Главная страница журнала "Центральный научный вестник"

КРУЖОК — КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приймак Е.В.

студентка 5 курса факультета естественных наук

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого»,

Россия г.Тула

 

Аннотация. В статье рассматривается форма учебно – воспитательного процесса: внеурочная работа по химии. Раскрываются общие направления деятельности кружковой работы, а также ее отличия от урочных занятий.

Ключевые слова: внеурочная работа, кружковая работа, химия, исследовательская деятельность, кружок.

 

Приоритетной задачей современной школы сегодня является создание образованной, творческой, культурной личности. Следовательно, основой развития познавательной компетентности учащегося является использование активных форм обучения. Они возникают и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда школьник не просто слушатель, а активный его участник, добывающий своим трудом знания. Эти знания наиболее прочные.

Одной из форм учебно – воспитательного процесса является внеурочная работа по химии: она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет получить различные полезные навыки, а, поэтому, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к школьникам, создает благоприятные условия для становления многосторонней личности, полного раскрытия его огромного потенциала.

Таким образом,  внеурочная работа – это форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством педагога для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в детализации и расширение школьной программы по химии [1].

Часто бывает, что круг интересов учащихся ограничен коллекционированием, любительским изучением отдельных элементов или соединений, цель учителя – с помощью внеурочных занятий дополнить и расширить кругозор школьников, как в области химической науки, так и в отношении научно – технических задач, ознакомить с профессиями и специальностями, связанными с профильным предметом и его приложениями.

Основным преимуществом внеурочного занятия по сравнению с уроком является то, что время, отводимое на внеурочную работу, используется по желанию школьников с использованием форм, отличных от урочной системы обучения – экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, дискуссии, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, научно-поисковые исследования, общественно-полезные практики и т.д [3].                         Как показывает практика, ребята активно принимают участие в выше перечисленных мероприятиях, основываясь на собственных интересах и увлечениях.

Ключевая направленность вышеперечисленных видов деятельности - это возможность формирования основополагающих компетентностей по химии, охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.

Сегодня одними из наиболее распространенных форм внеурочной работы, на которых реализуется исследовательская деятельность в школе, являются олимпиады и конкурсы. В меньшей степени представлены факультативные занятия и кружки. Следовательно, организация кружковой работы по химии в школе будет актуальна и вызовет большой интерес у учащихся. 

Кружок – это добровольная организация школьников с постоянным составом, работающая в определенной системе по плану под руководством педагога. Обычно в состав такой группы входит 10–15 человек, где занятия проводятся один раз в неделю или два раза в месяц, в отведенные дни недели с протяженностью 1,5–2 ч [2].

Общее направление деятельности кружковой работы отражено в плане, складывающемся из нижеуказанных позиций:

1. Самостоятельные исследовательские работы: опыты и наблюдения, решение расчетных задач;

2. Экскурсии, разные по содержанию, времени и месту проведения;

3. Тематические занятия: «Домашняя аптечка», «Оказание первой медицинской помощи при ожогах, травмах, порезах, ранениях»;

4 Организация химических вечеров и праздников в школе;

5. Изучение научной и научно-популярной литературы по определенным темам, составление рефератов и обзоров для доклада на заседаниях кружка.

Тематика кружковых исследований школьников может быть самой разнообразной: «Азот в пище, воде и организме человека», «Что такое нефть и как она появилась на Земле?», «Учебно - исследовательский анализ качества воды, взятой в реке Упе», «Использование дрожжей в пищевой промышленности», «Полиэтилен – знакомый незнакомец», «Подбор ассортимента растений для озеленения интерьера в зависимости от их химико-экологических особенностей» и т.п.

Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии.

Список использованной литературы:

1. Григорьев Д. В.  Внеурочная деятельность школьников  : методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. - 223 с. 

2. Кузнецов А. А. Профильное обучение: Типовые профили  / Под ред. А. А. Кузнецова. — М.: СпортАкадемПресс2005. — 212 с.

3. Приймак Е. В. Организация ученических исследований в урочной и внеурочной деятельности при изучении органической химии/ Е. В. Приймак// Академия педагогических идей «Новация» 2017. – № 11. – С.15-24.

Сведения об авторе:

Приймак Елена Витальевна – студентка 5 курса ТГПУ им. Л.Н. Толстого, факультет естественных наук,  e-mail: ainysik_2012@mail.ru

 

CIRCLE  - AS A FORM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Priymak E. V.

Student 5 courses of faculty of natural sciences

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Russian, Tula

 

Abstract. The article discusses the form of the educational process: extracurricular work in chemistry.  Discloses the general directions of the activities of the group work, as well as its differences from the lesson lessons.

Keywords: extracurricular activities, circle work, chemistry, research activities, circle.

References:

1.      Grigoriev D. V. Extracurricular activities of schoolchildren: methodical designer: manual for teachers / D. V. Grigoriev, P. V. Stepanov. - Moscow: Education, 2010. - 223 p.

2.      Kuznetsov A. A. Profile education: Typical sections / edited by A. A. Kuznetsov. - Moscow: Sportakadempress, 2005. - 212 p.

3.    Priymak E.V. Organization of student research in internal and extracurricular activities in the study of organic chemistry/ E.V. Priymak // Academy of Pedagogical Ideas “Novation” - 2017. - № 11. – P. 15-24.