Главная страница журнала "Центральный научный вестник"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Кожокина О.М.

Ассистент, кандидат биологических наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, г. Воронеж

Филозоп А.А.

Доцент, кандидат психологических наук

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Показана возможность применения кейс-метода на практических  занятиях по биохимии в медицинском университете. Разобран пример кейс-задания по теме «Химия простых белков».

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, кейс-метод, биохимия, практические занятия.

 

Актуальность проблемы. Использование интерактивных методов обучения во многом является основой реализации компетентностного, личностно-ориентированного  подходов, а также практической направленности высшего профессионального образования [1].

Одним из перспективных способов осуществления образовательного процесса выступает выполнение студентами кейс-заданий. Метод кейса относится к группе неигровых имитационных приемов интерактивного обучения. Это метод проблемно-ситуационного анализа, который позволяет применить теоретические знания для решения практических задач по биохимии. В процессе работы над ситуацией у студентов развиваются исследовательские, аналитические, коммуникативные навыки. Данная образовательная технология направлена на осуществление совместного обучения; и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса.

Результаты исследований. Важнейшим условием получения будущими врачами практических навыков в области биологической химии является приобретения глубоких теоретических знаний по данной дисциплине [2; 3]. Использование кейс-метода позволяет заинтересовать студентов и облегчить восприятие сложного материала.

Рассмотрим одни из примеров кейс – задания, выполнение которого предусмотрено при изучении темы «Химия простых белков».

Задание: Изобразите белковую молекулу. На поверхности обозначьте 3 карбоксильные и 2 аминогруппы. Покажите заряд в водной среде. В какой среде находится его изоэлектрическая точка? Устойчив ли белок при нагревании? Напишите формулы заряженных аминокислот.

Решение: Первым этапом выполнения данного задания является схематическое изображение белковой молекулы в виде глобулы. На поверхности в произвольном порядке изображаются 3 карбоксильные и 2 аминогруппы. Рядом необходимо представить данную глобулу в заряженном виде. Студенты должны помнить, что в водной среде карбоксильные группы диссоциируют и приобретают отрицательные заряды; аминогруппы присоединяют протоны водорода и становятся положительно заряженными. Общий заряд белка «-1». Делается вывод, что изоэлектрическая точка находится в слабокислой среде. Далее нужно определить термоустойчивость молекулы. Важнейшим фактором стабильности белков является величина заряда. Данная молекула имеет очень низкий заряд. Студенты должны сделать вывод о неустойчивости анализируемого белка при нагревании. При достижении температуры 50ºС развивается термическая денатурация. Также для выполнения задания необходимо привести формулы заряженных аминокислот. Студенты должны помнить, что существует две отрицательно заряженные аминокислоты (глутаминовая и аспарагиновая) и три положительно (аргинин, гистидин, лизин).

Таким образом при выполнении данного кейс-задания студенты последовательно отвечают на большое количество взаимосвязанных вопросов изучаемой темы. Происходит не пассивная трансляция полученных знаний о строении и свойствах протеиновых молекул, а отрабатывается навык их применения для решения конкретных поставленных задач по анализу структурно-функциональных особенностей белков.

Вывод. Применение интерактивных методов обучения пробуждает у студентов интерес к предмету. Как следствие сложный теоретический материал воспринимается легче и в интересной форме, эффективность усвоения значительно повышается. Студент стремится самостоятельно найти решение поставленной задачи. Происходит активное формирование профессиональных навыков. Обеспечивается реализация компетентностного подхода.

Список использованной литературы:

1. Есауленко И.Э. Технологический подход в педагогическом процессе как необходимое условие совершенствования качества высшего медицинского образования / И. Э. Есауленко, И. Е. Плотникова, С. В. Колотий // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12, № 3 (2). - С. 299-300.

2. Кожокина О.М. Интерактивные методы обучения на практических  занятиях по биохимии в медицинском университете / О.М. Кожокина, Е.Л  Макарова // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 18 (59). – С. 5-6.

3. Кожокина О.М. Практика использования ситуационных задач на занятиях по биологической химии в медуниверситете / О.М. Кожокина, Е.Л  Макарова // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3, № 20 (61). – С. 18-19.

Сведения об авторах:

Кожокина Оксана Михайловна – кандидат биологических наук, ассистент кафедры биохимии ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Россия, г. Воронеж

Филозоп Александр Анатольевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИДПО ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, Россия, г. Воронеж

 

THE USE OF THE CASE METHOD IN PRACTICAL CLASSES IN BIOCHEMISTRY AT THE MEDICAL UNIVERSITY

Kozhokina O.M., Philosop A.A.

Abstracts. The possibility of using the case-method in practical classes on biochemistry at the medical University is shown. An example of a case study on the topic «Chemistry of simple proteins».

Keywords: interactive teaching method, case method, biochemistry, practical class.

References:

1. Yesaulenko I. E. Technological approach as the basis for medical higher education quality improvement / I. E.Yesaulenko, I. E. Plotnicova, S. V. Kolotiy // Proceedings of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. – 2010. – Т. 12, № 3 (2). - P. 299-300.

2. Kozhokina O.M. Interactive teaching methods in practical classes in   biochemistry at the medical university / O.M. Kozhokina, E.L. Makarova // Central science bulletin. - 2018. – Vol. 3, № 18 (59). – P. 5-6.

3. Kozhokina O.M. The practice of using situational problems in the classroom of biological chemistry in medical university / O.M. Kozhokina, E.L. Makarova // Central science bulletin. - 2018. – Vol. 3, № 20 (61). – P. 18-19.