√лавна€ страница журнала "÷ентральный научный вестник"

”„≈Ќ»≈ ќ ÷¬≈“≈

ѕопова яна јлександровна

—тудент гр. ƒј—-1-15

¬олг√“” »ј»—, г. ¬олгоград, –‘

Email: popovayana2207@yandex.ru

ќнищук јнастаси€ √еннадьевна

—тудент гр. ƒј—-1-15

¬олг√“” »ј»—, г. ¬олгоград, –‘

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† †††††††††††††††††††Email: hystya1997@mail.ru

 

јннотаци€. ¬ статье рассматриваютс€ цвет и цветовое воздействие на человека, основы композиции цвета, психологи€ цвета. ќписываютс€ визуальные отношени€ между цветами и их структура.

 лючевые слова: цвет, треугольник, контраст, цветовой круг.

††††††

¬клад »оганна √ете, »оханнеса »ттен, Ёжена ƒелакруа в развитие понимани€ и воспри€ти€ цвета поистине высок.

1. »оганн ¬ольфганг √ете.

††††††† √ете был не согласен с теорией света Ќьютона и считал, что должен боротьс€ с его Ђзаблуждени€миї. ќн искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерност€х цветового зрени€. ѕовторив эксперимент Ќьютона, он увидел, что цвета по€вл€ютс€ только на границе или по кра€м чего-либо.
††††††† ¬ своих учени€х √ете подчеркнул цвета на три категории:
1) ѕоложительные цвета : оранжевый, желтый, и желто-красный. ѕримен€€ их, создаетс€ позитивное настроение.
2) ќтрицательные цвет : синий, красный. —оздает унылое, в€лое и грустное настроение.
3) Ќейтральные цвет Ц зеленый.
“ак воздействие различных цветов, привод€т к разным эмоци€м и разнообразным состо€ни€м человека. √ете делил их по воздействию на человека по следующим 2 видам: психические и физические. ѕервые вли€ли на непосредственно организм человека, а вторые на его духовным мир.

††††† √ете выдел€ет последующие гармоничные цветовые сочетани€: желтый- красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.
††††† ÷ветовой круг √ете отличаетс€ от круга Ќьютона тем, что заключает в себе не последовательность цветов цепочку из трех пар. ќни €вл€ютс€ дополнительными, т.е. на одну половину созданные человеческим глазом, а на другую не зависимые от него (рис 1). “ак же между гармонической цветовой парой существуют отношени€ и дополнени€.

–ис.1 - ”чение о цвете ….¬. √ете. [7]

††††† ѕомимо этого, √ете делил цвета на Ђхарактерныеї и Ђнехарактерныеї. ќни также могут вызывать искренние чувства, но в отличие от гармоничных не привод€т к состо€нию психологического баланса.
Ђ’арактерныеї - это такие цветовые сочетани€, которые составл€ют цвета, разбившие в цветовом круге одной краской.
∆елтый и синий - пустое, слабое сочетание, которому не хватает (дл€ целостности) красного. „увство, которое оно создает, √ете называет Ђобыденнымї.
∆елто-красный Ц это смесь с сине-красным вызывает раздражение, эффект €ркого.
—оединение цветов особенность пары создает цвет, наход€щийс€ (в цветовом круге) между ними.
ЂЌехарактерныеї - это смесь двух р€дом расположенных цветов своего круга. »х близость приводит к маловеро€тному впечатлению.
“ак, желтый с зеленым √ете называет Ђвычурно-веселымї, а синий с зеленым - Ђвычурно-противнымї.

2.     »оханнес »ттен

√армони€ Ц равновесие, симметри€ сил. ≈го взгл€д отражают отношение между музыкой и цветом. »ттен воплотил цветовые аккорды и разработал р€д цветовых гармоний, использу€ 12 цветов. ќн использовал первичные, вторичные и третичные цвета (рис. 2).

жветовой круг ÐШ. ÐШттенÐ∞
–ис.2 - ќсновы дизайна: “еории цвета. [8]

††††† ††††††  первичным относ€тс€ - желтый, красный и синий. ќни помещены в треугольник с желтым цветом в верхней части, а красный в правой нижней части и синий в левой нижней части. Ќад этим треугольником находитс€ еще один цвет, в котором вписан шестиугольник. ¬ равнобедренных треугольниках между гран€ми шестиугольника расположены три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух цветов, называемые вторичными цветами. ¬ радиусе от первого круга находитс€ другой круг, разрезанный на двенадцать равных секторов. ¬ этом кругу наход€тс€ первичный и вторичный цвета, оставл€€ пустую €чейку после каждого цвета. ¬ этих пустых €чейках наход€тс€ третичные цвета, каждый из которых получен в результате смешивани€ первичного и вторичного цвета.

†††† ÷ветовые контрасты.
†††† »ттен был одним из первых, который разработал успешные средства создани€ €рких цветовых контрастов. ќн выделил семь типов контрастов (рис. 3):
††† 1)  онтраст цветовых сопоставлений.
††† 2)  онтраст светлого и тЄмного.
††† 3)  онтраст холодного и тЄплого.
†† 4) —имультанный контраст.
†† 5)  онтраст цветового насыщени€.
††† 6)  онтраст дополнительных цветов.
††† 7)  онтраст цветового распространени€.
Сон. КÐ∞ртинÐ∞ ПÐ∞Ð±ÐїÐ¾ ПикÐ∞ÑÑÐ¾ÐœÑƒÐґÑ‡Ð¸Ð½Ð∞ в ÐЈÐ¾ÐїÐ¾Ñ‚Ð¾Ð¼ ÑˆÐїÐµÐ¼Ðµ. РембрÐ∞ндтКрик. Ð≠двÐ∞рд ÐœÑƒÐ½ÐºÐ¡Ð¾Ð²ÐїÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ðµ Ð¾Ð´ÐµÐґÐ´ с ХристÐ∞. Ð≠ÐїÑŒ Греко
КупÐ∞ние крÐ∞сного коня. Петров-ВодкинПортрет Ð½ÐµÐ¸ÐЈÐ²ÐµÑÑ‚Ð½Ð¾Ð³Ð¾. Ð‘Ð¾Ñ‚Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÐїÐїÐ¸ÐŸÐ¾ÑÑ‚Ð¾ÑÐ½ÑÑ‚Ð²Ð¾ пÐ∞мяти. СÐ∞ÐїÑŒÐ²Ð∞дор ДÐ∞ÐїÐ¸†††††††††††††† –ис. 3 Ц ѕримеры цветовых контрастов соответственно списку [2]
†††† »ттен был первым, кто ввел цветовую температуру в теории цвета . Ёксперименты показали разницу в 5 -7 градусах в индивидуальных ощущени€х человеком тепла или холода между рабочим кабинетом, окрашенным в сине-зеленый, и рабочим кабинетом, окрашенным в красно-оранжевый цвет. —ине-зеленый замедл€ет кровообращение, а красно-оранжевый стимулирует его. “еплые цвета, такие как красный, оранжевый, желтый и коричневый, вызывают ощущение тепла и комфорта и позитива дл€ зрител€. ¬ результате объекты, окрашенные в этот цвет, стимулируют, двигатьс€ вперед. ’олодные же цвета, такие как синий, зеленый и серый, отступают на задний план.  онтраст теплого и холодного можно использовать дл€ создани€ приближени€ и отдалени€.
†††† ƒополнительные цвета были определены »ттеном как Ђд
ва или более цвета €вл€ютс€ гармоничными, если их смесь представл€ет собой нейтральный серый цветї [2]. ƒополнительный контраст существует, когда два дополнительных цвета расположенных р€дом. ƒва хроматические цвета, которые при смешивани€ дают белый цвет, так же считаютс€ дополнительными. ƒва дополнительных цвета образуют пару. ќни противоположны друг к друг, но также нуждаютс€ друг к друге.  аждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который представл€ет собой отношению к нему дополнительным.††

3.     Ёжен ƒелакруа

††† Ёжен ƒелакруа не любил серый цвет в живописи и старалс€ не обращатьс€ к нему из-за нейтрализации серым цветом чистых тонов. “ак же активно занималс€ осмыслением цветовой гармонии. (рис.4)

††††††††

†††††††††† –ис.4 - “реугольник Ё. ƒелакруа. ÷ветовой треугольник ћайера. [6]

††††† «а свою творческую де€тельность он первым сформулировал, а затем и создал Ђцветовой треугольникї - колористическую систему взаимодействи€ цветов[6]. ≈го принцип основан на вращении треугольника, чье ребро будет указывать на цвет, получающийс€ в результате смешени€ цветов, на которые направлены его вершины. “ак же следует отметить выведенные им три закономерности:
1) ¬ соседних четверт€х располагаютс€ родственно-контрастные цвета. –аздел€ющиес€ в свою очередь на две группы - теплые (основанные на желтом, красном и зеленом) и холодные (синий с уклоном в зеленый и сине-красные цвета).

2) “ермин Ђцветова€ гармони€ї (сочетание цветов, вызывающее при€тные чувства - не режущие глаз) применим дл€ цветов, наход€щихс€ на противоположных концах палитры, на которые указывают вершины треугольника. ѕри этом треугольник может быть повернут как угодно - результат всегда будет радовать глаз.

3) ƒва родственно-контрастных цвета будут смотретьс€ выгоднее, если использовать с ними более темные или более светлые, но близкие им по тону цвета.

Ќо если внимательно разобрать колористическую систему взаимодействи€ цветов ƒелакруа, можно заметить, что его схема на самом деле шести цветова€ (как и у –унге).

Ўестигранна€ звезда ƒелакруа состоит из сочетани€ наложенных друг на друга двух треугольников, а именно:  расный, ∆елтый, —иний Ц треугольник простых цветов и ќранжевый, «еленый, ‘иолетовый Ц треугольник двойных цветов. ÷вета в этой шестиконечной звезде контрастные. “ак же они подчеркиваютс€ друг другом, а когда краски смешиваютс€, они убивают друг друга. —реди красок желта€ находитс€ в середине спектра как сама€ €рка€ и светла€, красна€ -тепла€ и темна€, а син€€ Ц холодна€ и темна€. “ак же ƒелакруа разработал цветовой Ђтреугольник-гармонизаторї. ќн описывал следующие правила цветовых гармоний. ќсновное его принципы: Ђ≈сли смешивать два исходных цвета, то промежуточный будет гармонировать с ними. —мешивание двух дополнительных пар цветов дает ахроматический цвет. √армоничными €вл€ютс€ цвета одного тона с различной светлотой, а также с различной насыщенностью (закономерности тона рефлексов)ї.

¬ывод.

Ќесомненно, »ттен, √ете и ƒелакруа привнесли большой вклад в развитие цветовых сочетаний, характеристик цветов и их использовани€. »ттен и √ете были очень схожи в своих учени€х. ѕервый выделил 12 цветов, а второй - 6 в цветовом круге. Ќо три опорных цвета у них отличались. Ѕлагодар€ »ттену, √ете смог продолжить свои исследовани€ и работу над собственной теорией. “ак же их мнение о делении цветов на 3 категории (положительные, отрицательные, нейтральные) сходились. ¬ основе учени€ Ё. ƒелакруа лежал Ђцветовой треугольникї и Ђтреугольник-гармонизаторї, немного отличающийс€ своим принципом вращени€ от »ттена и √ете. Ќо как и »ттен, ƒелакруа активно занималс€ осмыслением цветовой гармонии, так же он был схож с »ттеном в описании образовани€ ахроматических цветов.

—писок использованной литературы:

1. јлександров Ќ.Ќ. “роичность в цветовых модел€х [Ёлектронный ресурс]- –ежим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/1111-alx.pdf (дата обращени€: 10.12.2018).

2. »ттен ». »скусство цвета / ». »ттен; пер. с немец. - 2-е изд.; предисловие Ћ. ћонаховой - ћ.: »здатель ƒ. јронов, 2001. - 96 с.

3. ќхлопкова ќ.ј.  олористическое решение архитектурных объектов на основе систематизации и гармонизации цвета. [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа:http://www.marhi.ru/AMIT/2015/3kvart15/ohlopkova/ohlopkova.pdf (дата обращени€: 10.12.2018).

4.  ѕотокина- урилкина “.ћ. ќсновы цветоведени€ и колористики : учебно-практическое пособие / “.ћ. ѕотокина- урилкина. Ц ¬олгоград: ¬олг√“” 2007.

5.  –ац ј. ѕ. ќсновы цветоведени€ и колористики. ÷вет в живописи, архитектуре и дизайне.  урс лекций / ј.ѕ. –ац. - ћ.: ћ√—”, 2014. - 128 c.

6.  —оздание цветовой гармонии интерьера квартиры [Ёлектронный ресурс]- –ежим доступа: https://mastershouse.ru/articles/svcolor.html (дата обращени€: 10.12.2018).

7.  ”чение о цвете ….¬. √ете [Ёлектронный ресурс] - –ежим доступа: http://cvet-psy.ru/uchenie-o-tsvete-j-v-gete/ (дата обращени€: 10.12.2018).

8.  Miloskiy S. ќсновы дизайна: “еории цвета [Ёлектронный ресурс]- –ежим доступа:††† http://miloskiy.com/osnovy-dizajna-po-stopam-bauhauza-teoriya-tsveta/ (дата обращени€: 10.12.2018).

—ведени€ об авторах:

1.     ѕопова яна јлександровна - студент гр. ƒј—-1-15, ¬олг√“” »ј»—, 4 курс. Email: popovayana2207@yandex.ru

2.     ќнищук јнастаси€ √еннадьевна - студент гр. ƒј—-1-15, ¬олг√“” »ј»—, 4 курс. Email: hystya1997@mail.ru