https://www.yuga.ru/articles/society/8103.html (access date: 01.12.2018).

2. Kudryavtsev V.N. Social causes of organized crime in Russia // Organized crime and corruption. 2000. № 1. P. 9-16.

3. Kulagin N.I. On the definition of the concept of corruption // Issues of combating crime. Volgograd, 2004. P. 96-97.

4. Nosova V.V., Vasenin A.Yu. A brief overview of the crimes committed on the railway transport // Humanities, socio-economic and social sciences. 2016. № 6-7. Pp. 158-161.

5. Petrov A., Chub A.V. Plunders on transport: the dialogue of lawyers // EZh-Lawyer. 2007. N 10. P. 4-5.

6. Tambovtseva G.M. Problems of fighting organized crime. Abstract of Diss. ... Cand. legal sciences. St. Petersburg, 2001. 26 p.

7. Falaleev M. Preventive blow of the Ministry of Internal Affairs // Russian newspaper. 2005. August 9.

8. Shaposhnikov V.L. Features of the disclosure and investigation of thefts of goods committed on the railway transport // Leningrad Law Journal. 2015. N 4. P. 225-231.